ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 2 страница
3. Анализ исследования уровня значимости музыкальной культуры для педагогической деятельности.
Данная анкета была выделена в связи со спецификой проводимого эксперимента, так как исследуемые - будущие педагоги. В связи с этим было важно выявить, насколько студенты осознают значимость музыкальной культуры для будущей работы.
Результаты анкеты следующие: низкий уровень 39 % (Оршанка), 44 % (Чебоксары); средний уровень – 54 % (Оршанка), 48 % (Чебоксары); высокий – 7 % (Оршанка), 8 % (Чебоксары).
В сравнении с результатами предыдущей анкеты это исследование показало, что довольно большая часть опрошенных осознает значимость профессии учителя в жизни общества, ответственность за духовную культуру будущих воспитанников.
4.Тесты на определение уровня сформированности музыкальных знаний (на основе программы по музыке для начальной школы Д.Б.Кабалевского).
В основу данных тестов положены некоторые понятия, термины, которые включены в программу Д.Б.Кабалевского для начальной школы.
Результаты тестирования показали высокий процент учащихся с низким и средним уровнем музыкальных знаний: 34 % (Оршанка) и 44 % (Чебоксары) - низкий уровень, 63 % (Оршанка) и 56 % (Чебоксары) - средний уровень. Это говорит о том, что в общеобразовательных школах на уроках музыки мало времени уделяется научно-музыкальным терминам и понятиям. По ответам студентов можно судить о том, что учителя музыки редко организуют на уроках такие виды деятельности, как терминологическая работа, изучение музыкальной грамоты, истории музыки и т.д.
5. Методики Л.В.Школяр.
В качестве основы взята «Программа и методика изучения музыкальной культуры» Л.В.Школяр. Данный вид диагностики состоит из 6 методик, которые позволяют выявить интересы, пристрастия, широту музыкального кругозора, способность эмоционально оценивать музыку. Все методики мы оценивали в целом, что привело к следующим результатам: низкий уровень - 39 % (Оршанка), 48 % (Чебоксары); средний уровень - 56 % (Оршанка), 45 % (Чебоксары), высокий уровень - 5 % (Оршанка), 7 % (Чебоксары).
Анализ результатов показал, что большинство студентов имеют слабое представление о произведениях мирового музыкального искусства. При составлении музыкальной программы в лучшем случае были названы только фамилии авторов, когда-то услышанных студентами. Студенты отдавали предпочтение современной популярной музыке. Ценно то, что студенты в состоянии оценить эмоциональную сторону музыкальных произведений, но без связи со средствами музыкальной выразительности, что еще раз подтверждает отсутствие соответствующих знаний.
6. Методика Е.И. Юдиной «Копилка чувств».
Данная методика позволяет выявить способность студентов эмоционально чувствовать музыку, умение сопоставить различные виды настроения с музыкальным произведением.
Наличие 5 % (Оршанка) и 11 % (Чебоксары) студентов с высоким уровнем, 61% (Оршанка), 55% (Чебоксары) студентов со средним уровнем. 34 % (Оршанка) и 34 % (Чебоксары) студентов с низким уровнем говорит о возможности научить чувствовать, эмоционально реагировать на серьезную музыку.
В определении «музыкальной культуры» мы выделили такой критерий, как «творчество». Данный показатель невозможно оценить одномоментно. Мы считаем, что уровень музыкально-творческого развития оценивается в ходе наблюдения за учащимися в процессе изучения музыкального искусства.
Результаты выявления уровня музыкальной культуры
Н | Н/С | С/Н | С | С/В | В | |
Оршанка (41 чел.) | 24% | 13% | 17% | 34% | 12% | |
Чебоксары (27 чел) | 22% | 15% | 22% | 37% | 4% |
Результаты констатирующего эксперимента показывают, что большинство студентов имеют низкий или близкий к низкому уровень музыкальной культуры. Это говорит о том, что значимость «серьезной» музыки для современной молодежи находится на низком уровне. Необходимо построить учебно-воспитательный процесс школ и ССУЗов таким образом, чтобы предметы музыкально-эстетического цикла входили в число важных и обязательных для изучения. Будущая деятельность студентов педагогического колледжа требует высокой общей культуры, в том числе и музыкальной, что по результатам диагностики осознается студентами. Возникающее противоречие между осознанием студентами потребности в повышении собственной музыкальной культуры и отсутствием таковой приводит к выводу о создании педагогических условий для дальнейшей работы в этом направлении.
Норкина Е. Л.
