Развитие личности как педагогическая проблема
Понятие «личность» используется во многих науках в схожих значениях, так как имеет общее происхождение. В древнем театре персоной (личиной) называли маску, которую актер надевал на лицо. Эта маска указывала его место в театральном действе. Сейчас, говоря о человеке как личности, также имеют в виду его роль, но в более широком значении – место в обществе, положение среди людей, вклад в общество.
Личность – это системное социальное свойство каждого человека, имеющее у разных индивидов нечто общее и варьирующее в широком диапазоне индивидуализированные качественные характеристики. Социальная сущность человека приобретается в ходе общения и деятельности и выражается в достижении необходимого уровня активности и самосознания.
Проблема личности – острая, актуальная, центральная социальная проблема. Общество всегда таково, какой тип личности преобладает у его граждан.
Специфика педагогического подхода к личности выражается:
· во-первых, в рассмотрении становления личности в проявлении и изменении ее педагогических свойств – воспитанности, образованности, обученности и развитости;
· во-вторых, в признании факта возникновения и изменения педагогических свойств у каждого человека в процессе социализации – индивидуализированном и избирательном присвоении и усовершенствовании им разных видов опыта предшествующих и нынешнего поколений, а также субъективной переработке собственного опыта.
· в-третьих, в подходе к личности не как к пассивному объекту, а как к субъекту общественных отношений и педагогических систем, проявляющему активность и самостоятельность в усвоении опыта и формирующему самого себя, а потому несущему личную ответственность за свой жизненный путь. Задача педагогики – помочь человеку стать мыслящей личностью, гражданином своей страны и мира, понимающей свое место и поведение в обществе и для своей самореализации, ориентированной на сохранение и упрочение общечеловеческих ценностей.
Основы теории развития личности как составной части педагогики заложил великий русский педагог К.Д. Ушинский. В своих трудах «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», «Труд в его психическом и воспитательном значении» он исходил из принципа антропологизации педагогического знания. Сочетание различных наук в рамках педагогической антропологии является, по мнению К.Д. Ушинского, своеобразным выражением идеи целостности человека. Педагогическая деятельность требует многосторонних знаний о ребенке, о его развитии как личности.
В философской, психологической, педагогической литературе даются разные дефиниции понятия «развитие». В «Философской энциклопедии» развитие определяется как высший тип движения, изменения материи и сознания, переход от одного качественного состояния к другому, от старого к новому.
В психологии термин «развитие» традиционно употребляется тогда, когда речь идет о каком-либо изменении – прогрессивном или регрессивном.
В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности от одной возрастной ступени к другой. Это процесс количественных и качественных изменений в физической и психической сферах человека, происходящий под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существует три концепции соотношения биологического и социального в развитии человека и формировании его как личности.
Представители биологической концепции (З. Фрейд и др.) считают личность сугубо природным существом, и все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов. Поэтому, по их мнению, воспитание не может качественно изменить процесс развития.
Представители социологической концепции считают, что определяющее влияние на развитие личности оказывает социальная среда, а воспитание призвано корректировать характер ее влияния.
Согласно биосоциальной концепции, психические процессы имеют естественную основу, а направленность личности формируется под воздействием социальной среды.
Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Эти два процесса воздействуют на человека одновременно и комплексно, причем интенсивность и качество их воздействий неодинаковы на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми, и зависит это от многих обстоятельств.
Движущими силами развития личности являются противоречия: внутренние и внешние, общие и индивидуальные.
Внутренние противоречия возникают между возрастающими требованиями человека к себе и тем потенциалом, которым человек располагает. Внешние противоречия стимулируются силами извне. Например, противоречие между требованием, предъявляемым школой, и желанием учащегося. Общие противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречие между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Индивидуальные противоречия характерны для каждого отдельного человека. Когда противоречие разрешается, человек переходит на более высокую ступень своего развития.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1313;