Отношение социал-демократов к различным классам и сословиям общества

Весь современный социализм, начиная с «Коммунистического манифеста», покоится на той несомненной истине, что единственным действительно революционным классом капиталистического общества является пролетариат. Остальные классы могут быть и бывают революционны лишь отчасти и лишь при известных условиях.

Условная революционность мелкого производителя может быть выражена только формулировкой обвинения против разоряющего его капитализма.

Мы, пролетариат, обвиняем капитализм за то, что он ведет к крупному производству через разорение крестьянина. Отсюда прямой вывод, что если крестьянин поймет неизбежность этого процесса, то он «покинет свою точку зрения и примет нашу».

Наличность в русском крестьянстве революционных элементов, вероятно, не станет отрицать никто.

Известны факты восстания крестьян против помещиков, управляющих, защищающих их чиновников, известны факты аграрных убийств, бунтов и пр. Известен факт растущего возмущения в крестьянстве.

Известен факт все учащающихся голодовок миллионов народа, которые не могут остаться безучастными зрителями «продовольственных затруднений».

Известен факт роста в крестьянской среде сектантства и рационализма, – а выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития.

Наличность революционных элементов в крестьянстве не подлежит ни малейшему сомнению.

Мы нисколько не преувеличиваем силы этих элементов, не забываем политической неразвитости и темноты крестьян, нисколько не стираем разницы между «русским бунтом, бессмысленным и беспощадным», и революционной борьбой, нисколько не забываем того, какая масса средств у правительства политически надувать и развращать крестьян.

Но из этого следует только то, что безрассудно было бы выставлять носителем революционного движения крестьянство.

Но мы говорим, что рабочая партия не может (не нарушая основных заветов марксизма и не совершая громадной политической ошибки) пройти мимо и не оказать поддержки революционным элементам, которые есть и в крестьянстве.

Именно теперь, когда голодание миллионов крестьян становится хроническим, когда правительство, соря миллионами на подарки помещикам и капиталистам, на авантюристскую внешнюю политику, выторговывает гроши от пособий голодающим, именно теперь уместно и необходимо напомнить о том, во что обошлось народу хозяйничанье самодержавного правительства, служащего интересам привилегированных классов. Социал-демократы не могут оставаться равнодушными зрителями вымирания крестьянства голодной смертью.

Насчет необходимости самой широкой помощи голодающим между русскими социал-демократами никогда не было двух мнений. А вряд ли кто станет утверждать, что серьезная помощь возможна без революционных мер – без экспроприации удельных и усиленной мобилизации дворянских земель.

Поддерживая всякое революционное движение против современного государственного и общественного строя, русская социал-демократическая рабочая партия объявляет, что она будет поддерживать крестьянство, поскольку оно способно на революционную борьбу против самодержавия как класс, наиболее страдающий от бесправия русского народа и от остатков крепостного права в русском обществе.

Пролетариат не может и не должен, брать на себя защиту интересов мелких хозяйчиков, он может лишь поддерживать его постольку, поскольку он революционен. Рабочая партия поддерживает крестьянство лишь постольку, поскольку оно способно на революционную борьбу с самодержавием.

 

Интересы самодержавия совпадают только при известных обстоятельствах и только с известными интересами имущих классов и при том, не с интересами всех этих классов вообще, а с интересами отдельных слоев. Интересы других слоев буржуазии, а также интересы всей буржуазии, всего развития капитализма необходимо порождают либеральную оппозицию самодержавию.

Если, например, самодержавие гарантирует буржуазии возможность применять самые грубые формы эксплуатации, то, с другой стороны, оно ставит тысячи препятствий широкому развитию производительных сил и распространению просвещения, возбуждая этим против себя не только мелкую, но иногда и крупную буржуазию.

Если самодержавие гарантирует буржуазии охрану от социализма, то, с другой стороны, эта охрана необходимо превращается, при бесправии населения, в такое полицейское бесчинство, которое возмущает всех и каждого.

Какую «борьбу с самодержавием» ведут наши либералы? Ведут ли они борьбу против самодержавия, борьбу за ниспровержение самодержавия? Нет, такой борьбы они никогда не вели и не ведут. Такую борьбу ведут лишь революционеры, нередко выходящие из либерального общества и опирающиеся на сочувствие либерального общества. Но вести революционную борьбу – это вовсе не то же самое, что сочувствовать революционерам и оказывать им поддержку, борьба против самодержавия вовсе не то же самое, что легальная оппозиция самодержавию.

