Каких улучшений добиваются социал-демократы для всех крестьян?

Для полного освобождения всех трудящихся деревенская беднота должна, в союзе с городскими рабочими, вести борьбу против всей буржуазии, а в том числе и против бо­гатых крестьян.

Богатые крестьяне будут стараться заплатить своим батракам подешев­ле и заставить их работать дольше и тяжеле, а городские и деревенские рабочие будут добиваться, чтобы батраки и у богатого крестьянина получали лучшую плату и работа­ли легче, с отдыхом. Значит, деревенская беднота должна составлять свои особые сою­зы, без богатых крестьян, – мы об этом уже говорили и всегда будем повторять это.

Но в России крестьяне все вместе, и богатые и бедные, остаются еще во многом по-прежнему крепостными: все они составляют низшее, черное, податное сословие; все они закрепощены полицейским чиновникам и земским начальникам; все они работают по-прежнему на барина, точь-в-точь, как работали на барина и при крепостном праве.

Все крестьяне хотят освободиться от этого нового крепостного состояния, все хотят быть полноправны, все ненавидят помещиков, которые до сих пор заставляют их на барщину ходить – «отра­батывать» господам дворянам и землю, и выпас, и водопой, и луга, и «за потравы» ра­ботать, и «за честь» посылать баб жать.

Беднота от всяких этих отработков страдает больше, чем богатый мужик. Богатый мужик иногда откупается от своей работы на барина, но все же и богатого мужика сильно притесняют помещики. Значит, деревенская беднота должна бороться против своего бесправия, против всякой барщины, против всяких отработков вместе с богатыми крестьянами.

Поэтому всем русским рабочим и всей деревенской бед­ноте надо обеими руками на две стороны борьбу вести:

одной рукой – борьбу против всех буржуа, в союзе со всеми рабочими;

другой рукой – борьбу с чиновниками в де­ревнях, с помещиками-крепостниками, в союзе со всеми крестьянами.

Если деревенская беднота не составит своего особого союза, отдельно от богатых крестьян, тогда богатые крестьяне ее надуют, ее обойдут, сами в помещики выйдут, а бобыля не только бобы­лем оставят, но и не дадут ему свободы соединения.

Если деревенская беднота не будет бороться вместе с богатыми крестьянами против крепостной кабалы, тогда она будет оставаться связанной, прикрепленной к месту, тогда у нее тоже не будет полной свобо­ды для соединения с городскими рабочими.

Деревенской бедноте сначала надо на помещиков ударить и хотя бы только самую злую, самую вредную барскую кабалу с себя сшибить, – в этом многие богатые кре­стьяне и сторонники буржуазии тоже за бедноту будут, потому что помещичья спесь всем оскомину набила.

Но как только мы помещичью власть посократим, – так бога­тый крестьянин сейчас себя покажет и свои лапы ко всему протянет, а лапы у него за­гребущие, и сейчас уже много загребли. Значит, надо держать ухо востро и заключить крепкий, ненарушимый союз с городским рабочим человеком. Городские рабочие и помещика сшибить со старой барской повадки помогут, да и богатого крестьянина по-усмирят (как они по-усмирили уже немного и своих хозяев фабрикантов).

Без союза с городскими рабочими никогда не избавится деревенская беднота от всякой кабалы, от всякой нужды и нищеты; кроме них никто ей в этом не поможет, и ни на кого, кроме как на самих себя, рассчитывать нельзя.

 

Мы рассмотрим теперь, каких улучшений добивается прежде всего рабочая социал-демократическая партия, чтобы избавить все русское крестьянство хотя бы от самой злой крепостной кабалы и чтобы развязать руки деревенской бедноте в борьбе со всей русской буржуазией.

Первое требование рабочей социал-демократической партии: сейчас же отменить все выкупные платежи, все оброчные подати, все повинности, которые лежат на «подат­ном» крестьянстве.

Когда дворянские комитеты и дворянское правительство русского царя «освобождали» крестьян от крепостной зависимости, то крестьян заставили выкупать их собственные земли, выкупать земли, которые крестьяне искони пахали! Это был грабеж. Дворянские комитеты прямо грабили крестьян при помощи царского правительства. Царское правительство посылало войска для введения уставных грамот силою, для военной экзекуции над крестьянами, которые не хотели принимать «нищенских» обрезанных наделов.

