Вопрос о мире

Вопрос о мире, а в связи с ним и вопрос об условиях мира, интересует всех. Посмотрим, как должны ставить этот вопрос социалисты.

Лозунг мира можно ставить или в связи с определенными условиями мира или без всяких условий, как борьбу не за определенный мир, а за мир вообще. Ясно, что в последнем случае перед нами не только не социалистический ло­зунг, но и вообще совершенно бессодержательный, бессмысленный лозунг. За мир вообще стоят безусловно все вплоть до Китченера, Жоффра, Гинденбурга и Николая Кро­вавого, ибо каждый из них желает кончить войну – вопрос именно в том, что каждый ставит империалистские (т.е. грабительские, угнетающие чужие народы) условия мира в пользу «своей» нации.

Лозунги надо ставить для того, чтобы в пропаганде и агитации разъяс­нять массам непримиримое различие между социализмом и капитализмом (империа­лизмом), а не для того, чтобы примирять два враждебных класса и две враждебные по­литики посредством такого словечка, которое «объединяет» самые различные вещи.

 

Возможно ли объединить социалистов разных стран на известных условиях мира? Если да, то в числе этих условий безусловно должно быть признание права на самоопределение за всеми нациями и отказ от всяких «аннексий», т.е. нарушений этого права.

Если признавать это право только за некоторыми нациями, то это значит защищать привилегии известных наций, т.е. быть националистом и империалистом, а не социалистом. Если же признавать это право за всеми нациями, то нельзя выделять, например, одну Бельгию, а надо брать все угнетенные народы и в Европе (ирландцев в Англии, итальянцев в Ницце, датчан и т.д. в Германии, 57% населения России и пр.) и вне Европы, т.е. все колонии. Англия, Фран­ция и Германия вместе имеют около 150 млн. населения, а угнетают они в колониях свыше 400 млн. населения!!

Сущность империалистской войны, т.е. войны ради инте­ресов капиталистов, состоит не только в том, что войну ведут ради угнетения новых наций, ради дележа колоний, но и в том, что войну ведут, главным образом, передовые нации, угнетающие ряд других народов, угнетающие большую часть населения земли.

Немецкие с.-д., которые оправдывают захват Бельгии или мирятся с ним, на деле не с.-д., а империалисты и националисты, ибо они защищают «право» немецкой буржуа­зии угнетать бельгийцев, эльзасцев, датчан, поляков, негров в Африке и т.д. Это не социалисты, а прислужники немецкой буржуазии, помо­гающие ей грабить чужие нации.

Но и бельгийские социалисты, выставляющие только одно требование: освободить и вознаградить Бельгию, защищают на деле требование бельгийской буржуазии, желаю­щей по-прежнему грабить 15 млн. населения в Конго и получать концессии и привиле­гии в других странах. Бельгийские буржуа вложили за границей около 3 миллиардов франков; охрана прибылей с этих миллиардов путем всяческих обманов и пройдошеств – вот каков на деле «национальный интерес» «героической Бельгии». То же самое от­носится – и еще в гораздо более сильной степени – к России, Англии, Франции, Япо­нии.

Следовательно, если требование свободы наций не есть лживая фраза, прикрываю­щая империализм и национализм некоторых отдельных стран, то оно должно быть распространено на все народы и на все колонии.

А такое требование явно бессодержа­тельно без ряда революций во всех передовых странах. Мало того. Оно неосуществимо без успешной социалистической революции.

 

Значит ли это, что социалисты могут равнодушно относиться к требованию мира все более и более широкими массами? Отнюдь нет. Одно дело – лозунги сознательного авангарда рабочих, другое дело – стихийные требования масс.

Стремление к миру есть один из важнейших симптомов начинающегося разочарования в буржуазной лжи насчет «освободительных» целей войны, насчет «защиты отечества» и прочих обманов черни классом капиталистов.

