Чувственное и рациональное познание
Чувственное отражение. Познание человеком мира начинается с чувственного контакта с ним, с «живого созерцания». Под «живым созерцанием» понимают чувственное отражение действительности в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Все эти формы, как и познание в целом, обобщены и обусловлены практикой, и потому не могут быть сведены, как это делалось метафизическим созерцательным материализмом, к пассивной чувственности изолированного индивида.
Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений вследствие их непосредственного влияния на органы чувств человека. Ощущение - это те каналы, которые связывают субъект с внешним миром. Но, будучи результатом непосредственного влияния лишь отдельных свойств и сторон объектов, ощущение хотя и есть источником познания, вместе с тем не дает целостную характеристику действительности, а лишь одностороннюю ее картину. Более сложной формой отражения есть восприятие.
Восприятие - это чувственное отражение предметов и явлений действительности в совокупности присущих им свойств при непосредственном действии их на органы чувств человека. Восприятие - это целостный, многоаспектный, чувственный образ действительности, который возникает на основе ощущений, но не является их механической суммой. Это качественно новая форма чувствительного отражения действительности, которая выполняет две взаимосвязанные функции: познавательную и регулятивную. Познавательная функция раскрывает свойства и структуру объектов, а регулятивная - направляет практическую деятельность субъекта согласно этим свойствам объектов. Восприятие имеет активный характер.
Представление - это чувственный образ, форма чувственного отражения, которая воссоздает свойства действительности по отраженным в памяти следам предметов, которые ранее воспринимались субъектом.
Представление - это чувственный образ предмета, который уже не действует на органы чувств человека; это обобщенный образ действительности. Представление делится на образы памяти и образы воображения. С помощью образов воображения создается картина будущего.
Чувственное отражение, как уже отмечалось, является источником любого знания о действительности. Тем не менее, выделение чувственного познания как начального этапа познания имеет смысл лишь в том случае, когда решается вопрос об источнике наших знаний о действительности. Вообще же чувственное отражение лишь в том случае принимает статус знания, когда оно функционирует в органическом единстве с деятельностью мышления, подчиненное его категориальному аппарату, направляется ним и подтверждается практикой, содержит в каждой из своих форм человеческий смысл и значение.
Рациональное познание. Чувственное отражение и его основные формы, хотя и являются необходимой стороной познания, ограничены в своих возможностях давать истинное знание. Поэтому знание о действительности, которой она является, независимо от субъекта, достигается дальнейшим развитием форм познания, которые выводят за границы непосредственной чувственности. Такой высшей сферой в сравнении с чувственным отражением, качественно новым уровнем отражения действительности является рациональное познание, деятельность мышления.
Мышление - это процесс активного, целенаправленного, обобщенного, существенного и системного воспроизведения действительности и решения проблем ее творческого преобразования в таких логических формах, как понятие, суждение, умозаключение, категории.
Понятие - это форма рационального познания, в которой отражается сущность объекта и дается его всестороннее пояснение. Понятие как знание сущности, знание об общем и закономерном формируется, в конце концов, на основе практики, поскольку именно в процессе практики субъект может определить существенные и несущественные стороны действительности. Изменение понятий является результатом изменения наших знаний о действительности или самой действительности, которая отражается в понятиях. Если новые знания не укладываются в рамки старых понятий, то происходит изменение понятий, уточнение их содержания или создания новых.
Суждение - это логическая форма мышления, в которой утверждается или отрицается что-то относительно объекта познания. В суждениях выражается связь между понятиями, раскрывается их содержание, дается определение. По сути дела, связь между понятиями выражается в суждениях, а сами понятия являются следствием деятельности мышления в форме суждений, системы их.
Умозаключение - это логический процесс, в ходе которого из нескольких суждений на основании закономерных, существенных и необходимых связей выводится новое суждение, которое своим содержанием имеет новое знание о действительности.
По характеру получения новых знаний умозаключения разделяются на такие основные виды:
· индуктивные - движение мысли от суждений менее общего характера к более общим;
· дедуктивные - движение мысли от суждений более общего характера к менее общим;
· умозаключения по аналогии, - в ходе которых на основании сходства или отличия некоторых точно выявленных свойств ряда объектов приходят к выводу о сходстве или отличии иных свойств этих объектов.
Рациональное и чувственное - это диалектически взаимосвязанные стороны единого познавательного процесса, которые лишь в единстве могут давать адекватную картину действительности.
Творческое воображение. Воображение - это специфический сплав чувственного и рационального в познании, где чувственность служит основой, материалом для создания образов воображения, а мышление играет программирующую роль, дает возможность логически "достроить" целостный и общий образ действительности.
