Творчество Ж.Бизе.
Пути развития музыкально-театральных жанров. Кризис «большой» и комической оперы. Возникновение в 50-х годах жанра оперетты (Ф.Эрве, Ж.Оффенбах). Формирование жанра французской лирической оперы, демократическая направленность жанра.
Ш.Гуно (1818-1893) и его вклад в развитие жанра лирической оперы. Опера «Фауст» как лучший образец этого жанра.
К.Сен-Санс (1835-1921), его значительный вклад в развитие французской симфонической музыки как программной (Симфонические поэмы), так и непрограммной (симфонии, концерты), камерно-инструментальная музыка.
С.Франк (1822-1933). Основные жанры его творчества. Гуманистическая, этическая, философская направленность произведений в сочетании с эмоциональной непосредственностью, романтической импровизационностью, классической завершенностью. Основные жанры: органная музыка, симфония, симфоническая поэма камерно-инструментальные сочинения, духовные вокально-инструментальные сочинения (оратория «Заповеди блаженства» т.д.).
Ж.Бизе (1838-1875). Основной круг образов, тематика его творчества. Эстетические взгляды композитора. Опера «Кармен» как одна из вершин реализма в мировом оперном искусстве. Жизненность и острота драматического конфликта, единство музыки и сценического действия, принципы музыкальной драматургии. Последние годы деятельности. Музыка к пьесе А.Доде «Арлезианка».
Камиль Сен-Санс (1835-1921)
Шарль-Камиль Сен-Санс родился 9 сентября 1835 года. В конце того же года от резкого обострения чахотки в возрасте тридцати семи лет умер отец Камиля. Ребенок остался на попечении двадцатишестилетней матери и бабушки.
Мать Сен-Санса была художницей-акварелисткой, что помогло приобщению Камиля к изобразительным искусствам. В возрасте двух с половиной лет Камиль уже прошёл под наблюдением бабушки первоначальный курс игры на фортепиано. Детская музыка с примитивным аккомпанементом левой руки ребенку не нравилась: "Бас не поёт" - говорил он пренебрежительно.
Едва ознакомившись с миром музыки, Камиль стал сочинять, а вскоре и записывать сочиненное. Самая ранняя из сохранившихся записей носит дату 22 марта 1839 года.
Весной 1843 года ребенка отдали в обучение фортепианной игре известному пианисту и композитору Камилю Стамати. Профессор был поражён прекрасной подготовкой семилетнего мальчика и нашёл, что он нуждается лишь в усовершенствовании уже имеющихся пианистических навыков. С октября того же года начались занятия Камиля гармонией и контрапунктом с рекомендованным Стамати Пьером Маледаном.
После трёх лет занятий с мальчиком Стамати счёл его подготовленным к концертным выступлениям. Они состоялись 20 января и 10 февраля 1846 года. А 6 мая Камиль дал большой концерт в зале Плейель, - этот день явился начальной датой его пианистической карьеры.
В ноябре 1848 года Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию в класс органа Франсуа Бенуа. Этот органист и композитор был, по свидетельству Сен-Санса, одним из самых посредственных органистов, но "великолепным учителем".
Как органист Камиль преуспевал, и 28 июля 1851 года ему присудили первую премию по органу. Камиль посещал концерты, бывал в оперных театрах, неустанно расширял свои знания в области музыки. В октябре того же года он поступил в класс композиции Фроманталя Галеви.
В 1853 году, после нескольких месяцев стажировки в храме Сен-Северен, Сен-Санс получает место органиста в храме Сен-Мерри на другом берегу Сены. В этой должности Сен-Санс остается около пяти лет, по-прежнему отдавая весь свой досуг профессиональному совершенствованию и самообразованию.
Первая симфония (1852) - несомненный итог композиторской юности Сен-Санса. Более того, в ней уже складываются многие существенные черты его творчества вообще. Совершенно очевидны эмоциональная умеренность и даже хладнокровие при живости, подвижности. Чувствуется полная убеждённость в непреходящей ценности традиций.
Для характеристики чрезвычайно интенсивной работы юного Сен-Санса следует рассказать о судьбе одной из его симфоний. В 1856 году Общество Св. Цецилии в Бордо объявило конкурс на сочинение симфонии для большого оркестра. Сен-Санс не замедлил написать симфонию (в Фа-мажоре ), и она была премирована золотой медалью 26 января 1857 года, а 15 февраля исполнена в Париже. 8 июня Общество приняло Сен-Санса в число своих почётных членов, а вскоре состоялось исполнение Фа-мажорной симфонии в Бордо под управлением автора. Это было первое его выступление как дирижера!
В 1856 году Сен-Санс написал большую Мессу для четырёх голосов и хора с органом и оркестром. Эта Месса, исполненная в храме Сен-Мерри 21 марта 1857 года, - первое церковное сочинение Сен-Санса. Он посвятил её аббату Габриэлю, приходскому священнику храма Сен-Мерри.
