Этические проблемы новых репродуктивных технологий.
XXI век справедливо называют веком биотехнологий. Однако уже в XX в. достижения в области медицины и биологии во многом изменили жизнь человека и общества. Современное биомедицинское знание позволяет настолько глубоко проникнуть в человеческую природу, что человек как бы сам становится ее «создателем» и «производителем». Особенно ярко это проявляется в репродуктивных технологиях и генной инженерии. Неуправляемое использование новых технологий может отразиться не только на людях, к которым их применяют и на их потомстве, но и на общественных отношениях и, прежде всего на состоянии традиционной семьи.
В силу этого, по некоторым прогнозам это, безусловно, будет влиять и на демографические процессы. С полным основанием можно сказать, что новые технологии искусственного размножения, освобожденные в своем применении от каких-либо этико-правовых ограничений, могут стать реальным фактором разрушения традиционных общественных устоев.
Еще в начале XX века зарождение человеческой жизни, считалось великой тайной. Сегодня оно превращается в техническую манипуляцию под названием «новые репродуктивные технологии». Оценки эффективности этого метода у разных специалистов в разных странах не совпадают. Понятие «новые репродуктивные технологии» (НРТ) включает разные виды искусственного оплодотворения.
Первым методом в ряду новых репродуктивных технологий (НРТ), стала искусственная инсеминация. При некоторых формах бесплодия семя мужа или донора вводится в половые пути женщины, минуя губительные для него барьеры. Метод используется, как при женской, так и при мужской репродуктивной патологии. Механизм метода при интракорпоральном оплодотворении следующий: сперматозоиды вводятся в полость матки. Через маточную трубу они проникают в брюшную полость и оплодотворяют одну наиболее созревшую яйцеклетку. Затем она имплантируется (приживляется) и продолжает свое развитие. Заметим, что проблема «лишних» эмбрионов и их преднамеренного уничтожения при использовании данного метода не возникает. В среднем беременность возникает в 25 из 100 случаев, однако, согласно некоторым авторам, этот процесс не самом деле ниже и не превышает 15–16 %. Процент успеха метода искусственного осеменения в переводе на число детей, рожденных в результате курса терапии, колеблется в пределах от 10–20 %.
Следующий вид искусственного оплодотворения – экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) и перенос эмбриона в полость матки (ПЭ). Процедура доказала свою эффективность при бесплодии – как женском так и мужском. Обычный цикл ЭКО предусматривает гиперстимуляцию яичников, изъятие яйцеклеток, отбор семени, оплодотворение, выращивание эмбриона в культуре и последующую пересадку эмбриона.
По отношению к человеческому эмбриону действенны все нравственные обязательства, которые приложимы к человеку после его рождения. В связи с этим встает проблема, связанная с определением правового статуса эмбрионов, их правовой защиты.
Но еще более серьезную озабоченность этического порядка вызывают произвольные манипуляции в области суррогатного материнства. По статистическим данным таких детей в мире порядка полутора тысяч, а в нашей стране немногим более десяти. Суть рассматриваемого метода заключается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, которая по состоянию здоровья не может иметь детей.
Нравственное отношение к человеческой жизни необходимо, чтобы защитить человеческую жизнь от попыток произвольного манипулирования ею. Человеческая жизнь с самого момента своего зачатия зависит от помощи поддержки окружающих. Жизнь зарождается, развивается и осуществляется именно в сообществе сострадающих и соучаствующих в ней людей. Доверие, которое существует между людьми, обеспечивает благополучие в обществе. Очень важным представляется дальнейшее исследование поставленной проблемы и создание соответствующей системы нормативного регулирования в государстве. При этом следует учитывать, что затронутая сфера – область не только морально-этического, правового, но и национально-государственного интереса.
Темы рефератов и докладов:
1. Медицина и демографический кризис.
2. Монотеистические религии мира об искусственном аборте.
3. История формирования медицинских и социальных показаний к аборту.
4. Социальные и демографические аспекты проблемы аборта.
5. Либеральные основания «прав женщины на аборт». Феминизм: женщины против деторождения.
6. Положительный опыт профилактики абортов (Медико-просветительский центр «Жизнь»).
7. Суррогатное материнство как фактор кризиса идентичности человека.
8. Проблема социального и биологического отцовства и материнства.
9. Этические проблемы «новых технологий зачатия» (оплодотворение in vitro, клонирование).
10. Медицинская сексология и нравственная антропология: основания несовместимости.
11. Использование эмбриональных стволовых клеток (ЭСК) в медицинской практике: проблемы и последствия.
12. «Искусственное» размножение и «естественная» мораль.
Вопросы для самоконтроля:
1. Является ли человеком тот, кто должен стать человеком?
2 В каких странах закон защищает ребенка с момента зачатия?
3 Каковы временные параметры формирования основных органных систем плода?
4 Перечислите основные этико-философские трактовки проблемы начала человеческой жизни.
5 Назовите страны, в которых запрещены искусственные аборты.
6 Назовите основные аргументы сторонников абортов.
7 Перечислите основные этические проблемы ЭКО.
8 Что такое «кризис идентичности» человека вообще и ребенка в частности?
9 Назовите страны, в которых запрещены технологии ЭКО.
10 Имеет ли право врач отказаться от проведения искусственного аборта на основании своих нравственных и религиозных убеждений?
11 Когда возникает понятие «социальные показания» к искусственному прерыванию беременности и каково его содержание?
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 3378;