Познание, давая адекватное отражение действительности, тоже должно быть творческим процессом. Пути реализации познавательного творчества многогранны. Познавательное творчество реализуется как в процессе формирования знаний, так и в процессе его теоретической интерпретации, в выявлении и осмыслении его сущности, сферы применения и значимости, а также в практическом использовании.
Интуиция - это способность непосредственного постижения истины, такая форма познания, когда из-за неосознанных в данный момент времени признаков и, не сознавая дороги движения собственной мысли, субъект получает новое объективно истинное знание о действительности. Интуиция - это кульминационный момент творческого процесса, когда все элементы познавательной проблемы, которые были до этого в отделенном состоянии, объединяются в единую систему. Основные характеристики интуиции при исследовании: непосредственность, неожиданность, неосознанность путей получения новых знаний. Однако изучение творчества выдающихся ученых доказывает, что интуиция - это не внезапное проникновение в сущность явлений путем мгновенного "озарения", как считают представители иррационализма, не полная неожиданность, а явление закономерное, зависящее от полноты логического анализа проблемы. Внезапность интуитивного вывода связана с такой характеристикой интуиции, как мгновенный учет великого множества данных и факторов ситуации. Эта внезапность есть результат синтетической деятельности мышления, внутренние процессы которой не осознаются субъектом, поскольку отсутствует видимая связь результата с предыдущей интеллектуальной деятельностью. Путем интуиции осуществляется переход от постепенных количественных изменений в выяснении и осмыслении познавательной проблемы к результативному ее решению. Внезапность и неожиданность знаний, полученных путем интуиции, является таким лишь по отношению к ожидаемым результатам. Вместе с тем оно есть целиком «ожидаемым», «таким, что отвечает чаяниям» относительно общественно-исторических законов развития познания и практики.
Интуитивное открытие не является и непосредственным знанием, оно лишь имеет такой вид, поскольку достигается в основном в сфере подсознательной психической деятельности субъекта. На самом деле интуиция всегда опосредована всем сложным ходом предыдущих познавательныхпроцессов, которые были направлены на решение данной проблемы. Интуитивные открытия становятся возможными лишь тогда, когда ученый обработал определенный фактический и теоретический материал.
Пояснение и соображение. Интуицию нужно рассматривать в единстве с логическими способами и формами познания. В сложнейших логических доказательствах всегда вплетена интуиция, которая выступает элементом, объединяющим всю цепь доказательств в целостность, являясь необходимым элементом осмысления и соображения.
Соображение - это процесс и результат духовно-практического и познавательного освоения действительности, когда внешние объекты привлекаются к осмыслению человеческой деятельности, выступают ее предметным содержанием. Соображение - это форма освоения действительности, что раскрывает и воссоздает содержание объекта. Все это невозможно осуществить исключительно способами рационального познания. Здесь человек использует все формы познания, в том числе и интуицию.
Пояснение - это раскрытие сущности предметов и явлений путем выяснения причин их возникновения и существования, наличие законов их функционирования и развития. Наиболее развитой формой пояснения есть научное объяснение, которое основывается на осмыслении теоретических законов возникновения, функционирования и развития объектов. Пояснение - это важный стимул развития познания, его категориального и концептуального аппарата, а также основа разработки критериев и оценок адекватности знания. Любое пояснение строится на основе того или иного соображения действительности, которое характеризует целостность знания, его осмысленность и определенную оценку. Соображение - это прежде всего осмысление знания, проявление и реконструкция его смысла, а также оценка через общественно значимые ценности человеческой жизнедеятельности и культуры. Теоретическое освоение действительности предусматривает не только получение знания о мире, а и понимание этого мира.
Знание, пояснение и соображение - это необходимые моменты взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью которых он накапливает определенную информацию об объектах, которые включены в общественную практику. Но такое накопление предусматривает также периодическое упорядочение и переосмысление знаний, что ведет к углублению понимания мира.
Мышление, кроме логических законов, которые выражают абсолютно точные и строго определенные связи между высказываниями и их элементами, опирается и на определенные принципы вероятного регулирования, что хоть и не гарантирует безошибочного решения проблем, все же обеспечивает движение научного поиска в надлежащем направлении. В процессе научного исследования субъект вынужден прерывать постепенное логическое соображение интуитивными прыжками. Логика и интуиция - это два взаимообусловленных механизма научного творчества, которые дополняют друг друга и не существуют изолированно друг от друга.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 1041;