К этому симптому социалисты должны относиться с величайшим вниманием. Все усилия надо направить на то, чтобы использовать настроение масс в пользу мира.

Но как использовать?

Просто признавать лозунг мира и повторять его – это обман народа иллюзией, будто теперешние правительства, тепереш­ние командующие классы способны на мир, сколько-нибудь удовлетворяющий демократию и рабочий класс.

Нет ничего вреднее этого обмана.

Нет ничего более засоряющего глаза рабочих, внушающего им обманчивую мысль о неглубоком противоречии капитализма и социализма, нет ничего более прикрашивающего капита­листическое рабство.

Нет, мы должны использовать настроение в пользу мира для разъяснения массам, что те блага, которых они ждут от мира, невозможны без ряда рево­люций.

 

«Одной из форм одурачения рабочего класса является пацифизм и абстрактная проповедь мира... Пропаганда мира в настоящее время, не сопровождающаяся призывом к революционным действиям масс, способна лишь сеять иллюзии, развращать пролета­риат внушением доверия к гуманности буржуазии и делать его игрушкой в руках тай­ной дипломатии воюющих стран».

Так гласит бернская резолюция нашей партии.

 

Мы не за мещанскую утопию от­странения от великих войн. Мы за революционную борьбу против империализма[pppppppppp].

Социалисты не могут достигнуть своей великой цели, не борясь против всякого угнетения наций. Поэтому они безусловно должны требовать, чтобы с.-д. партии угнетающих стран (так называемых «великих» держав особенно) признавали и отстаивали право угнетенных наций на самоопределение, и именно в политическом смысле слова, т.е. право на политическое отделение. Социалист великодержавной или владеющей колониями нации, не отстаивающий этого права, есть шовинист.

Социалисты угнетенных наций, в свою очередь, должны безусловно бороться за полное (в том числе организационное) единство рабочих угнетенных и угнетающих народностей[qqqqqqqqqq].

Только такая точка зрения приводит к нелицемерной, последовательной борьбе с империализмом, – к пролетарской, а не мещанской постановке национального вопроса.

Только такая точка зрения проводит последовательно принцип борь­бы со всяким угнетением наций, устраняет недоверие между пролетариями угнетающих и угнетенных наций, ведет к солидарной, интернациональной борьбе за социалистическую рево­люцию (за единственно осуществимый режим полного национального равнопра­вия), а не за мещанскую утопию свободы мелких государств при капита­лизме[rrrrrrrrrr].

Именно на этой точке зрения стоит наша партия, именно на этой точке зрения стоял Маркс, учивший пролетариат тому, что «не может быть свободен народ, угнетающий другие народы».

Не может быть социалистическим пролетариат, мирящий­ся с малейшим насилием «его» нации над другими нациями.

 

Вместо того, чтобы предоставлять лицемерным краснобаям обманывать народ фра­зами и посулами насчет возможности демократического мира, социалисты должны разъяснять массам невозможность сколько-нибудь демократического мира без революционной борьбы в каждой стране со своим правительством.

Вме­сто того, чтобы позволять буржуазным политиканам обманывать народы фразами о свободе наций, – социалисты должны разъяснять массам угнетающих наций безна­дежность их освобождения, если они будут помогать угнетению других наций, если не будут признавать и отстаивать права этих наций на самоопределение.

 

Вот общая для всех стран социалисти­ческая, а не империалистская политика в вопросе о мире и в национальном вопросе.

Не «мир без аннексий», а мир хижинам, война дворцам, мир пролетариату и трудящимся, война буржуазии!

Долой царскую монархию, втянувшую Россию в преступную войну и угнетающую народы!

Да здравствует всемирное братство рабочих и международная революция пролетариата!

 

О лозунге «разоружения»

Товарищи рабочие!