С июля по сентябрь 1858 года Сен-Санс сочинял Симфонию ля-минор, получившую нумерацию Второй. Она значительно отличается от Первой. Творческая индивидуальность сформировалась здесь гораздо яснее, определилась и особая наклонность к полифоническим фигурам неоклассики. Первое исполнение Второй симфонии состоялось 25 марта 1860 года.
Между тем Общество Св. Цецилии в Бордо объявило новый конкурс на большую концертную увертюру. Сен-Санс написал увертюру "Спартак" (по трагедии Альфонса Пажеса). В июне 1863 года этой увертюре была присуждена первая премия.
В том же году состоялась поездка Сен-Санса на Пиренеи и Овернь. Под впечатлением её возникает первое трио для фортепиано, скрипки и виолончели - одно из лучших сочинений композитора. Музыка трио неотразимо обаятельна свежестью, лучезарностью и молодостью эмоций. Гармонические средства - самые простые, диатоника - всеобъемлюща. Но музыка увлекает, живёт упругими и переменчивыми ритмами, изяществом фактуры и голосоведения, блеском искрящегося темперамента. Повсюду чувствуется упоение природой, привольем, наслаждение первозданной непритязательностью народных напевов и танцевальных фигур. При этом пленяет непринужденность и логичность форм.
По-видимому, в 1863 году возникла и популярнейшая доныне пьеса Сен-Санса - Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром. Пытаясь уловить наиболее своеобразные качества этой известнейшей музыки, одновременно как бы подыскиваем ключи к самым характерным проявлениям творчества Сен-Санса вообще. Отметить, что эта пьеса написана с превосходным пониманием возможностей скрипичной виртуозности, что скрипке прозрачно аккомпанирует оркестр, что форма пьесы очень естественна и наглядна - значит ещё сказать очень мало. На свете много сочинений, обладающих подобными достоинствами, но вовсе лишенных обаяния пьесы Сен-Санса.
В 1867 году состоялось знакомство Сен-Санса с Антоном Рубинштейном. Для его выступления в Париже Сен-Санс пишет фортепианный концерт. Факт сочинения Второго концерта для фортепиано с оркестром за 17 дней не может не поражать. Уже 13 мая концерт был Сен-Сансом исполнен оркестром под управлением Рубинштейна вместе с рядом других его сочинений. С годами Второй концерт для фортепиано Сен-Санса стал одним из самых популярных сочинений композитора - он сохраняет чрезвычайную популярность до сих пор.
Чайковский писал об этом концерте: "Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нём отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность. Все симпатические черты его национальности: искренность, горячность, тёплая сердечность, ум дают себя чувствовать... на каждом шагу..."
15 августа 1868 года Сен-Санс получил звание кавалера ордена Почетного легиона. В октябре того же года он ездил в Германию и концертировал в Кёльне. В 1870-1871 годах жизненная и творческая активность Сен-Санса резко возрастают. У него целый ряд общественных обязанностей, а круг знакомств всё расширяется. Каждый понедельник на квартире Сен-Санса по-прежнему, но в более широких масштабах, происходят музыкальные вечера - нередко с участием зарубежных музыкантов.
Временами у композитора обостряются туберкулез и болезнь глаз. Испытания военного времени (война Германии и Франции) и бедственная жизнь в Лондоне в апреле - мае 1871 года заметно повредили его здоровью. Но силой воли и творческой энергии Сен-Санс заставляет себя преодолевать препятствия, он трудится неустанно. Самым значительным сочинением Сен-Санса в 1871 году явилась его первая симфоническая поэма "Прялка Омфалы".
К концу года состояние здоровья Сен-Санса, утомленного очень интенсивной деятельностью, заметно ухудшилось - потребовался отдых на юге. Октябрь и ноябрь 1873 года Сен-Санс провел около столицы Алжира, в саду с мраморным водоёмом, тяготясь сознанием временного бессилия, но наслаждаясь покоем и одиночеством.
1873 год стал годом сочинения второй симфонической поэмы Сен-Санса - "Фаэтон", по сюжету известного мифа о сыне Гелиоса. А в следующем году возникла третья из симфонических поэм Сен-Санса, ставшая особенно популярной.
Это "Пляска смерти". Как партитура, симфоническая поэма "Пляска смерти" представляет одно из высших достижений Сен-Санса - столь удивительно она стройна, богата красками и прозрачна. В других программных деталях поэмы (звон арфы, бьющей полночь на фоне выдержанной ноты валторны вначале, свист и вой хроматических гамм, легкая трель скрипки соло и флейты в коде, подобная жужжанию зимнего ветра и т. п.) сказалось старое стремление Сен-Санса к звуковой наглядности на основе предварительного фиксирования слуховых ощущений.
