ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 5 страница
На сегодняшний день музыкально-эстетическое воспитание является универсальным средством преодоления социокультурных проблем и противоречий XXI века и на нас, учителях музыки, лежит большая ответственность за формирование личности ребенка.
Литература
Корто,А. (1965) О фортепианном искусстве. М.,с.87.
Гимадеева Р.Р., Лоскутова Р.Р.
ГОУ ВПО МарГУ, ФПП
г. Йошкар-Ола
К ВОПРОСУ О ФормированиИ основ музыкальной культуры
студентов педагогических вузов
Задача духовного возрождения общества - одна из главнейших сегодня. Те изменения, которые произошли в обществе за последние годы, настоятельно требуют разработки и воплощения в жизнь эффективной системы разностороннего общественного воспитания нового поколения детей и молодежи. Современность диктует более сложные и требовательные принципы формирования личности: мало дать знания, нужно воспитывать внутренний стержень, который даст дорогу в достойное будущее, в реальную жизнь, нужно сформировать ориентиры, умственные и духовные, которые помогут растущему человеку сделать верный выбор.[3]
Мы считаем, что принципиально важная роль здесь принадлежит эстетическому началу как реализуемой личностью потребности жить и творить по законам добра и красоты. Эта потребность в особой форме воплощается в музыкальном искусстве, в многообразии творческой деятельности человека, что подтверждается нашими исследованиями, поскольку более 80 % респондентов отдали предпочтение в саморазвитии и развитии нравственных основ - именно музыке и музыкальному творчеству, как наиболее близкому виду искусства по своему духовному, чувственному, художественному мироощущению.
Музыкальное искусство, следуя основным принципам педагогики, имеет немалое влияние в решении задач гуманизации образования, являясь символом гармони чувств, переживаний и духовным наполнением смысла жизни.
Как отмечает в исследовании культурной жизни общества А.О.Сохор, в настоящее время в России усугубился процесс отчуждения населения от культурных ценностей общества. В 30 % школ России нет учителей музыки, отсутствуют хоры, театральные и танцевальные кружки. Дети редко посещают театр. Вырастает поколение, не слышавшее «живой» музыки, не прикоснувшееся к театральному искусству, обедненное духовно, эмоционально, интеллектуально.[1]
Мы полагаем, что в этой ситуации, пристальное внимание должно быть обращено на музыкальное воспитание студенчества педагогических вузов, так как воспитывать всестороннее развитую личность может лишь специалист с высоким уровнем музыкальной культуры, которая характеризуется таким комплексом ее качеств, как музыкально-эстетическое сознание, оценки, знания, убеждения, музыкально-слуховые способности. Педагог должен обладать музыкально-творческой активностью, то есть проявлять положительное эмоционально-оценочное отношение к музыкальной культуре, иметь определенный опыт в музыкальном творчестве, способность к музыкальной отзывчивости, развитое музыкальное мышление.
В основе музыкально-педагогической подготовки будущего воспитателя и методиста, на наш взгляд, лежит освоение студентами воспитательного потенциала музыки и использование ее возможностей в формировании у детей эстетических, социальных и нравственных качеств, творческой активности, которые способствуют гармоничному развитию внутреннего мира ребенка [2].
Способность понимать музыку, ее функции, включать ее в игровые взаимодействия, театральную работу с детьми является основой профессиональной самореализации будущего педагога.
Проведенные нами исследования в форме анкетирования и опроса студентов факультета педагогики и психологии Марийского государственного университета показали, что музыка выходит на I место и является самым любимым видом искусства. Музыке, как виду искусства, отдают предпочтение более 82 % опрошенных.
Но, несмотря на это, уровень музыкальной культуры студентов очень низок. Это объясняется нынешней популярностью легкой музыки. То есть предпочтение отдается моде на музыку, а не самой ее сущности, как части высокого искусства. 91 % респондентов отметили, что слушают современную музыку, такие как поп-музыка (66,7 %). Это говорит об односторонней ориентации большинства молодых людей на эстрадно-развлекательную музыку, то есть ту, которая не требует больших интеллектуальных и нравственных усилий для постижения. Это поверхностно- потребительский тип музыкальной культуры.
В ходе анкетирования мы продиагностировали музыкальные способности, знания, умения и навыки музыкальной деятельности и музыкальной активности в общей сложности 90 студентов, обучающихся на III курсе, которые еще только получают определенные навыки по определенным дисциплинам музыкально-эстетического цикла и на V курсе, которые уже должны овладеть всеми необходимыми знаниями и навыками в профессиональной музыкальной деятельности.
Нами составлена таблица, которая ярко демонстрирует уровень музыкальной культуры студентов средних и последних курсов с различным уровнем знаний и подготовки.