ГОУ ВПО МарГУ, ФПП
г. Йошкар-Ола
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На современном этапе развития общества провозглашается право всех детей с нарушениями в развитии на получение квалифицированной педагогической помощи. Педагог-дефектолог должен уметь осуществлять коррекционную направленность образовательного процесса, используя широкий спектр традиционных средств специального образования и внедряемые современные технические средства.
В связи с распространением технических средств к профессиональной подготовке педагогов-дефектологов предъявляются новые требования. Необходимы специалисты, креативно и профессионально грамотно осуществляющие выбор и синтез средств профессиональной деятельности. Творческий подход к профессиональной деятельности проявляется в обращении к искусству как источнику эффективных средств психолого-педагогической коррекции и в обоснованном использовании технических средств. Возможности музыки как средства разнообразного воздействия на личность воспитанника используются в социально-педагогическом направлении работы с воспитанниками, психофизиологическом, психологическом. Очевидны преимущества технических средств в преодолении и профилактике нарушений развития, в социализации воспитанников. В связи с важностью изучения музыкальных средств в их коррекционно-развивающем, социализирующем значении и возможностью сочетания музыкальных и технических средств, в процессе профессиональной подготовки педагога-дефектолога необходим межпредметный подход. Общее представление о музыкальных и технических средствах профессиональной деятельности будущие педагоги-дефектологи получают в рамках соответствующих общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки. Но осознание музыкальных и технических средств в контексте профессиональной деятельности должно продолжаться в курсе изучения специальной детской психологии, коррекционной дошкольной педагогики. Таким образом, наиболее действенная модель подготовки педагогов-дефектологов к работе в условиях технологической модернизации специального образования состоит в преемственности, систематичности и последовательности формирования знаний и умений использования музыкальных и технических средств в профессиональной деятельности.
Литература
1. Фалетрова, О.М. Подготовка будущего учителя музыки к музыкально-коррекционной работе / О.М. Фалетрова // Ярославский педагогический вестник. - 2008. - № 4 (57). - С. 93-97.
2. Кукушкина, О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов // Дефектология. – 2001. - № 3. - С. 44-52.
Cергеева М.А., Шалаева С. Л
ГОУ ВПО МарГУ, ФПП
г. Йошкар-Ола
ТАНЕЦ И ЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
В ДЕТСКОМ РАЗВИТИИ
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение их индивидуальных потребностей и интересов. Все эти направления развития прекрасно реализуются в танце.
В энциклопедическом словаре В.А.Веденского танец определяется как вид искусства, в котором художественный образ создается по средством музыкально-организованных движений и мимики. Это одно из древнейших и массовых искусств. Танец органически связан с музыкой, создающей его ритмическую основу, помогающей раскрытию его содержания.
Для маленьких детей игра и движение - важнейший компонент жизнедеятельности. Поэтому игровой танец позволяет каждому ребенку, в зависимости от индивидуального развития, общаться с собой, своим «психофизическим я», со сверстниками, окружающим реальным и вымышленным миром. Танцевальная деятельность детей способствует развитию воображения, формированию процесса восприятия, включению в работу обоих полушарий мозга. Четкое определение структуры танцев делает возможным ее целенаправленное моделирование в системе воспитания и образования с решением широкого спектра личностных и социальных проблем. В связи с формированием ребенка танец может сыграть определенную роль в развитии моторики, ритмичности, обеспечить эмоциональное благополучие.
Психофизическая гармонизация личности ребенка, его здоровье и эмоциональное благополучие достигаются в танце через творческую импровизацию ребенка с помощью педагога, который предлагает спектр чувственных и предметных мотивов, организует пространство, придает значимость происходящему.
Игровой танец снимает мышечную закрепощенность, избавляет от нервных перегрузок, решает проблему гиподинамии. Такой танец рассматривается функциональным стимулятором личности, повышает работоспособность, улучшает физическое самочувствие.
Психологами уже давно отмечено, что одной из основной функций танца является высвобождение накопленной энергии. Но интересно то, что энергия, высвобождаясь, находит свой собственный порядок- порядок ритма.
Для некоторых детей гораздо проще учиться в движении, чем сидя на одном месте. Этот вывод сделала педагог Ливия Ванэвер. Совместно со своим мужем Биллом она руководит международной фольклорной танцевальной группой. Ванэверы рассматривают танец как способ помочь ребенку выразить свои чувства. Достаточно часто дети, которых называют трудными, в сфере движения превращаются из застенчивых, тихих в более уверенных и открытых, становятся «звездами».
Танцор и хореограф Амии Пивар рассматривает танец как метод обучения и терапии. Во время упражнения по танцевальной импровизации кто-нибудь придумывает движение, еще кто-то присоединяется и добавляет свои. Дети самовыражаются и сопереживают невербальным способом.
