Закон отрицания.
Категорию «отрицание» ввел в философию Гегель. Но Гегель вкладывает в отрицание чисто идеологический смысл. Продолжая его идеи, Маркс и Энгельс сохранили термин «отрицание» и истолковали его материалистически.
Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицания. Метафизика считает, что отрицание – это отбрасывание, абсолютное отрицание старого. Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает начисто старое, а сохраняет все лучшее, что в нем имелось. Но не только сохраняет, а также перерабатывает, поднимает на более высокую ступень. Диалектика рассматривает отрицание не как уничтожение, отвержение чего-либо, а как момент развития. Если мы анализируем какой-то момент действительности, то нельзя однозначно сказать старое это или новое, так как оно представляет собой диалектическое единство. И, тем не менее, новое – это преобразованное старое. Нельзя отрицать полностью старое (отрицать старое нигилистически). Новое возникает на основе старого. Новое неодолимо, но его следует заметить, содействовать развитию ростков нового в старом, создавать условия для развития нового. Замена старого новым обозначается термином «отрицание», что означает:
1)Это результат внутренней противоречивости вещей и явлений. Это то, что им присуще само по себе. Это само отрицание.
2)Диалектическое отрицание противоречиво по природе своей и результативно. Оно представляет единство уничтожения или разрушения и возникновения, создания нового.
3)Отрицание конкретно и разнообразно. Все зависит от того какова природа вещи и условия развития.
Итак, диалектическое отрицание характеризуется двумя существенными чертами:
1)Оно есть условие и момент развития. Это означает, что только то отрицание, которое служит предпосылкой для возникновения каких-то новых более совершенных форм, есть отрицание.
2) Отрицание – это момент связи старого и нового. Это означает, что отрицание, сохраняя все ценное и положительное, что было накоплено в явлении на предшествующих стадиях, одновременно уничтожает устаревшее, все то, что мешает дальнейшему развитию. Новое в качестве отрицания старого не просто уничтожает его, а как бы снимает. Термин «снятие» и означает диалектическое отрицание. Предшествующее одновременно и отрицается, и сохраняется. Оно сохраняется в двояком смысле:
а) без предшествующего развития не было бы основы для новых форм.
б) все, что сохраняется на предшествующей ступени развития, переходит на последующую ступень в преобразованном виде.
Таким образом, для диалектического понимания отрицания характерно признание преемственности, связи нового со старым в процессе развития.
С возникновением нового развитие не прекращается и всякое новое не остается вечно новым. Развиваясь, оно готовит предпосылки для возникновения еще более нового. И как только эти предпосылки возникнут, то снова наступает отрицание. Но это уже отрицание отрицания, то есть это отрицание того, что раньше преодолело старое, замена нового еще более новым. Развитие выступает, таким образом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отрицаний.
Поскольку высшая ступень развития отрицает в низших только то, что устарело, умножая то, что является более высоким достижением, развитие приобретает поступательный характер. Прогресс и есть то общее направление, которое характерно для диалектического развития.
Закон отрицание отрицания характеризует развитие не как определенный путь с возвратом в определенную точку, не как полное отсутствие чего-либо между полными стадиями.
Законы диалектики дают возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление и тенденции, сознательно содействовать или мешать становлению нового.
Лекция: «Философская теория о познании»
План:
1. Структура процесса познания.
2. Чувственное и рациональное познание и их соотношения.
3. Проблемы истины в познании.
4. Практика как критерии истины в познании.
Дата добавления: 2015-06-10; просмотров: 753;