Содержание | Студенты III курса (в %) | Студенты V курса (в %) |
1) Музыкальное образование: - специальное музыкальное образование - музыкальное образование в объеме общеобразовательной школы - не имеют музыкального образования. | ||
2) Предпочитают слушать музыку: - современную - классическую - зарубежную - народную | 5,5 2,5 | 13,5 9,5 |
3) Предпочитаемый жанр музыки: - классическая - рок - хип-хоп - поп-музыка | ||
4) Предпочитают виды музыкальной деятельности: - восприятие музыки - песни - ритмика - игра на музыкальных инструментах - музыкальное творчество - не увлекаются музыкальной деятельностью | 3,5 5,5 | |
5) Проявление музыкальной активности студентов: - музицирование - вокал - танцы - чтение книг о музыке - слушание музыкальных передач - посещение музыкальных театров - другое | 4,5 2,5 | |
6) Навыки игры на музыкальных инструментах: - имеются - отсутствуют | 24,5 75,5 | |
7) Уровень музыкальной активности в кругу семьи: - организация музыкальных семейных праздников и вечеров - не проявляется | 44,5 55,5 |
Студенты старших курсов чаще используют музыку не только в учебном процессе, но и в своей повседневной жизни, например, организуя самостоятельно музыкальные праздники в кругу своей семьи. Они же отмечают, что большую часть их дня они проводят в музыке, даже в бытовых делах, и это делает их день веселее и интереснее.
Прослеживаемые изменения в уровне музыкальной культуры среди студентов различных курсов обусловлено и тем, что на факультете педагогики и психологии ведется активная творческая самореализация, в том числе через музыкальную деятельность. На факультете к различным мероприятием в качестве организаторов и участников привлекаются практически все студенты, и они с удовольствием занимаются творчеством. Немалый вклад в развитие музыкальной культуры профессиональной подготовке дисциплины профессорско-преподавательским составом факультета и их оригинальным методам работы.
Важно, чтобы музыкальное искусство стало постоянной потребностью студента, предметом его увлечения и углубленного интереса. Этому во многом способствуют традиционные на факультете педагогики и психологии «Встречи в музыкальной гостиной», где студенты имеют возможность узнать много интересного из области музыкального искусства, продемонстрировать свои музыкально-творческие и исполнительские способности, повысить общую музыкальную культуру.
Мы полагаем, что очень важную роль играет функция планирования, которая предполагает постановку целей на определенный промежуток времени и разработку конкретных действий всех участников образовательного процесса, направленных на достижение этих целей. Важно то, что дополнительное музыкальное образование не носит принудительный характер и тематика «Музыкальной гостиной» утверждается коллективно. Представляем примерную тематику «Музыкальной гостиной» на 2009-2010 учебный год:
1. Музыка и жизнь.
2. Под сенью дружных муз.
3. Легенды о музыке.
4. Античная музыка и музыка древнего мира.
5. Возрождение музыки великой эпохи.
6. 21 век и новые художественные течения.
7. Великие музыканты.
8. Музыка и изобразительность.
9. Музыкальные жанры.
10. Симфония при свечах.
11. В мире музыкальных инструментов.
12. Вечер русского и цыганского романса.
13. Музыка моего народа (Марий Эл).
14. Сказка в музыке.
15. Природа в музыке.
16. Современные направления в музыке и др.
Мы убеждены, что без личного желания, личных усилий студента даже самый талантливый педагог не сможет научить чему-либо, а тем более повысить уровень музыкальной культуры будущего педагога. С целью повышения уровня творческого саморазвития личности студента средствами музыки, нами разработано методическое пособие «Азбука музыкального саморазвития», в которое включены анкеты для самооценки уровня музыкальной культуры студентов, примерный личностный план повышения уровня музыкальной культуры, музыкальный словарь, сочинения «Музыка моей души», кроссворды, творческие задания, тематика педагогического всеобуча родителей по вопросам музыкального воспитания детей и т.д.
Мы считаем, что, решая одновременно проблемы общего и специального образования, дополнительное музыкальное образование должно стремиться к формированию личности, предоставляя студентам возможность для напряженной творческой работы, требующих и общих и специальных знаний, навыков творческого труда и общения. Крайне важно - разбудить у студентов интерес к самим себе, сделать творческую деятельность потребностью, а музыкальное искусство - естественной, необходимой частью жизни. Этому способствуют организуемые музыкальные мероприятия с творческой направленностью: «Музыкальные КВНы», «Музыкальные калейдоскопы», «Музыкальные брей-ринги», «Музыкальные викторины», «Музыкальные фантазии», «Музыкальные эрудиты», «Музыкальные пинг-понги», «Службы доверия», «Диалоги в прямом эфире» и др.
На наш взгляд, несмотря на хорошие результаты, необходимо далее находить все более новые и эффективные способы подготовки студентов с целью повышения их уровня музыкальной культуры, поскольку данная проблема окончательно никогда не будет решена, возможности преобразования нашего внутреннего мира безграничны.
Интерес к данной проблеме предоставляет все более новые возможности для ее изучения. Понятие музыкальной культуры настолько многозначно, что постижение ее должно быть актуально в любой период жизни, на любом этапе профессионального самосовершенствования.
Это не только залог того, что будущие педагоги смогут эффективно применять полученные знания в работе, но и постоянно самореализовываться и самосовершенствоваться.
Литература
1. Сохор, А.Н. Социология и музыкальная культура. - М.,: Советский композитор, 1975. - 202 с.
2. Теория и практика дополнительного образования: сборник научных статей /Мар. гос. ун-т. - Йошкар-Ола. - 1999. - 202 с.
3. Чернова, Н.А. Педагогические условия развития дополнительного образования школьников (на примере региона): Автореферат дис. канд. пед. наук.- Казань, 1977.
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 722;