Возрождение в Германии
Германия к началу XVI в. была раздроблена на множество карликовых государств. Это было время столкновения интересов различных классов, религиозных бурь. Распространялись еретические учения, в 1500 г. многие ожидали конец света. Расцвет культуры в Германии не был таким органичным, как в Италии. Собственного античного наследства не было, античность стала известна уже в переработке итальянцами. В отличие от становящегося светским искусства Италии, в Германии религиозность не умаляется, гуманисты-теологи выступают за обновление католической церкви.
В искусстве Германии XV - XVI вв. проявлялись реминисценции готики. Важное значение для развития немецкого искусства имели местные художественные традиции.
Альбрехт Дюрер (1471-1528). Возрождение в Германии называют эпохой Дюрера. Он первый немецкий художник, чья популярность была общеевропейской еще при жизни. Его талант в равной степени развивался в гравюре, живописи, теории искусства. Его творческое кредо выражено в трактате «Четыре книги о пропорциях», в котором он писал, обращаясь к художнику: «Не уклоняйся от природы».
Дюрер родился в Нюрнберге в семье ювелира, в 1489 г. закончил обучение и согласно цеховым правилам отправился путешествовать по городам Германии; странствия продлились 4 года. В 1493 г. Дюрер исполнил свой первый автопортрет, представ в образе мечтательного юноши с цветком в руке. Весной 1494 г. отец вызвал Дюрера в Нюрнберг, где тот женился на 15-летней Агнесс, дочери влиятельного нюрнбергского бюргера.
Вскоре после свадьбы художник отправился в Италию. Во время пребывания в Италии Дюрер уделял много внимания изображению нагого тела. Возвращаясь из Венеции в Нюрнберг, Дюрер запечатлел альпийские горы и лежавшие на его пути города в многочисленных акварелях.
1495-1500 гг. - начало самостоятельной деятельности, когда, вернувшись из Италии, художник одновременно стал пробовать себя в живописи, гравюре на дереве и меди. Дюрер создавал гравюры на мифологические, бытовые и литературные сюжеты. Он работает над алтарными образами, придавая им реалистическую достоверность. Портреты Дюрера положили начало расцвету этого жанра в немецкой живописи. К концу 90-х гг. его имя становится известным не только в Германии, но и в Европе, главным образом благодаря популярности гравюр. Он обратился гравюре на дереве, со временем перешел к созданию серий гравюр, соединенных в виде сброшюрованных книжек с сопроводительным текстом на обороте листов. Во второй половине 90-х гг. Дюрер переходит к новой технике: он вводит штриховку по форме изгибающимися линиями, применяет перекрещивающиеся штрихи, дающие глубокие тени. Среди лучших ксилографии этого периода - «Св. Екатерина» 1498 г., серия гравюр «Апокалипсис» («Четыре всадника»). Вторая серия гравюр на дереве носит название «Большие страсти». Она была завершена лишь в 1510-1511 гг. Первые 7 листов повествуют о самых трагических эпизодах жизни Христа («Моление о чаше», «Бичевание», «Се человек», «Несение креста», «Оплакивание» и «Положение во гроб»). Одним из самых популярных листов серии стало «Несение креста», в котором Дюрер представил Христа упавшим под тяжестью креста.
Тематика гравюр на меди разнообразна. Это и мифологические, и литературные, и бытовые сюжеты («Рыцарь, дьявол и смерть», «Блудный сын», «Три крестьянина», «Носорог»).
Гравюра «Меланхолия» 1514 г. является одной из самых загадочных работ Дюрера. Она изображает одиноко сидящую женщину в лавровом венке, олицетворяющую творческий гений. На боку у нее связка ключей и кошелек, на коленях - закрытая книга, в правой руке циркуль - символ геометрии и строительного искусства. На стене за спиной женщины висят весы, песочные часы, колокол и магический квадрат.
Главный герой Дюрера - человек, которого художник помещает в центре мироздания. Дюрер создает обобщающий тип человека эпохи Возрождения в «Портрете неизвестного» и «Автопортрете» 1500 г., где он изобразил себя в образе Христа. Дюрер помещал свои автопортреты во многих картинах, ставил свою монограмму на гравюрах и рисунках. В портретах влияние нидерландской школы сказывается в тщательности отделки деталей, для портретов характерна необычайная экспрессивность.