Вот уже больше года тянется европейская война. Судя по всему, она протянется еще очень долго – Германия наилучше подготовлена и сейчас всех сильнее, но четверное согласие (Россия, Англия, Франция и Италия) имеет больше людей и денег, а кроме того свободно получает военные припасы из самой богатой страны мира – Соединенных Штатов Америки.

Из-за чего же идет эта война, которая несет человечеству невиданные бедствия и мучения? Правительство и буржуазия каждой воюющей страны выкидывает миллионы рублей на книги и газеты, сваливая вину на противника, возбуждая в народе бешеную ненависть к неприятелю, не останавливаясь ни перед какой ложью, чтобы представить себя в виде «обороняющейся» стороны, которая подверглась несправедливому нападению. На самом же деле это есть война между двумя группами разбойнических великих держав из-за дележа колоний, из-за порабощения других наций, из-за выгод и привиле­гий на мировом рынке. Это – самая реакционная война, война современных рабовла­дельцев за сохранение и укрепление капиталистического рабства.

Мелкое стремление мелких государств остаться в сторонке, мелкобуржуазное жела­ние быть подальше от великих битв мировой истории, использовать свое сравнительно-монопольное положение для пребывания в заскорузлой пассивности – вот объектив­ная общественная обстановка, которая может обеспечивать идее разоружения извест­ный успех и известное распространение в некоторых маленьких государствах. Разуме­ется, это стремление реакционно и покоится сплошь на иллюзиях, ибо империализм так или иначе втягивает мелкие государства в водоворот всемирного хозяйства и мировой политики[ssssssssss].

Одной из основных посылок в пользу разоружения является не всегда высказывае­мое прямо соображение: мы против войны вообще, против всякой войны.

Социалисты не могут быть против всякой войны, не пе­реставая быть социалистами[tttttttttt].

Каутскианская проповедь «разоружения», обращенная к теперешним правительствам великих держав, есть пошлейший оппортунизм, буржуаз­ный пацифизм, служащий на деле – вопреки «благим пожеланиям» – отвлечению рабочих от революционной борьбы. Ибо рабочим внушается мысль, будто теперешние, буржуазные правительства империалистских держав не опутаны тысячами нитей финансового капитала и сотнями грабительских, разбойничьих, готовящих империа­листскую войну тайных договоров между собою.

 

Во всяком классовом обществе, – будь оно основано на рабстве, крепостничестве или, как теперь, на наемном труде – угнетающий класс бывает вооруженным.

Не только постоянное войско, но и милиция – даже в самых демократических буржуазных республиках, например, в Швейцарии – есть вооружение буржуазии против пролетариата.

Это – такая элементарная истина, что особенно ос­танавливаться на ней едва ли есть надобность. Достаточно напомнить употребление войска (республикански-демократической милиции в том числе) против стачечников, явление, общее всем без исключения капиталистическим странам.

Вооружение буржуа­зии против пролетариата – один из самых крупных, основных, важнейших фактов современного капиталистического общества.

Угнетенный класс, который не стремится к тому, чтобы научиться владеть оружием, иметь оружие, заслуживал бы лишь того, чтобы с ним обращались, как с рабами. Не можем же мы, не превращаясь в буржуазных пацифистов или оппортунистов, забыть, что мы живем в классовом обществе и что из него нет и быть не может иного выхода кроме классовой борьбы и свержения власти господствующего класса.

И перед лицом такого факта революционным социал-демократам предлагают, чтобы они выставили «требование» «разоружения»!

Это равносильно полному отказу от классовой борьбы, отречению от всякой мысли о революции.

Нашим лозун­гом должно быть: вооружение пролетариата для того, чтобы победить, экспроприиро­вать и обезоружить буржуазию. Это – единственно возможная тактика революционно­го класса, тактика, вытекающая из всего объективного развития капиталистического милитаризма, предписываемая этим развитием.

Лишь после того, как пролетариат обез­оружит буржуазию, он может, не изменяя своей всемирно-исторической задаче, выбро­сить на слом всякое оружие вообще, и пролетариат, несомненно, сделает это, но только тогда, никоим образом не раньше.

