ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКИ КАК ВИДА ИСКУССТВ 4 страница
Хочется отметить, что работа в таком микро социуме будет эффективна, если будет создана единая коррекционно-образовательная среда и творческий союз специалистов: логопед - психолог - воспитатель - инструктор по физической культуре - музыкальный руководитель.
Палкина Е.А.
ГОУ ДОД РМЭ
«Дворец творчества детей и молодёжи»
г. Йошкар-Ола
Использование музыкотерапии при работе с подростками в условиях дополнительного образования
Музыка является частью жизни каждого человека. Мир звуков влечет нас и завораживает, наше сердце отвечает на звуки музыки. Они имеют волшебную силу менять наше состояние от спокойного до возбужденного и, наоборот, действуют на нас успокаивающе, умиротворяюще, заставляют задуматься о сокровенном. Но только глубокая музыка может изменить наше состояние. Такая музыка не "уходит в историю", она становится частью нашего наследия и бережно передается из поколения в поколение. Именно на основе такой музыки базируется музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. В дpевности выделяли три напpавления влияния мyзыки на человеческий оpганизм:
- на дyховнyю сyщность человека;
- на интеллект;
- на физическое тело.
В настоящее время в качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии современные психологи указывают: катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.
Музыкотерапия при работе с подростками может осуществляться в двух основных формах: активной и рецептивной. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия при с работе с группой подростков эффективно реализуется в двух формах: коммуникативной – через совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов взаимопонимания и доверия, и регулятивной - способствующей снижению нервно-психического напряжения. Мы успешно применяем обе формы музыкотерапии в рамках антистрессовой программы, адресованной подросткам-воспитанникам объединения «Деловые шаги» Дворца Творчества детей и молодежи. Адресная группа выбрана в связи с возрастными особенностями, потребностями и интересами подростков.
При использовании рецептивной музыкотерапии подростки прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии, возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, три произведения или более менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения участников группы, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни человека. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии. Например, для уменьшения чувства тревоги и неуверенности могут быть использован произведенияФ.Шопена «Мазурка», «Прелюдии», вальсы И.Штрауса, "Мелодия" А.Рубинштейн. Прослушивание «Лунной сонаты» и «Симфонии ля-минор» Л.Бетховена приводит к уменьшению раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы. Для снятия напряженности в отношениях с другими людьми мы предлагаем подросткам прослушивать «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21» И.С.Баха, для общего успокоения и удовлетворения - «Аве Мария» Ф.Шуберта.
Активный вариант музыкотерапии в группе подростков требует наличия простейших музыкальных инструментов, в том числе колокольчиков, детских шумовых игрушек, народных инструментов (дудочки-сопилки, трещотки, колотушки, кастаньеты и т.п.). Участникам группы предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. При активной музыкотерапии подростки сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как музыкальные инструменты, так и голос, хлопки, топот и пр. Основной целью в данном случае является интеграция подростка в группе сверстников, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль. Об этом свидетельствуют высказывания подростков. Андрей Ц. (14 лет): «Я впервые задумался о влиянии рок-музыки на мое самочувствие…», Таня К. (13 лет): «Я с удовольствием стала слушать классическую музыку дома…», Дима Ж. (12 лет): «Больше всего мне понравилось на занятии играть в оркестре…».
Музыкотерапия способствует приобретению навыков сотрудничества с другими людьми, с окружающим миром, обеспечивает условия для развития интеллекта, формирования у подростков высокого уровня социальной ответственности, потребности в здоровом образе жизни и воспитании высоких моральных принципов. Музыка врачует лучше любого лекарства.
Чиркова Г.А.
МДОУ № 228
г. Уфа
К ПРОБЛЕМЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГОВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия ДОУ специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Перестройка имеющихся динамических стереотипов ребенка приводит к определенному нервному напряжению, в результате которого происходят изменения не только в вегетативной регуляции, но и нарушается эмоциональное состояние детей, а также и их поведение, причем, чем внезапнее изменяется окружающая среда, тем серьезнее сдвиги в эмоциональном состоянии малыша [2,4].