В феврале 1875 года Сен-Санс женился на Марии-Лауре-Эмилии Трюффо, сестре его ученика и друга Жана Трюффо, которому он некогда посвятил Каприс на темы балетной музыки из "Альцесты" Глюка. Мария-Лаура была почти в два раза моложе Сен-Санса - она родилась 16 апреля 1855 года. Брак этот явился результатом скорее волевой причуды композитора, чем его любви к Марии Трюффо. Вдобавок Мария вызвала ревность со стороны матери Сен-Санса. В общем, брак его оказался несчастным. В 1875 году Сен-Санс сочинил Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром. Этот концерт, по справедливому мнению Корто, представляет в своём целом "самое совершенное из сочинений, написанных Сен-Сансом для фортепиано". В музыке Четвёртого концерта сказались с исключительным блеском качества победоносного (иначе не скажешь!) эклектизма Сен-Санса, без колебаний пользующегося различными интонационными элементами и приёмами, выразительными факторами разных эпох, умеющего придавать их конгломерату цельность и образную целеустремлённость композитора.
Крупнейшим событием творческой жизни Сен-Санса, относящимся к 1876 году, явилось окончание им в январе партитуры давно задуманной и постепенно сочинявшейся оперы "Самсон и Далила" - самого выдающегося из его оперных произведений.
Римский-Корсаков считал, что лучшая из современных опер на Западе, после Вагнера, конечно, опера "Самсон и Далила". Процитируем здесь и Ж. Тьерсо, который указывает на особую значительность лучших проявлений мелодики "Самсона и Далилы":
"Пение разливается в ней широкой волной. Невольно спрашиваешь себя, откуда это странное заблуждение современников, кричавших: "Здесь нет мелодии"! И это говорится, когда перед нами развертывались страницы обольщения Далилы... Эти фразы большого дыхания, друг с другом связанные, свободно разворачиваются, создавая рисунок широких линий, замечательно оформленный, вызывающий в памяти образцы античного искусства".
В 1876 году возникает четвёртая и последняя из симфонических поэм Сен-Санса - "Юность Геракла", вызвавшая неоднозначные оценки. В апреле 1877 года закончилась служба Сен-Санса как органиста храма св. Магдалины, а вместе с тем и его служба как органиста вообще.
В это же время умирает Альбер Либон, директор почтового ведомства, большой почитатель Сен-Санса, завещав композитору 100 000 франков с целью избавить его от необходимости служить и дать возможность отдаться творчеству.
В 1882 году Сен-Санс заканчивает оперу "Генрих VIII". Эта опера не затмила, конечно, "Самсона и Далилу" - прежде всего потому, что музыка её менее ярка, менее убедительна, и в ней нет ничего равного несравненному любовному дуэту оттуда. Не следует, однако, забывать, что сама задача драматургии в "Генрихе VIII" была сравнительно более сложной, и то, что Сен-Санс как оперный драматург сделал большой шаг вперед.
Затем Сен-Санс осуществил свой давнишний замысел - написал зоологическую фантазию "Карнавал животных". Это произведение было впервые исполнено в Париже в узком кругу 9 марта 1886 года и вторично несколько дней спустя. А 2 апреля исполнение повторили для Листа, приехавшего в Париж. Считая свой "Карнавал" шуточным произведением к случаю, Сен-Санс всё же включил его в число пьес, подлежащих публикации. После смерти Сен-Санса "Карнавал животных" был опубликован в 1922 году и вскоре стал одним из популярнейших на всем свете его сочинений.
В этом, конечно, не следует видеть иронию судьбы. Просто "Карнавал животных" выразил в шутливой форме некоторые типичные, характерные, а частично и ценнейшие стороны творческой личности Сен-Санса. Тут были юмор, программность, лирика в оправе отличного мастерства.
Большим достижением творческой жизни Сен-Санса явилось завершение в 1886 году и первое исполнение его Третьей (и последней) симфонии. Премьера этой симфонии состоялась в Лондоне, в концерте Филармонического общества 19 мая. Успех был велик.
Первое исполнение симфонии в Париже состоялось 9 января 1887 года. Выходя с этого концерта, взволнованный Гуно указал одному из своих друзей на Сен-Санса и промолвил громко, желая быть услышанным всеми: "Вот французский Бетховен".
Приведём два суждения о Третьей симфонии выдающихся русских композиторов.
Танеев в письме к Чайковскому отметил, что Третья симфония Сен-Санса "очень хороша". Калинников в одной из своих рецензий писал: "Симфония эта по глубине вдохновения - одно из лучших произведений Сен-Санса и представляет собою чудо техники и инструментовки. Употребление фортепиано и органа в этой симфонии как оркестровых инструментов более нежели уместно".
Из произведений Сен-Санса девяностых годов достоин упоминания однооактный балет "Жавотта", написанный в 1896 году - единственный балет композитора.
15 марта 1898 года он начал писать оперу "Деянира", и работа шла быстро. Музыка "Деяниры" - один из интереснейших творческих опытов Сен-Санса. Здесь сплелись воедино его поиски эпоса, как начала, могущего противодействовать эмоциональной анархии эпохи, а равно и растущий интерес к античности, давнишний, но теперь обостряющийся в поисках чего-то светлого и гармоничного.
Рождается новый век. Сен-Санс по-прежнему много путешествует и концертирует. Продолжает он и сочинять музыку. Однако лучшие его произведения принадлежат XIX столетию.
Сен-Санс умер 16 декабря 1921 года в Алжире.
Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 1975;