Возрождение в Нидерландах

Искусство Северного Возрождения

Возрождение вне Италии развивалось в таких странах, как Германия, Нидерланды, Франция, Англия. В отличие от итальянского для Северного Возрождения характерны такие особенности, как большая связь со Средневековьем и готикой, условность и символизм формы, своеобразное «обытовление» библейских, а позже античных сюжетов, любовное внимание к деталям, более позднее развитие по сравнению с итальянским Возрождением.

 

Возрождение в Нидерландах

С конца XV в. Нидерланды в результате династического брака становятся владением Габсбургов и входят в состав Священной Римской империи. В начале XV в. в Нидерландах рождается национальная художественная школа со свойственным ей чувством единства человека и природы.

Ян ван Эйк (1390-1441) стал подлинным реформатором живописи. Одним из первых художник использовал технические возможности масляной живописи. Наиболее прославленным творением ван Эйка является Гентский алтарь, созданный в 1426-1432 гг. для капеллы Вейдта в гентской церкви св. Бавона. Он представлял собой большой двухъярусный многостворчатый складень, темой которого было прославление божественных творений и самого Бога. В нижнем ярусе «Поклонение агнцу» (символу крестной жертвы) представляет грандиозную панораму мира, в котором потоки людей движимы любовью к Творцу. В верхнем ярусе складня изображены небесные сферы с Богом-отцом, Марией и Иоанном Крестителем; выполненные по сторонам фигуры Адама и Евы написаны очень реалистически. Ван Эйк писал и портреты, в одном из которых («Портрет четы Арнольфини») одним из первых использовал «зеркальную» тему (зеркало на картине за спинами портретируемых отражает самого художника). Сочетание библейского сюжета с реальной действительность ярко проявилось в картине «Мадонна канцлера Ролена». Канцлер, выступающий в роли донатора (заказчика и дарителя картины) изображен коленопреклоненным перед мадонной, а за окном виден реальный город, его жители.

Рогир ван дер Вейден (1399-1464) в совершенстве владел техникой масляной живописи, переходами света и воздуха. В центре внимания художника - сложный комплекс чувств и переживаний человека. Он не выписывал тщательно окружающую среду, сосредоточив свое внимание на изображении самого человека. Рогир был крупнейшим портретистом своей эпохи, среди его моделей - представители крупной бургундской знати.

Кисти Рогира ван дер Вейдена принадлежат триптихи «Алтарь Бладелена», «Алтарь Колумбы», картина «Святой Лука, пишущий мадонну»,где за окном изображен типично нидерландский городской пейзаж, люди на мосту.

Иероним Босх (1450-1516) родился в г.Хертогенбос в Южных Нидерландах. К раннему периоду его творчества относятся «Поклонение волхвов», «Брак в Кане». «Ессе Homo», «Корабль дураков», «Семь смертных грехов», «Фокусник». Средний период творчества приходится на 1480 -1510 гг., когда были созданы «Несение креста», «Увенчание терновым венцом». Чтобы понять мировосприятие Босха, надо знать, что он был членом Братства Богоматери. Адепты новой организации пытались спасти свою душу и приблизиться к Богу без помощи официальной церкви. Они считали себя братьями истиной веры, отвергая бесполезное уединение монастырей. Босх выбирал панорамный принцип построения композиции и форму триптиха. Его техника представляет собой способ, именуемый alla prima - метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. Для творчества художника характерны гротескные, фантасмагорические образы

Триптихи Босха. «Воз сена»(центральная часть) написан по нидерландской пословице: «Мир - это воз сена, и каждый выдергивает из него, сколько сможет».

В триптихе «Сады земных наслаждений» на переднем плане расположены идиллические группы мужчин и женщин, поедающих вишни, землянику, клубнику и виноград - символ неузаконенной брачными узами любви. Кавалькада скачущих на фантастических и реальных животных людей движется вокруг Источника молодости. В верхней части - Фонтан прелюбодеяния бьет из Озера похоти. Левая створка показывает земной рай, вокруг места сотворения Евы - животные, растения и минералы с разных частей земли. Правая створка - ад, в который превратилась земля. Вода, фонарь, нож, коньки - символы мужской и женской сексуальности. Заяц - символ вожделения и страха смерти, уши - знак несчастья. В центре правой створки – белый (птицеподобный) монстр. Тема внешних створок - сотворение мира. Босх изображает вселенную в виде прозрачного стеклянного шара. Мертвенно-бледное сияние луны освещает безлюдный мир.

В триптихе «Искушение святого Антония» в центре - шабаш ведьм, среди которых много страшных и странных существ, фантасмагорических образов. Левая створка представляет святого Антония, терзаемого жестокими демонами, правая - святого, который отворачивается от искусительницы.

 

Питер Брейгель Старший (1525-1569) предположительно родился около Бреды, был принят в члены антверпенской гильдии художников, затем отправляется в традиционное путешествие по Италии. С 1555 года после возвращения из Италии Брейгель работает как живописец и график, вводя пейзаж в нидерландскую живопись, предпочитая дерево холсту, малый масштаб большому. Брейгель-пейзажист передавал скромный облик фламандских деревушек, состояние природы в разное время года. Интерес к человеку Брейгеля породил картины на темы фламандских поговорок. Зарисовывая быт крестьян, Брейгель мало интересовался жизнью буржуа и аристократии, никогда не писал портретов. Брейгелю чужда сентиментальность в передаче непритязательной, подчас отталкивающей своей грубостью жизни простых людей. Время наивысшего расцвета творчества Брейгеля - с 1550 по 1569 гг. Испытав сильное влияние Босха, он создает серию гравюр «Семь смертных грехов». Первыми шедеврами Брейгеля стали «Нидерландские пословицы» и «Детские игры». Обе картины можно читать, как долгую историю. После переезда из Антверпена в Брюссель Брейгель пишет евангельские сюжеты, перенося их в современные ему Нидерланды. Так, сцена «Избиения младенцев» перенесена в заснеженную нидерландскую деревню, а «Обращения Павла» происходит на горном альпийском перевале.

Вершинные произведения мастера - «Зима. Охотники на снегу» из серии «Времена года», «Крестьянская свадьба», «Слепые», запоминается и его«Вавилонская башня»,хотя люди там изображены в качестве стаффажа.

Работам худож-ника свойственны одновременно прос-тота и философская глубина.








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1496;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.