Аграрная программа РСДРП и национализация[136].
Аграрная программа российской социал-демократии есть пролетарская программа в крестьянской революции, направленной против остатков крепостного права, против всего средневекового в нашем аграрном строе[eeeeee].
Рабочий класс должен дать буржуазному обществу самую чистую, самую последовательную, самую решительную программу буржуазного переворота вплоть до буржуазной национализации земли.
От мещанского реформаторства пролетариат с презрением отстраняется в буржуазной революции: нас интересует свобода для борьбы, а не свобода для мещанского счастья.
При каких условиях может осуществиться национализация
Марксизм исследует складывающийся новый строй. При самой полной свободе крестьянского хозяйства, при самом полном равенстве мелких хозяев, сидящих на общенародной или ничьей или «божьей» земле, – мы имеем перед собой товарное производство – мелких производителей связывает и подчиняет себе рынок.
Из обмена продуктов складывается власть денег – превращение в деньги земледельческого продукта вызывает превращение в деньги рабочей силы – товарное производство становится капиталистическим производством.
Эта теория не догмат, а простое описание того, что происходит в русском крестьянском хозяйстве. Чем свободнее это хозяйство от земельной тесноты, от помещичьего гнета, от давления средневековых отношений и порядков землевладения, от кабалы и произвола, тем сильнее развиваются капиталистические отношения. Это факт, о котором с полнейшей несомненностью свидетельствует вся пореформенная история России.
Следовательно национализация земли есть категория товарного и капиталистического общества, реально в этом понятии не то, что крестьяне думают (или народники говорят), а то, что вытекает из экономических отношений данного общества.
Национализация земли при капиталистических отношениях есть передача ренты государству, не более и не менее[ffffff].
А что такое рента в капиталистическом обществе? Это та часть прибавочной стоимости[gggggg], которая остается за вычетом средней прибыли на капитал.
Значит, рента предполагает наемный труд в земледелии, превращение земледельца в фермера, предпринимателя.
Национализация означает получение ренты государством с предпринимателей в земледелии, выплачивающих заработную плату наемным рабочим и получающих среднюю прибыль на свой капитал.
Спрашивается, есть ли в экономических условиях русского аграрного буржуазно-демократического переворота материальные основания, заставляющие мелких собственников требовать национализации земли, или это требование тоже только фраза, только невинное пожелание серого мужика, пустое мечтание патриархального земледельца?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны сначала конкретнее представить себе условия всякого буржуазно-демократического переворота в земледелии, а затем сопоставить с этими условиями те два пути капиталистической аграрной эволюции, которые возможны для России.
Маркс в III томе «Капитала» сопоставляет разные способы создания капиталом соответствующих ему форм землевладения.
В Германии пересоздание средневековых форм землевладения шло реформаторски, приспособляясь к рутине, к традиции, к крепостническим поместьям, медленно превращающимся в юнкерские хозяйства.
В Англии это пересоздание шло революционно, насильственно по отношению к крестьянским массам, которые выселялись, вымирали и эмигрировали.
В Америке это пересоздание шло насильственно по отношению к рабовладельческим экономиям южных Штатов, насилие было применено против крепостников-помещиков. Их земли были разбиты, собственность из крупной феодальной стала превращаться в мелкую буржуазную.
Роль создания новых земельных порядков для нового способа производства сыграл «американский черный передел», движение 40-х годов против ренты, законодательство о гомстедах[137] и т.д.
Таким образом развитие в капиталистической стране может происходить двумя путями.
Или латифундии сохраняются и постепенно становятся основой капиталистического хозяйства на земле – это прусский тип аграрного капитализма – господином положения является юнкер.
На протяжении целых десятилетий удерживаются его политическое преобладание и забитость, унижение, нищета и невежество крестьянина.
Развитие производительных сил подвигается вперед очень медленно – как в русском земледелии от 1861 до 1905 г.
Или же революция сметает помещичьи владения. Основой капиталистического земледелия становится свободный фермер на свободной, т.е. очищенной от всего средневекового хлама, земле – американский тип аграрного капитализма – наиболее быстрое развитие производительных сил при условиях, наиболее благоприятных для массы народа из всех возможных при капитализме.
В действительности в русской революции борьба идет не из-за «социализации» и иных глупостей народников, – а о том, каким путем пойдет капиталистическое развитие России: «прусским» или «американским».
Взгляните с указанной точки зрения на аграрную эволюцию России со второй половины XIX века.
Что такое наша «великая» крестьянская реформа, отрезка земли у крестьян, переселения крестьян на «песочки», введение при помощи военной силы, расстрелов и экзекуций новых земельных распорядков?
