О задачах профсоюзов
Главная особенность теперешнего момента, в рассматриваемом отношении, следующая:
Советская власть, как диктатура пролетариата, победила и среди пролетарских масс города и среди беднейшего крестьянства деревни, но далеко еще не охватила коммунистической пропагандой и прочной организацией ни всех профессий ни всей массы полупролетариата.
Отсюда – особая, исключительная для данного момента важность усиленной пропаганды и организационной работы,
с одной стороны, с целью распространить наше влияние на слои рабочих и служащих, которые являются наименее советскими (т.е. наиболее далекими от полного признания советской платформы), подчинить эти слои общему движению пролетариата;
с другой стороны, идейно встряхнуть, поднять, организационно сплотить наиболее неразвитые слои и элементы пролетариата и полупролетариата (чернорабочие, прислуга, полупролетарии в деревнях и т.п.)
Вторая основная особенность данного момента состоит в том, что строительство социалистического общества встало уже у нас на рельсы, т.е. не только определилось как задание и как ближайшая практическая цель, но и создало ряд главнейших органов этого строительства (например, совнархозы), выработало известную практику их взаимоотношения с массовыми организациями (профсоюзы, кооперативы), приобрело известный практический опыт.
Однако, строительство далеко еще не завершено, не закончено, пробелов еще очень много, самое существенное еще не обеспечено (например, правильный сбор и распределение хлеба, производство и распределение топлива), участие широкой массы трудящихся в этом строительстве в высшей степени еще недостаточно.
Из данного положения вытекают следующие задачи профессиональных союзов в переживаемый момент.
Ни о какой «нейтральности» профсоюзов не может быть и речи. Всякая пропаганда нейтральности является либо лицемерным прикрытием контрреволюционности, либо проявлением полной бессознательности.
Мы достаточно сильны теперь в основном ядре профессионального движения, чтобы иметь возможность подчинять своему влиянию и общепролетарской дисциплине как отсталые или пассивные, некоммунистические элементы внутри профсоюзов, так и те слои трудящихся, которые в некоторых отношениях остаются еще мелкобуржуазными.
Поэтому главная задача теперь – не в том, чтобы сломить сопротивление сильного врага, ибо такого врага среди масс пролетариата и полупролетариата в Советской России теперь уже нет, а в том, чтобы преодолеть упорной, настойчивой, более широкой просветительной и организационной работой предрассудки известных мелкобуржуазных слоев пролетариата и полупролетариата, неуклонно расширять недостаточно еще широкую базу Советской власти (т.е. расширять число рабочих и беднейших крестьян, непосредственно участвующих в управлении государством), просвещать отсталые слои трудящихся (не только книжкой, лекцией, газетой, а практическим участием в управлении), изыскивать новые организационные формы как для этих новых задач профессионального движения вообще, так и для привлечения несравненно более многочисленных масс полупролетариата, например беднейшего крестьянства.
Необходимо привлекать поголовно членов профсоюзов к деятельности государственного управления – через комиссарство, через участие в летучих группах контроля и т.д., привлечение «специалистов» к государственной работе совместно с рабочими и надзор за специалистами.
Учет переходных форм требует новых организационных рамок. Например, комитеты бедноты в деревне играют гигантскую роль.
Нельзя отклонять от себя задачи организовать бедноту в деревнях под тем предлогом, что это не наемные рабочие.
Можно и должно искать, искать и искать новых форм, создавая союзы бедноты, как союзы беднейших, (а) не заинтересованных в спекуляции хлебом и в высоких ценах на хлеб, (β) стремящихся улучшить свою жизнь общими мерами для всех, (γ) стремящихся усилить общественную обработку земли, (δ) ищущих постоянного союза с городскими рабочими.
декабрь 1918 – первая половина января 1919 г.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 602;