Крестьянам следует всегда помнить, как надували и грабили их по­мещичьи, дворянские комитеты, – потому что и теперь еще царское правительство назначает дворянские или чиновничьи комитеты, когда дело идет о новых законах для крестьян.

Довольно командовали помещики, земские начальни­ки и всякие чиновники над крестьянами!

Довольно крепостной зависимости от всякого урядника, от всякого пропившегося дворянского сынка, которого называют земским начальником, исправником или губернатором!

Крестьяне должны требовать, чтобы им дали свободу самим устраивать свои дела, самим обдумать, указать и провес­ти новые законы.

Крестьяне должны потребовать свободных, выборных крестьянских комитетов, – покуда они не добьются этого, их всегда будут обманывать и грабить дворяне и чиновники.

Никто не освободит мужиков от чиновных пиявок, если мужики сами себя не освободят, если они не объединятся, чтобы взять свою судьбу в свои собственные руки.

 

Социал-демократы требуют не только полной и немедленной отмены выкупных, оброчных платежей и всяких повинностей – они требуют возвращения народу взятых с него выкупных денег.

Сотни миллионов рублей переплатили мужики по всей России. Эти деньги крестьяне должны потребовать назад. Пусть правительство наложит особый налог на крупных дворян-землевладельцев, пусть отберут земли у монастырей и у царской фамилии, пусть народное собрание депутатов распорядится этими деньгами на пользу крестьян.

Нигде на свете нет такого приниже­ния, такого обнищания крестьянина, такого ужасного вымирания голодной смертью миллионов крестьян, как в России. Крестьянина довели у нас до голодной смерти, по­тому что его ограбили еще дворянские комитеты, потому что его грабят с тех пор каж­дый год, выколачивая старую дань старым крепостникам-последышам, выколачивая выкупные и оброчные. Пусть те, кто грабит, и ответят за это. Пусть с дворян, крупных помещиков, и будут взяты деньги, чтобы оказать серьезную помощь голодающим. Го­лодающему мужику не надо милостыни, не надо грошовых подачек. Пусть он потребу­ет возвращения ему тех денег, которые он годами и годами платил помещикам и госу­дарству.

 

Социал-демократическая рабочая партия требует тотчас же полной отмены круговой поруки и всех законов, стесняющих крестьянина в распоряжении его землей. Крестьянин должен получить полную свободу распоряжаться своей землей: отдавать ее и продавать кому хочет, никого не спрашивая.

Когда рабочий класс победит всю буржуазию, тогда он отнимет землю у крупных хозяев, тогда он устроит товарищеское хозяйство, чтобы землю обрабатывали рабочие вместе, сообща, свободно выбирая доверенных людей в распорядители, имея всякие машины для облегчения труда, работая посменно не больше восьми (а то и шести) часов в день.

Тогда и мелкий крестьянин, который захо­чет еще по-старому в одиночку хозяйничать, будет хозяйничать не на рынок, не на продажу первому встречному, а на товарищества рабочих – мелкий крестьянин будет доставлять товариществу рабочих хлеб, мясо, овощи, а рабочие будут без денег давать ему машины, скот, удобрения, одежду и все, что ему нужно.

Тогда не будет борьбы между крупным и мелким хозяином из-за денег, тогда не будет работы по найму, на чужих людей, а все работники будут работать на себя, все улучшения в работе и машины пойдут на пользу самим рабочим, для облегчения их труда, для улучшения их жизни.

Но всякий разумный человек понимает, что сразу нельзя добиться социализма: для этого надо вести отчаянную борьбу со всей буржуазией, со всеми и всякими правительствами, для этого надо соединить в прочный, ненарушимый союз всех городских рабочих по всей России и деревенскую бедноту вместе с ними.

Это – великое дело, и на такое дело не жалко и всю жизнь отдать. А покуда мы еще не добились социализма, до тех пор крупный хозяин всегда будет вести борьбу с мелким из-за денег: неужели же крупный крестьянин будет свободно землю продавать, а мелкий нет? Повторяем: кре­стьяне не дети малые и никому не позволят над собой командовать; крестьяне должны получить все права, без всякого ограничения, какие есть у дворян и купцов.

 

Еще одного и важного улучшения добиваются для крестьян социал-демократы. Они хотят сейчас же, немедленно ограничить барскую кабалу, крепостную кабалу мужика.