Это – первое массовое насилие над крестьянством в интересах рождающегося капитализма в земледелии. Это – помещичья «чистка земель» для капитализма.
Что такое столыпинское аграрное законодательство – это поощрение грабежа общин кулаками, эта ломка старых поземельных отношений в пользу горстки зажиточных хозяев ценою быстрого разорения массы.
Это – второй крупный шаг массового насилия над крестьянством в интересах капитализма. Это – вторая помещичья «чистка земель» для капитализма.
Черносотенные помещики и их министр Столыпин встали именно на этот путь. Они поняли, что без насильственной ломки заржавевших средневековых форм землевладения нельзя очистить дороги для развития России.
И они смело пошли на эту ломку в интересах помещиков. Они выкинули за борт недавно еще распространенную в бюрократии и среди помещиков симпатию к полуфеодальной общине. Они обошли все «конституционные» законы, чтобы разорвать ее насильственно. Они дали carte blanche кулакам грабить крестьянскую массу, ломать старое землевладение, разорять тысячи хозяйств; они отдали средневековую деревню на «поток и разграбление» владельцу рубля.
Они не могут поступать иначе в интересах сохранения своего господства, как класса, ибо они сознали необходимость приспособиться к капиталистическому развитию, а не бороться с ним.
А для сохранения своего господства им не с кем соединиться, как с «чумазым», с Разуваевым и Колупаевым против крестьянской массы. У них нет иного выхода, как крикнуть клич этим Колупаевым: обогащайтесь! Мы дадим вам возможность нажить сотню на рубль, помогите нам спасти основу нашей власти при новых условиях!
Такой путь развития для своего осуществления требует сплошного, систематического, необузданного насилия над крестьянской массой и над пролетариатом. И помещичья контрреволюция спешит организовать это насилие.
Другой, крестьянский путь развития требует уничтожения помещичьего землевладения.
Раздел, чтобы удовлетворять требованиям капитализма, должен быть разделом между фермерами, а это и есть национализация земли, т.е. полное уничтожение частной собственности на землю, полная свобода хозяйства на земле, свобода образования фермеров из старого крестьянства.
Средневековым в России является не только помещичье, но и крестьянское надельное землевладение. Оно невероятно запутано, оно раздробляет крестьян на тысячи мелких делений, средневековых разрядов, сословных категорий. Оно загоняет крестьян, точно в гетто, в мелкие средневековые общины. И экономическое развитие России фактически вырывает крестьянство из этой средневековой обстановки, – с одной стороны, порождая сдачу наделов и забрасывание их, с другой стороны, созидая хозяйство будущих свободных фермеров из кусочков самого различного землевладения, надельного собственного, надельного арендованного, купчего собственного, помещичьего арендованного, казенного арендованного и т.д.
Для того, чтобы построить действительно свободное фермерское хозяйство в России, необходимо «разгородить» все земли, и помещичьи, и надельные.
Необходимо разбить все средневековое землевладение, сравнять все и всяческие земли перед свободными хозяевами на свободной земле.
Необходимо «очистить» всю землю от всего средневекового хлама.
Выражением этой экономической необходимости является национализация земли, отмена частной собственности на землю, передача всех земель в собственность государства, как полный разрыв с крепостническими распорядками в деревне.
Именно эта экономическая необходимость и сделала из крестьянской массы в России сторонников национализации земли.
Мелкие собственники-земледельцы в массе высказывались за национализацию и на съездах Крестьянского союза в 1905 году, и в первой Думе в 1906 году, и во второй Думе в 1907 году, т.е. на протяжении всего первого периода революции.
Они высказывались так потому, что жизнь требовала от них освобождения от средневековой общины и от средневекового надельного землевладения. А совсем не потому, чтобы они хотели или могли строить социалистическое земледелие.
Они хотели и хотят, могли и могут построить действительно буржуазное, т.е. в максимальной степени свободное от всех крепостнических традиций мелкое земледелие.
Капитализм требует чтобы всякое хозяйство на земле было построено исключительно по требованиям рынка. Национализация земли выполняет это требование революционно-крестьянским методом, стряхивая с народа сразу и целиком всю гнилую ветошь всех форм средневекового землевладения.
Не должно быть ни помещичьего, ни надельного землевладения, должно быть только новое, свободное землевладение, – таков лозунг радикального крестьянина.
И этот лозунг выражает самым верным, самым последовательным и решительным образом интересы капитализма (от которого радикальный крестьянин ограждает себя по наивности крестным знамением), интересы наибольшего развития производительных сил земли при товарном производстве.
Национализация представляет из себя «идеально» чистое развитие капитализма в земледелии, она есть условие быстрого развития капитализма.