Русские либералы выражают свое недовольство самодержавием лишь в такой форме, которую разрешает само самодержавие, т.е. которую самодержавие признает неопасной для самодержавия.

Крупнейшим проявлением либеральной оппозиции были только ходатайства либералов к царскому правительству о привлечении народа к управлению. И либералы терпеливо сносили всякий раз те грубые полицейские отказы, которые получались на такие ходатайства, сносили те беззаконные и дикие преследования, которыми награждало жандармское правительство даже за законные попытки заявить свое мнение.

Превращать либеральную оппозицию в общественную борьбу с самодержавием значит прямо извращать дело, потому что русские либералы никогда не организовывали революционной партии для борьбы за ниспровержение самодержавия.

Формальных требований к правительству никогда не предъявляли русские либералы, и именно поэтому русские либералы никогда не играли и не могут теперь играть самостоятельной революционной роли.

Союзниками рабочего класса и социал-демократии не могут быть «все передовые слои общества», а только революционные партии, основываемые членами этого общества. Либералы же вообще могут и должны служить лишь одним из источников добавочных сил и средств для революционной рабочей партии.

Буржуазия сама дает материал для политического воспитания пролетариата своей борьбой за власть, столкновением отдельных своих слоев и групп и пр. В рабской же России мы, социал-демократы, должны активно работать над доставлением рабочему классу этого «материала», т.е. должны взять на себя задачу всесторонней политической организации, всенародной обличительной кампании против самодержавия. Вот почему особенно вредна тенденция некоторых социалистов сознательно или бессознательно суживать размах и содержание политической агитации.

Пролетарское крыло никакой доброты от буржуазии не ожидает, а поддерживает всякую, хотя бы и самую худшую буржуазию – постольку, поскольку она на деле борется против царизма.

Пролетарское крыло стоит на точке зрения целесообразности: мы вас поддерживаем исключительно в зависимости от того, можем ли мы ловчее нанести хоть какой-нибудь удар нашему врагу.

Совместная борьба пролетариата и буржуазии против самодержавия не должна и не может заставить пролетариат позабыть о враждебной противоположности его интересов и интересов имущих классов.

 

Если вы противополагаете интеллигенцию пролетариату и крестьянству, – значит, вы понимаете под ней известный социальный слой, группу лиц, занимающих такую же определенную социальную позицию, как определена социальная позиция наемных рабочих и крестьян. Но в качестве такового слоя русская интеллигенция является именно буржуазной и мелкобуржуазной интеллигенцией[pp]. Если же вы говорите о тех интеллигентах, которые еще не заняли никакой определенной социальной позиции или уже выбиты жизнью со своей нормальной позиции и переходят на сторону пролетариата, – то тогда совершенно нелепо противопоставлять эту интеллигенцию пролетариату. Как и всякий другой класс современного общества, пролетариат не только вырабатывает свою собственную интеллигенцию, но и берет себе также сторонников из числа всех и всяких образованных людей.

 

Социал-демократическая рабочая партия ставит своей задачей поддержку всякого революционного движения против абсолютизма и борьбу против всяких попыток самодержавного правительства развратить и затемнить политическое сознание народа посредством чиновничий опеки и лжеподачек, посредством той демагогической политики, которую наши немецкие товарищи назвали плеть и пряник. Пряник – приманки для слабых, подкупа и развращения их, плеть – для устрашения и «обезвреживания» честных и сознательных борцов за рабочее и народное дело.

Пока существует абсолютизм, мы должны ожидать обновления и усиления этих демагогических мероприятий правительства, а следовательно, должны систематически вести борьбу против них, разоблачая лживость полицейских радетелей народа, показывая связь правительственных реформ с рабочей борьбой, уча пролетариат пользоваться каждой реформой для укрепления своей боевой позиции, для расширения и углубления рабочего движения.

Указание же на поддержку всех борцов против абсолютизма необходимо в программе потому, что русская социал-демократия, неразрывно слитая с передовыми элементами русского рабочего класса, должна выкинуть общедемократическое знамя, чтобы сгруппировать вокруг себя все слои и элементы, способные бороться за политическую свободу или хотя бы только поддерживать чем бы то ни было такую борьбу.








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1218;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.