Усиление революционных элементов в рабочем движении Европы
Одним из вернейших признаков неустойчивости «пацифистско‑демократического режима», одним из несомненнейших признаков того, что этот «режим» является пеной на поверхности от глубочайших революционных процессов, происходящих в недрах рабочего класса, – нужно считать решительную победу революционного крыла в компартиях Германии, Франции, России, рост активности левого крыла в английском рабочем движении и, наконец, рост популярности Советского Союза среди трудящихся масс Запада и Востока.
Компартии на Западе развиваются в своеобразных условиях.
Во‑первых, они неоднородны по составу, ибо они образовались из бывших социал‑демократов, прошедших старую школу, и из молодых членов партии, не имеющих еще достаточного революционного закала.
Во‑вторых, кадры там не чисто большевистские, на ответственных постах стоят выходцы из других партий, не успевшие еще порвать окончательно с социал‑демократическими пережитками.
В‑третьих, они имеют перед собой такого опытного противника, как прошедшая огонь и медные трубы социал‑демократия, все еще представляющая огромную политическую силу в рядах рабочего класса.
Наконец, они имеют против себя такого могучего врага, как европейская буржуазия с ее испытанным государственным аппаратом, с ее всесильной прессой.
Думать, что такие компартии способны опрокинуть «с сегодня на завтра» европейский буржуазный строй, – значит жестоко заблуждаться. Поэтому очередная задача состоит в том, чтобы сделать компартии Запада действительно большевистскими, выковать в них настоящие революционные кадры, способные перестроить всю партийную практику в духе революционного воспитания масс, в духе подготовки революции[pppppppppppppppppp].
Так обстояло дело с компартиями Запада еще в недавнем прошлом. Но в последнее полугодие дело начинает меняться к лучшему, в смысле ликвидации социал‑демократических пережитков, большевизации партийных кадров и изоляции оппортунистических элементов.
Какую опасность могут представить для революции социал‑демократические пережитки в компартиях, – с очевидностью вскрылось в печальном опыте с Саксонским рабочим правительством[230]. Это был поворотный пункт, открывший глаза партийным массам и поднявший их против оппортунистических вождей.
Вторым вопросом, подорвавшим авторитет правых лидеров и выдвинувшим на сцену новых, революционных вождей, нужно считать так называемый «русский» вопрос, т.е. дискуссию в РКП(б). Известно, что группа Брандлера в Германии и группа Суварина[231] во Франции решительно поддержали оппортунистическую оппозицию в РКП(б) против ее революционного большинства. Это был вызов революционным рабочим массам Запада, определенно сочувствующим Советской власти и ее руководителю – РКП(б). Это был вызов партийным массам и революционному крылу компартий Запада. Не удивительно, что вызов этот кончился полным разгромом групп Брандлера и Суварина. Не удивительно, что дело это нашло свой отклик во всех остальных компартиях Запада. Если к этому добавить факт полной изоляции оппортунистического течения в РКП(б), то картина получится законченная. V конгресс Коминтерна[232] лишь закрепил победу революционного крыла в основных секциях Коминтерна.
Несомненно, что ошибки оппортунистических вождей сыграли значительную роль в деле ускорения большевизации компартий Запада. Но столь же несомненно и то, что тут действовали и другие, более глубокие причины: успешное наступление капитала за последние годы, ухудшение жизненных условий рабочего класса, наличие громадной армии безработных, состояние общей экономической неустойчивости капитализма, нарастание революционного возмущения среди широких рабочих масс. Рабочие идут к революции, и они хотят иметь революционных вождей.
Итог последнего полугодия – процесс окончательного оформления действительно большевистских партий на Западе, представляющих опору грядущей революции в Европе, – начался.
Заметки о мерах борьбы с голодом и об усилении хозяйственной работы
Если район, охваченный неурожаем и голодный, обнимает территорию с 25 миллионами населения, то не следует ли рядом мер самых революционных взять с этого района молодежь в армию в количестве около 500 тысяч штыков? (и даже может быть до 1 миллиона?).