Всей кабалы нам, конечно, не избыть, пока есть нужда на свете, а нуж­ды не избыть, пока земля и фабрики находятся в руках буржуазии, пока главная сила на свете – деньги, пока не введено социалистическое общество. Но в России по дерев­ням осталось много еще особенно злой кабалы, которой нет в других странах, хотя там и не введен еще социализм. В России много еще крепостнической кабалы, которая по­лезна всем помещикам, которая давит всех крестьян, которую можно и должно унич­тожить сейчас же, немедленно.

Объясним, какую кабалу мы называем крепостнической кабалой.

Всякий деревенский житель знает такие случаи. Помещичьи, дворянские комитеты при освобождении крестьян сделали все, чтобы можно было кабалить крестьян по-старому – нарочно обрезали мужицкие наделы, вгоняли помещичью землю клином, чтобы мужику было некуда курицы выпустить, нарочно переселяли крестьян на худшую землю, нарочно загораживали помещичьей землей дорогу к водо­пою, отрезали выпас, выгон, отрезали лес. Крестьянам некуда деться без этой отрезной земли, без выпаса, без водопоя. Хочешь – не хочешь, а приходится к помещику идти, просить дать пропуск скоту к воде или дать выпас. А помещик своего хозяйства не ведет и денег, никаких не имеет, а только тем и живет, что кабалит крестьян. Крестьяне на него за отрезные земли работают без денег, пашут своими лошадьми его землю, убирают его хлеб и его луга, молотят на не­го, носят на барский двор и полотна, и яйца, и живность всякую. Совсем как при крепостном праве! Крестья­не сами называют эту работу барщиной или панщиной. Вот это мы и называем крепостнической кабалой. И сколько у нас еще таких деревень, числа им нет. В таких деревнях и богатый и бедный мужик вместе связаны по рукам и по ногам и помещику с головой выданы. Бедному го­раздо тяжелее от этого приходится, чем богатому мужику. Богатый мужик и свою зем­лю иногда имеет и батрака вместо себя посылает на барщину, а бедному деться совсем некуда, и помещик из него веревки вьет. Бедному крестьянину при такой кабале часто и вздохнуть некогда, и на сторону уйти нельзя из-за работы на барина, и подумать нельзя о том, чтобы свободно соединиться в один союз, в одну партию со всей деревенской беднотой и с городскими рабочими.

Нет ли какого-нибудь средства, чтобы теперь же, сейчас, сразу такую кабалу уничтожить? Социал-демократическая рабочая партия предлагает крестьянам два сред­ства для этой цели.

Первое средство – свободно выбранные суды из доверенных людей от сельских батраков и от беднейших крестьян, а также от богатых крестьян и помещиков.

Второе средство – свободно выбранные крестьянские комитеты. Эти крестьян­ские комитеты должны иметь право не только обсудить и принять всякие меры для уничтожения барщины, для уничтожения остатков крепостного права, но они должны также иметь право отобрать отрезные земли и вернуть их крестьянам[r].

 

Рассмотрим немножко подробнее оба эти средства.

Свободно выбранные суды из доверенных людей будут рассматривать все дела по жалобам крестьян на кабалу.

Такие суды будут иметь право понижать арендную плату за землю, если помещики назначили ее слишком высоко, пользуясь нуждой крестьян.

Такие суды будут иметь право избав­лять крестьян от чрезмерных платежей, – например, если мужика нанял помещик зи­мой на летнюю работу за полцены, то суд рассмотрит дело и положит справедливую плату.

Такой суд должен состоять, конечно, не из чиновников, а из свободно выбран­ных доверенных людей, и чтобы от сельских батраков и от деревенской бедноты были непременно свои выборные и не меньше числом, чем от богатых крестьян и от поме­щиков. Такие суды будут разбирать также все дела между рабочими и хозяевами. Рабочим и всей деревенской бедноте легче будет отстаивать свои права при таких судах, легче будет соединиться между собою и узнать точно, какие люди могут надежно и верно стоять за бедноту и за рабочих.

Другое средство еще более важное. Это – свободные крестьянские комитеты, выбранные из доверенных людей от батраков, от бедных, средних и богатых крестьян по каждому уезду.

Никто лучше самих крестьян не знает, какая кабала их да­вит. Никто лучше самих крестьян не сумеет изобличить помещиков, живущих до сих пор крепостнической кабалой. Крестьянские комитеты разберут, какие отрезные зем­ли, или луга, или выпасы и тому подобное отошли от крестьян несправедливо, разбе­рут, следует ли даром отобрать эти земли или дать, на счет крупных дворян, вознагра­ждение тем, кто купил такие земли.

