Доклад о единстве партии и анархо-синдикалистском уклоне
Мы первые практически поставили вопрос об уничтожении классов, и в стране крестьянской остались сейчас с двумя классами – рабочим классом и крестьянством.
Наряду с ними – целые группы остатков и пережитков капитализма и буржуазии наблюдаются еще во всех щелях нашей жизни, внутри советских учреждений.
Наша программа определенно говорит, что мы делаем первые шаги, что мы будем иметь целый ряд переходных ступеней.
Мы прекрасно знаем, что у нас классы остались что в стране с преобладающим крестьянским населением они неминуемо останутся много лет[rrrrrrrrrrrrrrrrrrrr].
Мы – партия, борющаяся в условиях обостренных трудностей.
Момент сейчас такой, что беспартийная стихия поддается мелкобуржуазным колебаниям, которые при современном экономическом положении России неизбежны[ssssssssssssssssssss].
Мы должны помнить, что внутренняя опасность в известном отношении больше, чем деникинская и юденичская, и должны проявить сплоченность не только формальную, а идущую далеко глубже.
Мы нашу программу не считаем настолько великолепной, чтобы в ней нечего было изменять, но мы сейчас не имеем никаких предложений по ее изменению.
Мы знаем, что главное препятствие – это нужда.
Неправда, что мы не привлекаем массы, наоборот, всякий сколько-нибудь заметный талант, малейшая выдающаяся способность в рабочей массе встречает самую искреннюю поддержку с нашей стороны.
Надо только, чтобы чуточку облегчилось положение. Нам необходим год или два отдыха от голода, не меньше.
С точки зрения истории, это ничтожный срок, а в наших условиях это срок большой. Год или два отдыха от голода, год или два правильного снабжения топливом, чтобы фабрики работали, – и мы получим от рабочего класса в сто раз больше поддержки, и из его рядов выдвинется талантов гораздо больше, чем мы имеем сейчас.
Никто не может сомневаться в этом. Сейчас мы не получаем этой поддержки не потому, что не хотим. Мы все делаем, что можно сделать для этого. Никто не сможет указать, что правительство, профсоюзы, Центральный Комитет партии упустили хотя бы одну возможность в этом отношении; но мы знаем, что нужда отчаянная, что всюду голод и нищета, и сплошь и рядом на этой почве возникает пассивность.
Не будем бояться называть зло и бедствие настоящим именем – голод – вот что тормозит подъем энергии из масс.
Мы – не дискуссионный клуб.
Издавать сборники, специальные издания мы, конечно, будем, но мы должны прежде всего бороться в самых трудных условиях и поэтому должны сплотиться воедино.
Вот почему я возобновляю и поддерживаю предложение о том, чтобы мы приняли резолюции, подкрепили единство партии и дали правильное определение того, чем должны заниматься партийные собрания и чем в свободные минуты свободны заниматься отдельные лица – марксисты, коммунисты, которые хотят помочь партии и заняться теми или иными вопросами теории.
Партия – политический вождь рабочего класса.
Я говорил выше о трудностях борьбы рабочего класса, о сложности обстановки борьбы, о стратегии и тактике, о резервах и маневрировании, о наступлении и отступлении. Эти условия не менее сложны, чем условия войны. Кто может разобраться в этих условиях, кто может дать правильную ориентировку миллионным массам пролетариев?
Ни одна армия на войне не может обойтись без опытного штаба, если она не хочет обречь себя на поражение. Разве не ясно, что пролетариат тем более не может обойтись без такого штаба, если он не хочет отдать себя на съедение своим заклятым врагам?
Но где этот штаб? Этим штабом может быть только революционная партия пролетариата. Рабочий класс без революционной партии – это армия без штаба.
Партия нужна пролетариату прежде всего как свой боевой штаб, необходимый для успешного захвата власти.
Партия есть боевой штаб пролетариата.
Партия – передовой отряд рабочего класса.
Но партия не может быть только передовым отрядом. Она должна быть вместе с тем отрядом класса, частью класса, тесно связанной с ним всеми корнями своего существования.
