Нелегальная партия и легальная работа
Вопрос о нелегальной партии и о легальной работе социал-демократов в России есть один из самых главных партийных вопросов в течение всей послереволюционной эпохи, он вызвал наиболее ожесточенную внутреннюю борьбу в рядах РСДРП.
Вокруг этого вопроса шла борьба ликвидаторов с антиликвидаторами, и она сводилась к тому, быть или не быть нашей старой, нелегальной партии.
Декабрьская конференция РСДРП в 1908 году решительно осудила ликвидаторство и ясно установила в особой резолюции партийный взгляд: партию составляют нелегальные с-д. ячейки, которые должны создавать себе «опорные пункты работы среди масс» в виде возможно более широкой и разветвленной сети разнообразных легальных рабочих обществ.
И решения пленума ЦК в январе 1910 года и январская Всероссийская конференция 1912 года вполне подтвердили этот взгляд партии.
Партия говорила 4 года: организация наша состоит из нелегальных ячеек, которые окружены возможно более разветвленной сетью легальных обществ.
Ликвидаторы 4 года отрицают, что они ликвидаторы, и 4 года твердят: преобразование возможно лишь в процессе привлечения масс к легальному движению. Молчаливо, тайком, контрабандой проводит они тот взгляд, что произошли (какие-то) изменения, требующие «приспособления» нелегального к легальному.
Это – взгляд, ничем не отличающийся от кадетского. Кадеты вполне признают, что их партия «в целом вынуждена оставаться нелегальной» и что ввиду изменения условий нелегальная партия должна приспособляться к легальному движению. Для кадетов этого достаточно. Для них запрещение их партии, нелегализация ее есть случайность, «ненормальность», пережиток, а главное, существенное, основное – легальная их работа. У них этот взгляд вытекает логично из той «оценки момента», которую выразил г. Гредескул: новая революция не нужна, а нужна лишь «конституционная работа». Отсюда логично вытекает, что нелегальная организация должна «приспособляться к легальному движению». Так оно у кадетов и обстоит.
С.-д. же партия смотрит не так. Основной вывод из нашей, партийной, оценки момента состоит в том, что революция нужна и грядет. Изменились формы развития, ведущего к революции, остались старые задачи революции. Отсюда вывод: формы организации должны меняться, формы «ячеек» должны быть гибкими, расширение их часто пойдет путем расширения не самих ячеек, а их легальной «периферии».
Но это изменение форм нелегальной организации отнюдь не покрывается формулой: «приспособлять» ее к легальному движению. Это совсем нет! Легальные организации – опорные пункты для проведения в массы идей нелегальных ячеек – легальная деятельность «приспособляется» к нелегальным идеям.
Образование легальных политических организаций – это и есть легализация партии по частям. Мы уже более года говорим ликвидаторам: довольно слов, основывайте же свои «легальные политические общества» вроде «общества защиты интересов рабочего класса» и т.п. Довольно фраз, беритесь за дело!
Но они не могут взяться за дело, ибо нельзя осуществить либеральной утопии в теперешней России. Они могут только защищать таким прикровенным образом свои «инициативные группы», занятые полезными разговорами и взаимопоощрениями, предложениями и соображениями насчет «легальных политических организаций»[154].
Партия сказала вполне определенно: в деле руководства экономической борьбой нужно сотрудничество с.-д. партийных ячеек с профессиональными союзами, с с.-д. ячейками в них, с отдельными деятелями профессионального движения.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1226;