Сгладить негативное влияние такого перехода, помочь быстрее адаптироваться к новым создавшимся условиям, нормализовать и повысить эмоционально-положительный фон, на наш взгляд, призвана музыка, в частности такой ее раздел, как музыкальное народное творчество, народный фольклор. Термин фольклор (folklore) можно перевести с английского языка как народная мудрость. Такой перевод будет не только формально точным, но и верным по смыслу. Фольклор – это не просто сумма словесных, драматических и изобразительных форм народного искусства. Это целостная система народных знаний, особый национальный взгляд на мир. Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная [4]. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей, современные исследователи отмечают его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов вызывает у детей хорошее настроение. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.
Исследователями Отдела здоровья ребенка НИИ педиатрии АМН СССР установлено, что к числу главных причин осложнения адаптации при поступлении в детский сад относятся эмоциональные стрессы. При помощи оригинальной методики сотрудники отдела произвели количественную оценку выраженности основных эмоций и уровня эмоционального стресса и сопоставили эти данные с рядом физиологических, биохимических и иммунологических процессов и - что очень важно - с заболеваемостью в период адаптации.
На наш взгляд, облегчить ребенку период адаптации возможно при комплексном подходе к этому вопросу. Хорошую помощь родителям оказывают дни открытых дверей, проводимые в ДОУ, где можно наглядно ознакомиться с особенностями жизни ребенка в детском саду и с конкретной обстановкой, к которой нужно готовить малыша. Мать получает рекомендации по предупреждению стрессовых реакций у ребенка в период адаптации. К ним относятся: приближение домашнего режима к режиму ДОУ; активное приобщение малыша к общению со сверстниками и взрослыми; применение музыкального фольклора, предложенного педагогами ДОУ. В этом случае в условиях семьи и ДОУ ребенка будет окружать близкая и знакомая звуковая среда, что и обеспечит благоприятное эмоциональное состояние детей в новых для него условиях.
Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, как в условиях семьи, так и ДОУ: когда его укладывают спать (колыбельная песня), когда умывают (ласковые подговорки, совпадающие по эмоциональному колориту с активным общим тонусом ребенка), когда эмоционально общаются в моменты бодрствования (прибаутки, потешки и т.п.).
Вместе с тем следует отметить: это «внутреннее», скрытое богатство малых музыкальных фольклорных форм должно быть прежде всего открыто взрослым. Именно взрослый, используя перлы народной педагогики и мудрости, привносит посредством умелой интерпретации слова, жеста, действия и смысловое содержание - открывает его ребенку в доступной форме. Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений, они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких - народная дидактика, школа материнства. [2]
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Наблюдения показывают, что произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребенок улавливает повторяющиеся звуки, вызывают у него реакцию на художественное произведение. Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других - бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали-поехали»), вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым [3].
Особую значимость, на наш взгляд, приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в ДОУ. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку - воспитателю.
Музыкальные произведения помогут взрослому наладить эмоциональный контакт с детьми и в режимных процессах, и в свободной, игровой деятельности детей. Особенно это важно в условиях общественного воспитания, когда ребенок только-только привыкает к новым для него условиям. Воспитатель должен (именно должен) пестовать малютку, ласкать не за что-то, а по велению чувства, по своей душевной щедрости. И тогда малыш, несомненно, полюбит воспитателя.
Итак, использование воспитателем музыкального фольклора в повседневной жизни детей положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, поступившего в ДОУ. Эта тонкая ниточка, соединяющая ребенка и его семью на эмоциональном уровне, не должна порваться с поступлением малыша в ДОУ, а наоборот, стать крепче в процессе использования форм музыкального фольклора в режимных моментах, играх и развлечениях в детском саду, то есть повседневной жизни детей, как в домашней обстановке, так и в условиях общественного воспитания.
Литература
1. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада /Под ред. Л.И.Каплан. - М.: Просвещение,1983. - 80 с.
2. Жадинец, М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 9. - с.56-58.
3. Задоя, Т.Г. Деятельность воспитателя в период адаптации малышей. - М.,1989. - с.42-45, с.70-76.
4. Новикова, И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное воспитание. - 1990. - №10. - с.8-15.
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 899;