Используя танец, можно справиться со стрессом или своими проблемами, высвободить энергию и превратить ее в акт творчества. Дети бывают очень откровенны, танцуя или двигаясь, открыто выражая свои чувства.
С помощью упражнений у детей развивают физическую координацию и интеллект.
Двигательное воображение обеспечивает одушевление и одухотворение детских движений. Движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым. Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики неразрывно связано с развитием у детей выразительных движений. Достижение выразительного движения - это своеобразная сверхзадача двигательного воображения в танцевальной деятельности, а именно, танец - это вид искусства, основанный на выразительности ритмического движения и пластики человеческого тела.
Танцевальные упражнения способствуют воспитанию координации и других жизненно необходимых двигательных качеств. Танцевальные упражнения воздействуют на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки, красивой походки, культуры движений. Пружинные движения являются ценным средством для укрепления суставов, развития эластичности мышц, связок, а также воспитания мягкости, плавности движений.
По мнению психолога Л.А.Венгера, танец - музыкально-пластическое искусство. Художественные образы в нем воплощаются средствами движений и положений человеческого тела, которые составляют специфически выразительный язык образов этого вида искусства. Детское танцевальное творчество носит импровизационный характер, т.е. придумывание и исполнение танца идет одновременно. Несмотря на такую слитность, анализ детской танцевальной импровизации позволяет выделить в ней элементы каждого из этих видов творчества как композиционного, так и исполнительского. А чтобы подвести детей к музыкально- двигательному творчеству необходимо показать, объяснить детям, как раскрывается и создается в танце образное содержание. В связи с этим в обучении детей танцу широко используется во взаимодействии друг с другом такие выразительно- коммуникативные средства, как музыка, движение и слово.
Музыка играет очень важную роль в формировании танцевального творчества дошкольника. Только высокохудожественная музыка с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способна активизировать фантазию ребенка, направить ее, подсказать использование тех или иных выразительных движений, влияющих на качество исполнения, воплощение танцевального образа. Музыкальные произведения различного содержания определяют особенности детской танцевальной деятельности, это помогает детям овладеть различными по характеру движениями (плавными, бодрыми, энергичными и. т.д.).
Также ребенок может выразить себя в сюжетном танце - яркой и выразительной форме детской художественной деятельности, вызывающей живой интерес у детей. Его привлекательность в образном перевоплощении, разнохарактерности персонажей и их общении между собой в соответствии с развитием сюжета танца. Благодаря этим особенностям в нем создается своеобразная игровая ситуация, побуждающая детей к творчеству и, следовательно, способствующая его развитию. Сюжетное развитие, считал Л.А.Венгер, помогает видеть ребенку в танце особую форму «рассказа» и воспринимать его выразительные движения, как специфические средства, воплощающие ее содержания, т. е. выступающие в качестве своеобразного языка.
Существуют различные методики использования танцевальной деятельности для разностороннего развития детей. Так оздоровительно - развивающая программа «Са-Фи-Дансе» Ж.Е.Фирилевой, Е.Г.Сайкиной по танцевально- игровой гимнастике направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста. В программе представлены различные разделы, но основными являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и креативная гимнастика. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Именно поэтому на таких занятиях дети занимаются по желанию и с охотой, так как каждое занятие и упражнение основано на игре.
Также можно помочь ребенку выразить себя, включив в занятия психогимнастику - это упражнения, игры и этюды, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально-личностной сфер). Ее основная цель - преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. Здесь большое значение предается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей.
Таким образом, танец - это синкретичный вид искусства, обладающий высоким развивающим и терапевтическим потенциалом, который безусловным образом необходимо использовать в развитии детей.
Юферова А. А.
ГОУ СПО «Уфимский педагогический колледж № 2»
г.Уфа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КОМПЕТЕНТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ СПО
Новая стратегия образования направлена на повышение системы профессионально-педагогической подготовки на более высокий качественный уровень. Происходящие в мире и России изменения в области целей образования вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата. В качестве общего определения такого интегрального социально-личностно-поведенческого феномена как результата образования в совокупности мотивационно-ценностных, когнитивных составляющих выступает понятие «компетенция / компетентность» [5].
Сегодня существует потребность в широком диапазоне специалистов музыкального образования, способных осуществлять свою профессиональную деятельность на разных ступенях: дошкольное, школьное, дополнительное образование, в государственных и негосударственных учреждениях. На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнения, что от того, насколько наш выпускник готов к решению профессиональных и социальных задач, зависит успешность и результативность его будущей профессиональной деятельности в жизни и в обществе, его востребованности на рынке труда.
