Сущность и специфика морали. Ее структура и функции.

Этика как философская дисциплина.

ЭТИКА (от греч. etikos – относящийся к нраву, характеру) – философская дисциплина, предметом изучения которой является мораль (нравственность). Возникновение этики как термина и особой дисциплины связано с именем Аристотеля. Греческий мыслитель определял ее как практическую философию, целью которой являются не знания, а поступки, и которая призвана дать руководящие идеи для поведения человека и способствовать его нравственному совершенствованию.

При всем многообразии этических систем можно выделить ядро проблемного поля этики, которое концентрируется вокруг следующих вопросов: Что есть добро и зло, добродетели и пороки?, Что такое счастье?, В чем смысл жизни?, Что есть свобода, долг, совесть, любовь? и др. Однако этика исследует не только фундаментальные ценности и цели человеческой жизни, но также анализирует природу и внутреннюю структуру морали, изучает ее генезис и историческое развитие, исследует различные моральные системы, пытается обосновать мораль (доказать необходимость исполнения моральных требований), выясняет ее место и роль в системе других феноменов культуры.

Таким образом, этику можно определить как рефлексию* над моральными основаниями человеческой жизни.

Сущность и специфика морали. Ее структура и функции.

МОРАЛЬ(от лат. moralis – относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам) – совокупность принципов и норм поведения, ценностей и идеалов, которые регулируют отношения между людьми.

Следует отметить, что данное определение морали не может исчерпывать все ее многогранное содержание. Мораль необходимо рассматривать и как феномен общечеловеческого бытия, который отражает область социально значимого и необходимого поведения, выраженного в совокупности принципов и норм; и как феномен личностного бытия, отражающий цели и мотивацию поступков человека, характеризующий его нравственные качества; и как духовный феномен, фиксирующий стремление человека к соотнесению своего конечного существования с вечными ценностями.

Специфика морали заключается в следующих чертах:

- императивный (от лат. imperativus – повелительный) характер морали. Мораль предстает как совокупность требований (Делай добро! Будь справедливым! и др.) и запретов (Не убей!, Не кради! и др.), которыми человек должен руководствоваться в своих поступках;

- ценностно-оценочный характер морали. Мораль представляет собой сферу ценностей (Добро, Свобода, Счастье, Милосердие и др.), через призму которых осуществляется оценка мотивов, поступков, нравственных качеств человека, а также различных явлений социальной действительности, ориентиров и нравов, которые характеризуют социальную жизнь;

- всеобщность и универсальность морали. Предписания морали пронизывают все сферы жизни человека и общества, распространяются на всех людей без исключения, применимы в самых различных ситуациях и носят общечеловеческий характер (у всех людей есть некоторые общие представления о добродетельном, правильном, справедливом и др.);

- в морали отражается антитеза должного и сущего. Сущее как фактическое положение дел не совпадает с должным – нравственно-идеальным бытием. Это несовпадение задает стремление человека как существа, полагающего и реализующего нравственные ценности, к воплощению должного в реальном бытии и восстановлению единства должного и сущего;

- мораль предполагает автономию субъекта – способность личности к свободному выбору, самоопределению и «нормотворчеству». Руководствуясь общечеловеческими нравственными требованиями в качестве идеально-должного, человек самостоятельно делает выбор своего поведения, намечает цель и средства ее достижения, исходя из реальных возможностей и конкретной ситуации. Определяющими механизмами такого выбора являются чувства долга, совести, осознание ответственности за свой моральный выбор и др.

В сравнении с другими регулятивами поведения человека (обычаями, правом, административно-корпоративными нормами и т. п.) мораль обладает своими особенностями. Мораль неинституциональна, так как не нуждается в социальном институте, который бы создавал моральные императивы и ценности, поддерживал их функционирование в обществе и осуществлял контроль над их исполнением.

Различие между правом и моралью заключается, прежде всего, в способе регуляции отношений между людьми. Если исполнение норм права обеспечивается властью государства (аппаратом правосудия), то требования морали поддерживаются силой общественного мнения и личной убежденностью человека.

Мораль не может быть сведена к обычаям – исторически сложившимся и повторяющимся в определенных обстоятельствах формам поведения, так как в основе морали лежит свободное волеизъявление человека, позволяющее ему внутренне мотивировать и оценивать свои действия исходя из критериев добра и зла. К тому же господствующие в данный момент в обществе нравы и обычаи могут несоответствовать моральным ценностям и принципам.

Сложный характер феномена морали определяет различия в ее философско-этических трактовках. Фундаментальными проблемами теории морали являются проблема определения источника происхождения морали, а также проблема структурирования морали.

В истории философско-этической мысли сложились следующие концепции происхождения морали:

а) натуралистическая концепция выводит мораль из природы, представляет ее как момент развития природных (биологических) закономерностей;

б) социологизаторская концепция истоки морали связывает с развитием общества, представляет ее как элемент общественной организации, разновидность социальной дисциплины;

в) антропологическая концепция выводит мораль из природы человека, трактует ее как сущностную характеристику человеческого бытия;

г) религиозная концепция возникновение морали связывает с трансцендентным источником – Богом.

В философско-этической литературе можно встретить различные варианты структурирования разнообразных нравственных явлений. Один из вариантов предполагает выделение следующих компонентов морали:

а) моральные нормы – конкретные правила поведения, определяющие как человек должен вести себя по отношению к другим людям и самому себе в типичных ситуациях («уважай старших», «не лги» и т. п.);

б) нравственные качества личности – характеристика поступков и отдельных сторон поведения человека, выступающих как свойство его характера (доброта, честность, мужество, скромность и др.);

в) моральные принципы –фундаментальные представления человека о должном поведении («золотое правило нравственности» и др.);

г) моральные идеалы – конечная цель, к которой направлено нравственное развитие человека и общества, и которая является ориентиром для самосовершенствования человека;

д) моральные ценности – основа моральных ориентиров, выраженная в представлениях о Добре, Счастье, Свободе и др.

Функции морали:

а) гуманизирующая – раскрывает меру человеческого в человеке;

б) регулятивная – регулирует поведение человека и отношения людей в обществе;

в) воспитательная – формирует человеческую личность и ее самосознание;

г) ценностно-ориентирующая – задает смысложизненные идеалы и ценности, позволяет оценивать различные явления и поступки;

д) познавательная – позволяет раскрывать смысл явлений сквозь призму понятий добра и зла, справедливости, долга, ответственности и др.

 








Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 12858;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.