Становление педагогики как науки

Значение греческого слова``педагогика''(``пайдос'' - дитя и ``аго'' - вести) - вести детей. Если воспитание как особая общественная функция появилось 40 тысяч лет назад, с зарождением первобытного общества, то педагогика в качестве науки оформилась значительно позднее: до начала XVII в. педагогика развивалась в рамках философии.

Глубокие мысли о воспитании содержатся в трудах древнегреческих философов.

ДЕМОКРИТ (460-370 гг. до н. э.) считал целью воспитания эвтимию - хорошее расположение духа. Полагал, что воспитание можно получить везде и всегда, огромное значение в воспитании придавал среде, примеру взрослых, воздействию ``доводами'': ``Тот, кто воспитывает в добродетели убеждением и доводами рассудка, окажется лучше, чем тот, кто применяет закон и принуждение''. Одним из первых поставил вопрос о природосообразности воспитания: ``Природа и воспитание подобны. А именно - воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает [ему вторую] природу''. Отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей, осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Указывал на огромную роль труда в воспитании: ``Прекрасное постигается путем изучения и ценой больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда''.

Целью умственного воспитания должно быть не накопление знаний, а развитие ума, упражнение в мышлении. Основными мотивами совершенствования, по Демокриту, является детская любознательность, а задача учителя - побуждать внутреннее влечение детей к учебе, прежде всего, словесным убеждением. Вопросы умственного воспитания тесно связывал с нравственным воспитанием. По Демокриту, нравственный человек должен быть мужественным, господствовать над собственными страстями, стремиться к добру, не предаваться праздности, легкомысленному образу жизни, стремиться к гармоничности и умеренности своих желаний, сообразуя их с реальными возможностями. Средством совершенствования нравственных качеств личности считал систематические упражнения в нравственных поступках: ``Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы''.

Философские положения Демокрита имели большое значение для последующих теорий в области дидактики и нравственного воспитания.

Целью воспитания у СОКРАТА (469-399 гг. до н. э.) было познание самого себя, совершенствование нравственности. Высшие добродетели по Сократу: сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность), справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Добродетели человек приобретает путем познания и самопознания. Воспитывающее к мудрости обучение должно помогать обучаемому самому формировать свои знания. В области педагогики большую роль сыграл сократический метод обучения. Сократический метод - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой и постепенного подведения его к познанию ``всеобщего'' в нравственности как основы истинной морали. Сократ никогда не давал готовых ответов, помогая с помощью наводящих вопросов отыскивать истину: от примеров к правилу, от вещей и конкретных отношений к понятию - этим путем он вел своих собеседников.

Сократ сформулировал педагогические принципы: отказ о принуждения и насилия, использование убеждения, признаваемого им наиболее эффективным методом воспитания.

ПЛАТОН (427-347 гг. до н. э.) считал, что воспитание является делом государства в интересах господствующих групп, функция воспитания - ``сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать''. Главная задача педагогики - передать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души: ``...Воспитание есть привлечение и приведение детей к такому образу мыслей, который законом признан правильным, и в действительной правильности которого убедились к тому же на опыте люди самые почтенные и престарелые''. Цель воспитания - приближение к миру идей, в частности - к идее высшего блага. Платон - один из первых основателей теории дошкольного воспитания. Полагал, что внутренним основанием воспитания детей являются эмоции, поэтому все науки надо преподавать ``играючи'', а не насильственно. Платон указывал, что при обучении следует обеспечить ``свободу призвания'', то есть учитывать личные склонности.

Взгляд на идеальное государство и воспитание его граждан Платон изложил в своих произведениях ``Государство'', ``Законы''. Платон был не только теоретиком, но и практиком педагогики. Он основал в окрестностях Афин школу - Академию, которая стала центром пропаганды его педагогических идей.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) выделил три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное; целью воспитания считал развитие высших сторон души - разумной и волевой; полагал воспитание делом государства, так как воспитание - средство укрепления государственного строя, а человек в той мере человек, в какой он гражданин.Нравственное воспитание Аристотель строил, исходя из своих философских этических воззрений, определяя добродетель как хорошую, подчиненную требованиям разума деятельность. Нравственное воспитание детей основывается на упражнении в нравственных поступках. Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке.