Цель: помочь населению, ибо прокормим часть голодных, и, посылками домой хлеба поможем до известной степени другим. Это первое. А второе: поместить эти 1,5 миллиона на Украине, чтобы они помогли усилению продработы, будучи сугубо заинтересованы в ней, особенно ясно сознавая и чувствуя несправедливость обжорства богатых крестьян на Украине.
Урожай на Украине приблизительно определяют (Раковский) 550-650 миллионов пудов. Вычитая 150 миллионов пудов на обсеменение и 300 на прокорм семьи и скота, получаем остаток в среднем около 150 миллионов пудов. Если поставить на Украине армию из голодных губерний, этот остаток можно бы собрать (налогом + товарообмен + особыми реквизициями с богатых на помощь голодным) полностью.
В голодных губерниях надо сейчас же усилить меры по сбору сырья (кожи, копыта, рога, щетина и т.д.), поставив, между прочим, за правило не давать ни пуда помощи ни на семена, ни на продовольствие без оплаты тем или иным видом сырья или палого топлива или чего-либо подобного.
Для оживления работы губ-, у- и райэконсоветов Питера, Москвы, Иваново-Вознесенска и немногих важнейших промышленных центров невдалеке от обеих столиц нельзя ли ввести в эти эконсоветы по 2-4 ответственных работника центральных ведомств? Эти группы, скажем, по 4 человека могли бы спеваться между собой, будучи подбираемы либо из сотрудников одного и того же центрального учреждения, либо из хорошо знающих друг друга людей, и систематически работать в этих эконсоветах, скажем, по часу в день каждый, 3-4 часа в день все вместе?
Перевод, полный или частичный, работников нехозяйственных наркоматов на хозработу мог бы сопровождаться таким приемом: работу по своему наркомату переводимые сваливают на третьестепенных помощников, ограничиваясь наблюдением за ними.
В Москве (а затем и в других местах) мобилизовать всех ответственных партработников на хозяйственную работу в такой форме: каждый ответственный партработник нехозяйственного наркомата берет себе местную, низовую, хозяйственную работу, входя для этого в какой-либо фабком (или домовый или квартальный комитет), – в организацию не выше таковой (дабы работать с низов) и обязуясь уделять этой работе не менее двух часов ежедневно. На первую очередь поставить работу распределения продовольствия, повышения данной отрасли хозяйства и топливоснабжение.
Важно точное определенное задание каждому работнику.
Не произвести ли в Москве (а может быть, и в Питере?) одновременно с переписью ответственных партработников 1. VII. 1921 перепись всех членов РКП? Привлечь для этого губстатбюро. Получить точные данные о партии.
ОБРАЩЕНИЕ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРОЛЕТАРИАТУ
В России в нескольких губерниях голод, который, лишь немногим меньше, чем бедствие 1891 года.
Это – тяжелое последствие отсталости России и семилетней войны, сначала империалистской, потом гражданской, которую навязали рабочим и крестьянам помещики и капиталисты всех стран.
Требуется помощь. Советская республика рабочих и крестьян ждет этой помощи от трудящихся, от промышленных рабочих и мелких земледельцев.
Массы тех и других сами угнетены капитализмом и империализмом повсюду, но мы уверены, что, несмотря на их собственное тяжелое положение, вызванное безработицей и ростом дороговизны, они откликнутся на наш призыв.
Те, кто испытал на себе всю жизнь гнет капитала, поймут положение рабочих и крестьян России, – поймут и почувствуют инстинктом человека трудящегося и эксплуатируемого необходимость помочь Советской республике, которой пришлось первой взять на себя благодарную, но тяжелую задачу свержения капитализма. За это мстят Советской республике капиталисты всех стран. За это готовят они на нее новые планы похода, интервенции, контрреволюционных заговоров.
С тем большей энергией, мы уверены, с тем большим самопожертвованием придут на помощь к нам рабочие и мелкие, живущие своим трудом, земледельцы всех стран.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 635;