Крестьянские комитеты избавят крестьян от вмешательства чинов­ников, покажут, что крестьяне сами хотят и могут устраивать свои дела, помогут кре­стьянам сговориться о своих нуждах и разузнать хорошо людей, способных стоять вер­но за деревенскую бедноту и за союз с городскими рабочими.

Крестьянские комитеты – первый шаг к тому, чтобы и по захолустным деревням крестьяне встали на свои соб­ственные ноги и взяли свою судьбу в свои собственные руки.

Вот почему рабочие социал-демократы предупреждают крестьян:

Не верьте никаким дворянским комитетам, никаким чиновничьим комиссиям.

Требуйте всенародного собрания депутатов.

Требуйте учреждения крестьянских комитетов.

Требуйте полной свободы печатать всякие книжки и газеты.

Когда все и каждый будут иметь право свободно, никого не боясь, высказывать свои мнения и свои желания и во всенародном собрании депутатов, и в крестьянских коми­тетах, и в газетах, – тогда очень скоро будет видно, кто идет на сторону рабочего класса, кто идет на сторону буржуазии. Теперь громадное большинство людей вовсе не думает об этом, некоторые скрывают свое настоящее мнение, некоторые сами еще не знают, некоторые нарочно обманывают. А тогда все об этом думать станут, скрываться незачем будет, и все дело скоро выяснится.

 

Мы уже говорили, что буржуазия привлечет на свою сторону богатых крестьян. Чем скорее и чем больше удастся унич­тожить крепостную кабалу, чем больше настоящей свободы добьются себе крестьяне, тем скорее объединится между собой деревенская беднота, тем скорее объединится со всей буржуазией и богатое крестьянство. И пускай их объединяются: мы этого не бо­имся, хотя мы отлично знаем, что богатое крестьянство станет сильнее от этого объе­динения. Мы ведь тоже объединимся, и наш союз – союз деревенской бедноты с го­родскими рабочими – будет неизмеримо многочисленнее, будет союзом десятков миллионов против союза сотен тысяч.

Мы знаем также, что буржуазия будет стараться (она и теперь уже старается!) привлечь на свою сторону и средних и даже мелких кре­стьян, стараться обмануть их, стараться завлечь их, разъединить их, пообещать каждо­му из них вытянуть его тоже в богатые. Мы уже видели, какими средствами и какими обманами завлекает буржуазия среднего крестьянина. Мы должны поэтому наперед раскрывать глаза деревенской бедноте, наперед укреплять ее особый союз с городски­ми рабочими против всей буржуазии.

Пусть каждый деревенский житель посмотрит хорошенько вокруг себя. Как часто мужики-богатеи говорят против господ, против помещиков! Как они жалуются на притеснение народа, на то, что у господ земля зря пустует! Как они любят покалякать (с глаза на глаз), что надо бы, дескать, прибрать землю к мужицким рукам!

Можно ли верить тому, что говорят богатеи? Нет. Они не для народа хотят земли, а для себя. Они и теперь уже понабрали себе и купчей земли и съемной, да им еще мало. Значит, деревенской бедноте недолго придется идти вместе с богатеями против по­мещиков. Только первый шаг мы можем вместе с ними сделать, а там придется врозь идти. Вот почему надо ясно отделить этот первый шаг от других шагов и от нашего последнего, главного шага.

Первый шаг в деревне – полное освобождение крестьянина, полные права ему, устройство крестьянских комитетов для возвращения отрезков и для отобрания всей земли у помещиков.

А последний наш шаг и в городе и в деревне один будет – уничтожение частной собственности на земли и фабрики и устройство социалистического общества.

Между первым и последним шагом нам еще немало борь­бы пережить придется, и кто смешивает первый шаг с последним, тот вредит этой борьбе, тот, сам того не ведая, засоряет глаза деревенской бедноте.

Первый шаг деревенская беднота сделает со всеми крестьянами вместе: разве некоторые кулаки отстанут, разве одному из сотни мужиков никакая кабала не претит. А вся громада тут еще за одно пойдет: равные права всему крестьянству нужны. Помещичья кабала всех по рукам и по ногам вяжет.