В педагогической литературе встречается много терминов, характеризующих те или иные педагогические технологии: технологии обучения, воспитания, преподавания, образовательная и традиционная технологии, технологии программированного и проблемного обучения, авторская технология и т.д. Технология - совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами [6,246].
Говоря об использовании педагогических технологий, имеется в виду также и информационные технологии, т.е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации. Расширяется использование компьютеров в дошкольных образовательных учреждениях. Разрабатываются методики, направленные на развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных способностей, организацию их общения, в которых компьютер используется как средства для интеллектуального и творческого развития, развития фантазии, воображения, эмоционального восприятия в игровой форме.
Музыкально-компьютерные технологии призваны облегчить и усовершенствовать творческую музыкальную деятельность учителя музыки, а также обогатить те наработки музыкальной педагогики, которые были накоплены ранее. Для внедрения компьютерных технологий в процесс дошкольного и школьного музыкального образования педагогу необходимы следующие технические средства: мультимедийный проектор или интерактивная доска MIMIO INTRACTIVE VIRTUAl INK, Hitachi tarboard и Interwrite board), а к ним всевозможные музыкальные программы (караоке, энциклопедии, справочники, игры по освоению нотной грамоты и др.), компьютер, синтезатор.
Актуальные вопросы применения компьютерных технологий в музыкальном образовании рассматривались Ю.М.Кузнецовым, В.П.Морозовым, Г.Д.Семеновой, А.В.Харуто и др.
Анализ литературы и практики музыкального образования выявил противоречие между признанием особой роли компьютерных технологий в современном музыкальном образовании и отсутствием научно-обоснованных и экспериментально подтвержденных путей их эффективного использования в целях формирования профессиональной творческой активности личности музыканта-педагога.
Как правило, учителя музыки имеют слабое представление о дидактических возможностях компьютерных технологий, а те, кто все же применяет их в своей практической педагогической деятельности, используют их однопланово, не исчерпывая весь потенциал. Поэтому для современной отечественной музыкально-педагогической практики актуальной является проблема подготовки специалистов нового типа. В помощь студентам разрабатываются алгоритмы работы с компьютерными программами и созданием фонограмм на синтезаторе.
В музыкальных компьютерных играх дети определяют инструменты, длительности, ансамбли, ноты, с которыми сами студенты знакомятся больше в теории. Апробация на практике затруднена в первую очередь недостаточной материальной обеспеченностью образовательного процесса в ДОУ.
Использование так называемой “минусовки” и “караоке”, позволяет значительно обогатить и расширить песенный репертуар, исполняемый на занятии и при проведении развлечений, а также дает возможность контролировать качество исполнения каждым учеником. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий (трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность) позволяют исследователям рассматривать компьютер как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей.
Изучение опыта освоения компьютерных технологий в системе профессионального музыкального образования позволило заключить, что возможности последних в реализации обозначенной задачи располагают значительно большим диапазоном, чем это представлено сегодня в данной области.
Главное предназначение системы СПО - подготовка высококвалифицированных, конкурентноспособных педагогических кадров, понимающих суть экономических и социальных реформ, способных реализовать их в дальнейшей практической деятельности. Выполнение заданных ГОС СПО образовательных целей невозможно без трансформации существующего предметно-знаниевого образования и перехода на обучение, моделирующее и формирующее будущую профессиональную деятельность с учетом междисциплинарного компонента, введения компетентностных элементов во все образовательные области учебного плана [4].
Использование компьютерных технологий имеет как сторонников, так и противников. При всех достоинствах и возможностях компьютерных технологий, никто не умоляет роли педагога. Технологии мы рассматриваем только как средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Умение поставить проблему, заинтересовать ею детей, найти нужные формы, методы, средства для ее решения это не сделает ни один компьютер. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за педагогом.
Широкое распространение компьютерных технологий, часто декларируемые призывы их использования в системе музыкального образования само не будет решением обозначенной нами проблемы. Это может произойти и стать реальностью лишь тогда, когда будут специально разработаны теоретические и методические основы использования компьютерных технологий в условиях профессионального музыкального образования. Привлечение компьютеров в музыкальное образование привносит свои специфические принципы и методы работы, которые не противоречат традиционным, а значительно дополняют и обогащают их.
Литература
1. Алпатова А. С. Творческое постижение мира: искусство или наука? // Музыкальное искусство: исполнительство, педагогика, музыковедение: Сборник научно-методических статей. - М., 2004. с.121.
2. Бергер Н. Музыкальная грамотность и компьютер // Телекоммуникации, математика и информатика - исследования и инновации. - Вып. 6. - СПб., 2002г. с. 12-18.