Если теперешняя война вызывает у реакционных христианских социалистов, у плаксивых мелких буржуа только ужас и запуганность, только отвращение ко всякому употреблению оружия, к крови, смерти и пр., то мы должны сказать:

«Капиталистиче­ское общество было и всегда является ужасом без конца. И если теперь этому общест­ву настоящая реакционнейшая из всех войн подготовляет конец с ужасом, то мы не имеем никаких оснований приходить в отчаяние».

Мечтание о разоружении – в такое время, когда на глазах у всех силами самой буржуазии подготовляется единственно законная и революционная война – гражданская война против империалистской буржуазии – является проявлением отчаяния.

 

Кто скажет, что это оторванная от жизни теория, тому мы напомним два всемирно-исторических факта: роль трестов и фабричной работы женщин, с одной стороны, Коммуну 1871 г. и декабрьское восстание 1905 г. в России, с другой.

Дело буржуазии – развивать тресты, загонять детей и женщин на фабрики, мучить их там, развращать, осуждать на крайнюю нужду. Мы не «требуем» такого развития, не «поддерживаем» его, мы боремся против него. Но как боремся? Мы знаем, что тресты и фабричная работа женщин прогрессив­ны. Мы не хотим идти назад, к ремеслу, к домонополистическому капитализму, к до­машней работе женщин. Вперед через тресты и пр. и дальше них к социализму!

Это рассуждение применимо и к теперешней милитаризации народа. Сегодня империалистская буржуазия милитаризует не только весь народ, но и молодежь. Завтра она при­ступит, пожалуй, к милитаризации женщин. Мы должны сказать по поводу этого: тем лучше! Скорее вперед! Чем скорее, тем ближе к вооруженному восстанию против капитализма. Как могут социал-демократы давать себя запугать милитаризацией молоде­жи и т.п., если они не забывают примера Коммуны?

Один буржуазный наблюдатель Коммуны писал в мае 1871 года в одной английской газете: «Если бы французская нация состояла только из женщин, какая это была бы ужасная нация!».

Женщины и дети с 13 лет боролись во время Коммуны наряду с муж­чинами. Иначе не может быть и при грядущих битвах за низвержение буржуазии. Про­летарские женщины не будут смотреть пассивно, как хорошо вооруженная буржуазия будет расстреливать плохо вооруженных или невооруженных рабочих. Они возьмутся за оружие, как и в 1871 году, и из теперешних запуганных наций – вернее: из тепе­решнего рабочего движения, дезорганизованного более оппортунистами, чем прави­тельствами, – вырастет несомненно, рано или поздно, но абсолютно несомненно ин­тернациональный союз «ужасных наций» революционного пролетариата.

 

Теперь милитаризация проникает во всю общественную жизнь.

Империализм есть ожесточенная борьба великих держав за раздел и передел мира, – он неизбежно должен вести к дальнейшей милитаризации во всех странах, и в нейтральных и в маленьких.

Что же будут делать против этого пролетарские женщины?

Только проклинать всякую войну и все военное, только требовать разоружения? Никогда женщины угнетенного класса, который действительно революционен, не помирятся с такой позорной ролью. Они бу­дут говорить своим сыновьям:

«Ты вырастешь скоро большой. Тебе дадут ружье. Бери его и учись хорошенько военному делу. Эта наука необходима для пролетариев – не для того, чтобы стрелять в твоих братьев, рабочих других стран, как это делается в теперешней войне и как советуют тебе делать изменники социализма, – а для того, чтобы бороться против буржуазии своей собственной страны, чтобы положить конец эксплуатации, нищете и войнам не путем добреньких пожеланий, а путем победы над буржуазией».

Если отказаться от ведения именно такой пропаганды в связи с теперешней войной, то лучше вовсе не говорить больших слов о международной рево­люционной социал-демократии, о социалистической революции, о войне против войны.