Маркс указывает два препятствия осуществлению национализации:
Первое препятствие: у радикального буржуа не хватает храбрости напасть на частную поземельную собственность ввиду опасности социалистического нападения на всякую частную собственность, т.е. социалистического переворота.
Второе препятствие: «буржуа сам себя территориализировал», когда буржуазия, как класс, в широких, преобладающих размерах, уже вполне подчинила себе землевладение, – тогда настоящего общественного движения буржуазии в пользу национализации быть не может. Не может по той простой причине, что ни один класс не пойдет против себя.
Во всех этих отношениях русская буржуазная революция находится в особо благоприятных условиях. Рассуждая с чисто экономической точки зрения, мы безусловно должны признать максимум остатков феодализма в русском землевладении, и помещичьем и крестьянском надельном. При таких условиях противоречие между сравнительно развитым капитализмом в промышленности и чудовищной отсталостью деревни становится вопиющим и толкает к наибольшей глубине буржуазной революции. Национализация земли есть условие наибыстрейшего капиталистического прогресса в нашем земледелии.
У нас в России есть такой «радикальный буржуа», который себя еще не «территориализировал», который не может бояться в данное время пролетарского «нападения». Этот радикальный буржуа – русский крестьянин[hhhhhh].
Представьте себе конкретно, что значит в современной России «крестьянская аграрная революция» с конфискацией помещичьего землевладения.
Не подлежит сомнению, что в течение полувека капитализм прокладывал себе дорогу через помещичье хозяйство, которое стоит в общем и целом безусловно выше крестьянского в данный момент не только по высоте урожаев (что объяснимо отчасти лучшим качеством помещичьих земель), но и по распространенности усовершенствованных орудий и севооборотов.
Не подлежит сомнению, что помещичье хозяйство тысячами нитей связано не только с бюрократией, но и с буржуазией.
Конфискация подрывает массу интересов крупной буржуазии, а крестьянская революция ведет и к банкротству государства, т.е. к нарушению интересов не одной русской, но всей международной буржуазии.
Понятно, что при таких условиях победа крестьянской революции, победа мелких буржуа и над помещиками и над крупными буржуа, требует особенно благоприятного стечения обстоятельств, требует совершенно необычайных, «оптимистических» предположений с точки зрения обывательского историка, требует гигантского размаха крестьянской инициативы, революционной энергии, сознательности, организованности, богатства народного творчества.
А так как товарное производство не объединяет крестьянство, а разлагает и разъединяет его, то крестьянская революция в буржуазной стране осуществима только под руководством пролетариата, – обстоятельство, еще более восстановляющее самую могущественную буржуазию всего мира против такой революции.
Следует ли из этого, что марксисты вовсе должны оставить мысль о крестьянской аграрной революции?
Нет, марксизм должен считаться с обеими возможностями капиталистической эволюции земледелия в России и ясно показать народу условия и значение каждой возможности;
Марксизм должен решительно бороться с тем взглядом, будто возможен радикальный аграрный переворот в России без радикального политического переворота[iiiiii].
Оба исхода означают капиталистическое развитие и угнетение пролетариата и в монархии помещиков с частной собственностью на землю, и в республике фермеров, с национализацией земли.
Поэтому безусловно самостоятельная и чисто пролетарская партия одна только в состоянии отстоять дело социализма «при всяком положении демократических аграрных преобразований.
Буржуазный характер обоих исходов аграрного переворота ни в каком случае не означает того, что с.-д. могут безразлично относиться к борьбе за тот или иной исход.
Интересы рабочего класса безусловно требуют самой энергичной поддержки крестьянской революции, – более того: руководящей роли в крестьянской революции.
Борясь за благоприятный исход крестьянской революции, мы должны распространять в массах самое отчетливое понимание того, что значит сохранение помещичьего пути аграрной эволюции, какие неисчислимые бедствия (вытекающие не из капитализма, а из недостаточного развития капитализма) несет оно всем трудящимся массам.
Осуществить аграрный переворот крестьянство не может без устранения старой власти, постоянного войска и бюрократии, ибо все это – вернейшие оплоты помещичьего землевладения, связанные с ним тысячами нитей.
Поэтому мы должны боротся против реакционных представлений мелкобуржуазного оппортунизма «попросту» представляющему себе дело: землица нужна, а там политика, бог ее знает!
Землю всю надо взять, а надо ли всю власть, можно ли всю власть взять, как ее взять, об этом не думает крестьянин.
Труден радикальный политический переворот – слов нет, но труден и аграрный; второй невозможен без первого, и долг социалистов не скрывать этого от крестьян, договаривать до конца, учить крестьян, что, не дойдя до конца в политике, они не могут серьезно думать о конфискации помещичьей земли.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1769;