Факторами, влияющими на формирование человека, являются: внешний мир, окружающий человека и воспринимаемый органами чувств; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание, развивающее способности человека в необходимом для общества-государства направлении. Аристотель выдвинул принцип природосообразности воспитания, создал первую возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 до 14 лет, от 14 лет до 21 года).

Главной задачей общего образования он считал сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний из различных областей и выработку у молодежи способности самостоятельного суждения. Аристотель поднимал наставника на самую высокую ступень общества: ``Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь''. Занимался педагогической деятельностью в основанной им в Афинах философской школе Ликее.

Существенный вклад в развитие педагогических проблем внесли древнеримские философы и мыслители.

МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН(106-43 до н. э.) - был признан первым учителем римского народа. Идеал воспитания - совершенный оратор и общественный деятель. Считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование.

ЛУЦИЙ АНЕЙ СЕНЕКА(ок. 4-65 н. э.) - провозгласил главной задачей воспитания моральное совершенствование человека. Основным методом воспитания он считал самодвижение к божественному идеалу. В этом Сенека предвосхитил христианские воззрения на воспитание. Основным понятием, характеризующим процесс воспитания, выступает ``норма''. Воспитатель-философ в своей педагогической деятельности не должен допускать отклонений от нормы, а своим поведением в жизни должен утверждать ее. Основное средство воспитания - назидательные беседы-проповеди с наглядными примерами из жизни и истории: ``...Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров''. Сенека был сторонником энциклопедического образования.

МАРК ФАБИЙ КВИНТИЛИАН (42-118) в своей книге ``О воспитании оратора'' изложил идеи о воспитании подрастающего поколения, цель которого - подготовка к исполнению гражданских обязанностей. Высказал прогрессивную мысль о том, что все дети являются сообразительными от природы и нуждаются в правильном воспитании и обучении. Квинтилиан выдвинул следующие педагогические принципы школы: обязательная нравственная основа в обучении будущего оратора; внимание к особенностям и силам, то есть к индивидуальности ученика; решительное возражение против телесного наказания, оскорбляющего чувство чести, создающего рабские привычки и не помогающего обучению и др. Таким образом, Квинтилин исповедовал принципы гуманистической, ненасильственной педагогики. Разработал систему требований к учителю: он должен быть прост в преподавании, терпелив в работе, старателен, не раздражителен, но не потворствовать тем, кто нуждается в исправлении, служить во всем образцом и примером, испытывать родительские чувства к воспитанникам.

Таким образом, классическая древность в педагогическом отношении оставила в наследство идеи: школы как самостоятельного воспитательно-образовательного учреждения, имеющего задачей образование человека, развитие присущих ему дарований и сил (идея гуманитарного образования); цельного образования, основу которого обеспечивает нравственное воспитание; идею науки о воспитании и обучении; самодеятельного образования человека и индуктивно-вопросного метода (сократического);необходимости планомерного физического развития. В этот период были заложены идеи общественного и семейного воспитания. Социализация человека рассматривалась как приобщение его к государственным и общественным ценностям. Такие понятия, как ``педагог'', ``гимназия'', ``лицей'', ``школа'', также унаследованы от Античности.

В Средние века (V-XV вв.) все стороны жизни человека определяла церковь, человек рассматривался как творенье божье, поэтому проблемы воспитания разрабатывались богословскими философами, среди которых - ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) и др. Идеал воспитания Средневековья - созерцание, смирение.

В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) значительный вклад в развитие педагогической мысли внесли философы и мыслители, гуманисты по духу:ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1469-1536), ФРАНСУА РАБЛЕ (1494-1553), МИШЕЛЬ МОНТЕНЬ (1533-1592) и др. Они критиковали суровую средневековую палочную дисциплину, механическую зубрежку, выступали за гуманное отношение к детям: ``В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям'' (Монтень). Считали главной задачей стимулирование живого интереса учащихся к знаниям и создание такой атмосферы, которая превратила бы учение в радостный и интересный для школьников процесс. Гуманисты ТОМАС МОР (1478-1535) и ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568-1639) выступали за общественный характер воспитания, которое должно быть одинаково для всех граждан государства.

Педагоги эпохи Возрождения внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активных способах обучения, гуманистических основаниях организации процесса учения. Гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, способной преобразовать общество и мир в целом.

Рассмотренный период в историческом пути педагогики условно можно назвать еепредысторией.








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1082;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.