Дюрер предвосхитил возникновение пейзажа настроения, он считал, что в природе все достойно запечатления - кусочек дерна, кролик.
В картине «Четыре апостола» Дюрер создал монументальные фигуры людей, полных чувства собственного достоинства, уверенных в своей силе. Многофигурная «Поклонение Троице» поражает своей праздничной торжественностью. Идеальные образы людей созданы в диптихе «Адам и Ева».
В своих теоретических работах Дюрер разделил ремесло, в основе которого навык, и искусство, базирующееся на теории. Уже после смерти Дюрера, последовавшей в 1528 г., выходит его труд «Четыре книги о пропорциях человека».
Лукас Кранах Старший (1472-1553) родился в семье художника, позже стал придворным живописцем саксонского курфюрста. Кранах был знаком с Лютером, иллюстрировал его сочинения. В его ранних работах сочетаются драматизм и лиричность. В пейзажах все любовно и тщательно выписано. В монументальных алтарных композициях («Алтарь св. Екатерины», «Княжеский алтарь») художник использует и жанровые мотивы. Его «Мария с младенцем», «Венера» близки итальянским образцам, с которыми он был хорошо знаком. В портретах своих современников Кранах стремился к детальной передаче всех деталей внешнего облика («Автопортрет»).
В последний период творчества у мастера преобладают мифологические и сказочные сюжеты, проявляются черты маньеризма («Юдифь»).
Альбрехт Альтдорфер (1480-1538), глава «Дунайской школы», работал в Южной Германии и Австрии. Тематика его картин в основном библейская (росписи алтарей, драматическое «Распятие») и мифологическая.
Самое удивительное произведение Альтдорфера «Битва Александра с Дарием» 1529 г.; в ней действие разворачивается на фоне показанного сверху грандиозного пейзажа.
В творчестве художников «Дунайской школы» происходит единение человека с природой. Опора на античность носила в немецком Возрождении двоякий характер. Художники охотно брали сюжеты из античной истории и мифологии, но древнегреческие и римские сюжеты решены далеко не в античном духе.
Грюневальд - так ошибочно с XVII в. стали называть крупнейшего немецкого живописца, архитектора Матиса Нитхардта (1470-1528). Он работал во Франкфурте-на-Майне, Майнце, был придворным живописцем майнцских архиепископов и курфюрстов. В его творчестве наиболее полно выразился национальный дух, его мироощущение близко народному, религиозные образы трактованы в духе мистических ересей. Творческой манере Грюневальда присущи драматизм и экспрессия, особое соотношение цвета и света. Самое известное произведение Грюневальда - «Изенгеймский алтарь» представлял собой монуменальную девятичастную композицию, дополнением которой служила раскрашенная деревянная скульптура. В центре композиции - исполненная глубокого трагизма, передачи мук и боли сцена распятия Христа.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), моложе Дюрера на четверть века, как художник он формировался в эпоху зрелости Возрождения, став его самой яркой фигурой. Из всех немецких художников он был ближе всего к итальянскому Возрождению. В доме отца Ганса Гольбейна Старшего, известного живописца, он постигает азы живописи, странствует в качестве подмастерья, в зрелом возрасте работает во Франции, Нидерландах, с 1532 г. он остается жить в Англии, где ему покровительствуют Томас Мор и Генрих VIII. Самыми сильными сторонами дарования Гольбейна были рисунок и портрет. Ранние портреты Гольбейна созданы в технике серебряного карандаша, после 1522 г. мастер чаще прибегает к более мягким материалам - черному и цветным меловым карандашам. Он создал целую портретную галерею своих современников; среди лучших работ портреты Генриха VIII, Томаса Мора, Эразма Роттердамского, герцога де Моретта. Свои поздние портреты художник рисует на розовой бумаге, которая дает теплоту человеческому лицу.
Впечатляют его работы «Мертвый Христос» (поражает своим натурализмом) и «Послы» (странная фигура и ног людей – перспективно трансформирован-ный человеческий череп – напоминание о скоротечности жизни). Работал Гольбейн и в технике ксилографии, самая известная из серий его гравюр – «Пляски смерти», гротескно и драматически изображающая бренность человеческого бытия.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1207;