Организация эндокринных функций и общая эндокринопатия
Гормоны представляют собой эндогенные органические сигнальные молекулы системного действия. Они синтезируются в специализированных клетках желез внутренней секреции – эндокриноцитах и в нейроэндокринных клетках – апудоцитах, которые имеются практически во всех органах. Апудоциты производят короткоживущие пептиды, выполняющие функции, как гормонов, так и медиаторов. По химическому строению гормоны являются либо пептидами и производными аминокислот, либо стероидами – производными холестерина. В пептид – аминокислотную группу входят: катехоламины, тиреоидные гормоны, инсулин, глюкагон, АКТГ, СТГ и другие. Стероид - холестериновыегормоны представлены половыми гомонами, гормонами надпочечников и витамино-гормоном D.
Секреция гормонов из клеток – производителей в кровь происходит в различных режимах. У ряда гормонов она осуществляется в виде относительно постоянного потока - базальной секреции (например, паратирин, пролактин, тиреоидные гормоны). У других она происходит в микроимпульсном режиме – порционно (например, АКТГ, СТГ), а у некоторых (например, инсулин) сочетаются оба способа.
В более долговременном плане, поступление гормонов в кровь подчиняется определенным биоритмам. Например, циркадному (околосуточному) биоритму, зависящему от смены инсоляции в цикле день – ночь подчиняется секреция гормонов гипофизарно-надпочечниковой системы: кортиколиберин - АКТГ – глюкокортикоиды. В результате выброс конечных гормонов – глюкокортикоидов максимален к 7 – 8 часам утра и минимален к 20 часам вечера. Существуют ритмы короче суточных – ультрадианные и более длительные – инфрадианные. Так инфрадианной околомесячной биоритмике подвержена секреция гонадотропинов и половых гормонов. Суммарный результат биоритмики гормональной секреции определяет гормональный фон, от которого зависят околомесячные и сезонные изменения в физической, психоэмоциональной и интеллектуально-поведенческой деятельности человека.
Нарушения естественных биоритмов секреции гормонов – дизритмии являются важными факторами риска возникновения и развития нейроэндокринной патологии. Так, искажение нормального циркадного ритма АКТГ характерно для патогенеза болезни Иценко - Кушинга, а нарушение 15 минутной пульсирующей секреции инсулина – для патогенеза сахарного диабета. Знание гормональных биоритмов имеет решающее значение для осуществления наиболее безопасной фармакотерапии гормонами. Их применение на пике секреции минимизирует подавление собственной гормональной продукции, существенно снижая риск атрофии эндокринных желез и развития синдрома отмены.
Передачу сигналов управления гормоны реализуют через гормональные рецепторы клеток-мишеней. Гормоны – стероиды взаимодействуют с ядерными рецепторами клетки, вызывая либо экспрессию, либо репрессию ее генов. В результате активируется или подавляется синтез внутриклеточных ферментов. Гормоны пептидной группы взаимодействуют с рецепторами наружной клеточной мембраны и осуществляют прямую рецепторзависимую активацию ферментных каскадов. В итоге происходят изменения интенсивности и направленности клеточного метаболизма, необходимые организму в данный момент. Если эффекты гормонов реализуются на удалении от места их продукции, то такую регуляцию называют эндокринной, если в рядом расположенных клетках – паракринной, а если в клетке – продуценте, то - аутокринной.
После осуществления тканевого действия гормоны инактивируются или выделяются с мочой в неизменном виде. Инактивация происходит в клетках-мишенях, гепатоцитах печени и почечном эпителии реакциями синтеза (связывания с глюкуроновой, серной кислотами), окисления, восстановления или гидролиза. Гормоно-иммунные комплексы удаляются фагоцитами.
Наиболее важные процессы гомеореза (например, поддержание гомеостаза гликемии) регулируются, как правило, группой гормонов. В результате образуются сложные, многоконтурные системы контроля, создающие себе большой запас «прочности» и обеспечивающие точную и быструю «настройку» регулируемого процесса. Ключевым моментом в физиологии эндокринной системы является ауторегуляция синтеза и секреции гормонов. В большинстве случаев она осуществляется по механизму отрицательной обратной связи, когда конечный гормонсистемы подавляет продукцию пусковых гормонов. В значительной мере этот механизм поддерживается аффинностью гормональных рецепторов, которая изменяется в соответствии с избытком или недостатоком содержания гормонов в крови.
Представления об обратных связях в ауторегуляции эндокринной системы заложили основу для разделения эндокринных заболеваний на первичные и вторичные эндокринопатии. При первичных эндокринопатиях патологический процесс локализуется непосредственно в самой железе. При вторичных эндокринопатиях он находится в пределах гипоталамо-гипофизарного нейросекреторного аппарата, а дисфункция периферической эндокринной железы является его следствием.
Все эндокринопатии проявляются в двух вариантах – гипофункциональном и гиперфункциональном.
Гипофункциональные эндокринопатии вызываются следующими причинами:
♦- некрозом гормонпродуцирующих клеток эндокринной железы в ходе инфекционного процесса, массивной острой кровопотери, тромбоза сосудов, аутоиммунной агрессии, злокачественного опухолевого роста;
♦- дистрофическими изменениями в гормонпродуцирующих клетках гипоксического или ишемического генеза;
♦- наследственной ферментопатией энзима, необходимого для синтеза гормона;
♦- дефицитом компонентов, из которых образуется гормон и недостаточной активацией прогормона в гормон;
♦- снижением аффинитета периферических рецепторов к гормонам;
♦- недостаточностью механизмов контроля отрицательной обратной связи;
♦- атрофией самих клеток-мишеней для гормонов.
Гиперфункциональные эндокринопатии возникают в результате:
◊- гиперплазии (доброкачественной опухоли) гормонпродуцирующих клеток;
◊- аутоиммунной стимуляции гормонпродуцирующих клеток;
◊- образования избытка гормонов в опухолях - апудоцитомах помимо основной железы;
◊- чрезмерной и несвоевременной активации прогормонов в гормоны;
◊- передозировки гормонов;
◊- рецепторной гиперчувствительности к гормонам.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 625;