 

По вопросу о милиции мы должны были бы сказать – мы не за буржуазную милицию, а только за пролетарскую. Поэтому «ни одного гроша и ни одного человека» не только на постоянное войско, но и на буржуазную милицию, даже в таких странах, как Соединенные Штаты или Швейцария, Норвегия и т.п. Тем более, что мы видим в самых свободных респуб­ликанских странах (например, в Швейцарии) все большее и большее проституирование ми­лиции, и мобилизация ее вместе с войском против стачечников.

Мы можем требовать: выбора офицеров народом, отмены всякой военной юстиции, уравнения в правах заграничных рабочих и туземных (особенно важный пункт для тех империали­стических государств, которые подобно Швейцарии все в большем числе и все бесстыднее эксплуатируют иностранных рабочих, оставляя их бесправными), далее: права каждой, скажем, сотни жителей данной страны образовывать свободные союзы для изучения всего военного дела, со свободным выбором инструкторов, с оплатой их тру­да на казенный счет и т.д. Только при таких условиях пролетариат мог бы изучать во­енное дело действительно для себя, а не для своих рабовладельцев, и такого изучения безусловно требуют интересы пролетариата.

Русская революция доказала, что всякий успех, хотя бы даже частичный, революционного движения, – например, за­воевание известного города, известного фабричного поселка, известной части армии, – неизбежно заставит победивший пролетариат осуществить именно такую программу.

 

ПРОЕКТ ДЕКЛАРАЦИИ ЦК РСДРП К ЛОНДОНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СОЦИАЛИСТОВ СТРАН АНТАНТЫ.

Нижеподписавшиеся представители социал-демократических организаций России (Англии и т.д.) исходят из того убеждения, что настоящая война является не только со стороны Германии и Австро-Венгрии, но и со стороны Англии и Франции (действующих в союзе с царизмом), империалистской войной, т.е. войной эпохи последней ступени развития капитализма, эпохи, когда от­жили свое время буржуазные государства в национальных границах, войной, направ­ленной исключительно к захвату колоний, грабежу конкурирующих стран и к ослабле­нию пролетарского движения путем натравливания пролетариев одной страны на пролетариев другой.

Поэтому безусловным долгом социалистов всех воюющих стран является немедлен­ное и решительное исполнение Базельской резолюции, а именно:

1. разрыв национальных блоков и Burgfrieden (гражданского мира) во всех странах;

2. призыв рабочих всех воюющих стран к энергичной классовой борьбе, как экономической, так и политической, против буржуазии своей страны, буржуазии, наживающей неслыханные прибыли на военных поставках и пользующейся поддержкой военных властей для затыкания рта рабочим и усиления гнета над ними, решительное осуждение всякого вотирования военных кредитов;

3. выход из буржуазных министерств Бельгии и Франции и признание вступления в министерства и вотирования кредитов такой же изменой делу социализма, каким является все поведение германских и австрийских социал-демократов;

4. немедленно протянуть руку интернационалистским, отказывающимся вотировать военные кредиты, элементам немецкой социал-демократии и образование вместе с ними международного комитета для агитации за прекращение войны не в духе пацифистов, христиан и мелкобуржуазных демократов, а в неразрывной связи с проповедью и организацией массовых революционных действий пролетариев каждой страны против правительств и буржуазии своей страны;

5. поддержка всех попыток сближения и братанья в войске и в траншеях между социалистами воюющих стран вопреки запрещениям военных властей Англии, Германии и т.д.;

6. призыв женщин социалисток воюющих стран к усилению агитации в вышеуказанном направлении;

7. призыв к поддержке всем международным пролетариатом борьбы против царизма и тех социал-демократических депутатов России, которые не только отказались голосовать кредиты, но и не остановились перед опасностью преследований, ведя свою социалистическую работу в духе интернациональной революционной социал-демократии.

 








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 678;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.