Различие между передовым отрядом и остальной массой рабочего класса, между партийными и беспартийными не может исчезнуть, пока не исчезнут классы, пока пролетариат будет пополняться выходцами из других классов, пока рабочий класс в целом лишен возможности подняться до уровня передового отряда.
Но партия перестала бы быть партией, если бы это различие превратилось в разрыв, если бы она замкнулась в себе и оторвалась от беспартийных масс.
Партия не может руководить классом, если она не связана с беспартийными массами, если нет смычки между партией и беспартийными массами, если эти массы не принимают ее руководства, если партия не пользуется в массах моральным и политическим кредитом.
Недавно были приняты в нашу партию двести тысяч новых членов из рабочих. Замечательно тут то обстоятельство, что эти люди не столько сами пришли в партию, сколько были посланы туда всей остальной беспартийной массой, которая принимала активное участие в приеме новых членов и без одобрения которой не принимались новые члены. Этот факт говорит о том, что широкие массы беспартийных рабочих считают нашу партию своей партией, партией близкой и родной, в расширении и укреплении которой они кровно заинтересованы и руководству которой они добровольно вверяют свою судьбу. Едва ли нужно доказывать, что без этих неуловимых моральных нитей, связывающих партию с беспартийными массами, партия не могла бы стать решающей силой своего класса.
Партия есть неразрывная часть рабочего класса.
Партия – организованный отряд рабочего класса.
Партия не только передовой отряд рабочего класса. Если она хочет действительно руководить борьбой класса, она должна быть вместе с тем организованным отрядом своего класса.
Задачи партии в условиях капитализма чрезвычайно велики и разнообразны. Партия должна руководить борьбой пролетариата при чрезвычайно трудных условиях внутреннего и внешнего развития, она должна вести пролетариат в наступление, когда обстановка требует наступления, она должна вывести пролетариат из‑под удара сильного противника, когда обстановка требует отступления, она должна вносить в миллионные массы неорганизованных беспартийных рабочих дух дисциплины и планомерности в борьбе, дух организованности и выдержки.
Но партия может выполнить эти задачи лишь в том случае, если она сама является олицетворением дисциплины и организованности, если она сама является организованным отрядом пролетариата.
Без этих условий не может быть и речи о действительном руководстве со стороны партии миллионными массами пролетариата.
Партия есть организованный отряд рабочего класса.
Едва ли нужно доказывать, что без партии, способной собрать вокруг себя массовые организации пролетариата и централизовать в ходе борьбы руководство всем движением, пролетариат в России не смог бы осуществить свою революционную диктатуру.
Но партия нужна пролетариату не только для завоевания диктатуры, она еще больше нужна ему для того, чтобы удержать диктатуру, укрепить и расширить ее в интересах полной победы социализма.
Но что значит «удержать» и «расширить» диктатуру?
Это значит – внести в миллионные массы пролетариев дух дисциплины и организованности.
Это значит – создать в пролетарских массах скрепу и оплот против разъедающих влияний мелкобуржуазной стихии и мелкобуржуазных привычек.
Это значит – подкрепить организаторскую работу пролетариев по перевоспитанию и переделке мелкобуржуазных слоев.
Это значит – помочь пролетарским массам воспитать себя, как силу, способную уничтожить классы и подготовить условия для организации социалистического производства.
Проделать все это невозможно без партии, сильной своей сплоченностью и дисциплиной.
Но железная дисциплина в партии немыслима без единства воли, без полного и безусловного единства действия всех членов партии.
Это не значит, конечно, что тем самым исключается возможность борьбы мнений внутри партии. Наоборот, железная дисциплина не исключает, а предполагает критику и борьбу мнений внутри партии.
Это, тем более, не значит, что дисциплина должна быть «слепой». Наоборот, железная дисциплина не исключает, а предполагает сознательность и добровольность подчинения, ибо только сознательная дисциплина может быть действительно железной дисциплиной.
Но после того, как борьба мнений кончена, критика исчерпана и решение принято, единство воли и единство действия всех членов партии является тем необходимым условием, без которого немыслимы ни единая партия, ни железная дисциплина в партии.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 760;