Ну, а последнего шага никогда не сделают все крестьяне вместе: тут уже все богатое крестьянство против батраков встанет. Тут уже нам нужен крепкий союз деревенской бедноты с городскими рабочими социал-демократами. Кто говорит крестьянам, что они сразу могут и первый и последний шаг сделать, тот обманывает мужика. Тот забывает о великой борьбе между самими кресть­янами, о великой борьбе между деревенской беднотой и крестьянами-богатеями.

Вот почему социал-демократы не сулят крестьянину сразу молочных рек и кисель­ных берегов.

Вот почему социал-демократы прежде всего требуют полной свободы для борьбы, для великой, широкой, всенародной борьбы всего рабочего класса против всей буржуазии.

Вот почему социал-демократы указывают первый шаг маленький, но верный.

 

Весь вопрос: как взяться за дело, как первый шаг сделать, в какую дверь прежде всего ломиться.

На этот вопрос дают разные люди (из тех, что хотят добра мужику) два разные отве­та. Всякий деревенский пролетарий должен постараться яснее понять оба ответа и со­ставить себе определенное и твердое мнение.

Один ответ дают народники и социали­сты-революционеры.

Прежде всего надо, говорят они, развивать в крестьянстве всякие товарищества (кооперации).

Мирской союз надо укрепить.

Каждому крестьянину не надо давать права свободно распоряжаться своей землей. Пусть мирское общество больше права имеет и постепенно пусть вся земля в России мирской землей будет.

Всю землю отнять у помещи­ков и отдавать поровну только тем, кто сам ее обработает. Крестьянам надо всякие облегчения сделать на счет покупки земли, чтобы земля легче перетекала от капитала к труду.

Другой ответ дают социал-демократы.

Крестьянин должен прежде всего добиться себе всех, без изъятия прав, какие есть у дворянина и купца.

Крестьянин должен иметь полное право свободно распоряжаться своей землей.

Для уничтожения самой гнусной кабалы должны быть учреждены крестьянские комитеты для возвращения от­резков[s].

Не мирской союз нужен нам, а союз деревенской бедноты из разных сельских обществ по всей России, союз деревенских пролетариев с городскими пролетариями. Всякие товарищества (кооперации) и мирская покупка земли всегда будут приносить больше пользы крестьянским богатеям да обманывать среднего крестьянина.

 

Социал-демократы будут отстаивать все меры в пользу деревенских пролетариев и помогать им вслед за первым шагом делать как можно скорее и как можно дружнее второй шаг и третий, и так далее, до самого конца, до полной победы пролетариата.

Но можно ли теперь уже, сразу сказать, какое требование встанет на очередь завтра, для второго шага? Нет, этого сказать нельзя, потому что мы не знаем, как будут себя держать завтра богатые кресть­яне и многие образованные люди, занятые всякими кооперациями. Может быть, они еще не успеют завтра же сойтись с помещиками и захотят добить помещичью власть до конца. Отлично. Социал-демократам это очень желательно, и социал-демократы будут советовать деревенским и городским пролетариям требовать отнятия всей земли у помещиков и отдачи ее свободному народному государству. Социал-демократы будут зорко смотреть, чтобы деревенские пролетарии не оказались при этом обманутыми, чтобы они укрепились еще лучше для окончательной борьбы за полное освобождение пролетариата.

Но, может быть, будет совсем иначе. И даже вероятнее, что будет иначе. Богатые крестьяне и многие образованные люди могут завтра же соединяться с помещиками, и тогда против всего деревенского пролетариата встанет вся деревенская буржуазия. Тогда нам смешно было бы бороться с одними помещиками. Тогда мы должны бороться со всей буржуазией и требовать прежде всего как можно больше свободы и простора для такой борьбы, тре­бовать облегчения жизни рабочему для облегчения его борьбы.

Во всяком случае, будет ли так или иначе, наше первое, наше главное и непременное дело – укрепить союз деревенских пролетариев и полупролетариев с городскими пролетариями.

Для этого союза нам нужна сейчас и немедленно полная политическая свобо­да народу, полная равноправность крестьянина и уничтожение крепостной кабалы.

А когда этот союз создастся и укрепится, – тогда мы легко разоблачим всякие обманы, которыми завлекает буржуазия среднего крестьянина, тогда мы легко и скоро сделаем против всей буржуазии, против всех сил правительства, и второй, и третий, и послед­ний шаг, тогда мы неуклонно пойдем к победе и быстро завоюем полное освобождение всего рабочего народа.

 








Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 785;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.