3. Бергер Н., Яцентковская Н. Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании // Телекоммуникации, математика и информатика - исследования и инновации. - Вып. 7. - СПб., 2003. с. 18-21.
4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - №10. - С.8-14
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.-2003.-№5.-С.34-42
6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб завед /Под ред. С.А. Смирнова.- М.: Изд. Центр «Академия», 1999. – С.246
7. Свирина Н. О роли музыки в художественном развитии школьников // Петербургская консерватория в мировом музыкальном процессе 1862-2002. - СПб., 2002. с. 18-21.
Иванова Л.А.
ГОУ СПО «Уфимский педагогический колледж № 2»
г. Уфа, Республика Башкортостан
КОМПЛЕКСНЫЙ ЗАЧЕТ КАК ФОРМА ПОДГОТОВКИ
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Компетентностный подход к обучению студентов диктует необходимость разрабатывать и реализовывать новые технологии, связанные с интегративными процессами в системе образования, совершенствовать мониторинговую деятельность, искать эффективные пути проверки и оценки знаний и умений студентов, качественной подготовки будущих специалистов.
В Уфимском педагогическом колледже сложилась хорошая традиция проведения комплексных зачётов как средство подготовки студентов к успешному прохождению педагогической практики в общеобразовательных школах и дошкольных образовательных учреждениях (далее ДОУ). Идея проведения данных зачетов и совершенствование их содержания принадлежит Ямалетдиновой Наиле Гильмановне - заслуженному учителю РФ и РБ, ныне заведующей музыкально-педагогическим отделением, а в прошлом - заведующей педагогической практикой, которая умело направляет работу студентов, преподавателей и руководителей практики.
Использование комплексного зачета предполагает формирование у студентов-практикантов профессиональных умений и навыков качественного, выразительного, свободного владения музыкальным инструментом, голосом, дирижерским жестом при исполнении музыкального материала, пластичности, выразительности выполнения и показа детям разнообразных музыкально-ритмических движений. На зачете студенты играют по нотам, что способствует формированию навыка чтения с листа. В помощь студентам по подготовке к таким зачетам разработаны методические рекомендации.
Комплексные зачёты предусматривают синкретизм учебных дисциплин: аккомпанемента, постановки голоса, дирижирования, основ теории и методики музыкального образования детей дошкольного возраста, ритмики и хореографии. Зачет принимает комиссия (3-5 человек), в состав которой входят преподаватели различных музыкальных учебных дисциплин (основной инструмент, аккомпанемент, постановка голоса, дирижирование), преподаватель методики музыкального образования (он же руководитель практики в ДОУ или школе), преподаватель ритмики и хореографии.
Зачеты проводятся на втором, третьем и четвертом курсах.
На втором курсе организуется два зачета (по одному в полугодие): первый - в ноябре месяце на тему «Праздничные песни» (ДОУ и ОШ), включающий 4 песни (новогодний праздник, Международный женский день, День защитников отечества, День Победы). Одна из песен должна быть написана композитором Башкортостана. Студенты под руководством преподавателей индивидуальных дисциплин и руководителя практики базового образовательного учреждения готовят музыкальный материал, продумывают методику разучивания песен, возможности использования дирижерского жеста, разрабатывают беседу об одной из песен, которая в дальнейшем проводится с дошкольниками на психолого-педагогической
практике. Темой второго зачета (апрель) являются «Песни боевого прошлого». Современные студенты должны знать о событиях прошлого. Они исполняют 4 песни о наиболее ярких исторических событиях. Две песни - о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; одна - об Отечественной войне 1812 года, Крестьянской войне 1773 годы (песни о национальном герое башкирского народа - Салавате Юлаеве, башкирских конниках - «северных амурах»); одна песня о гражданских войнах и революциях не только в нашей стране, но и за рубежом (Франция, Германия и др.). К зачету студенты готовят две беседы, при подготовке к которым знакомятся с историей создания песен, биографиями авторов данных песен, порой являющимися участниками военных событий. Данные беседы студенты проводят во втором полугодии при прохождении психолого-педагогической практики в начальных классах школы.
На третьем курсе проводится три зачета. Первый зачет (ноябрь) на тему «Музыка и движение» направлен на подготовку студентов к успешному освоению музыкально-ритмических движений и подбора к ним музыкального сопровождения. Зачет предусматривает синкретизм трёх учебных дисциплин: аккомпанемента, ритмики и хореографии, основ теории и методики музыкального образования детей дошкольного возраста. Зачет принимают преподаватели аккомпанемента, концертмейстеры, учитель ритмики и хореографии, руководители практики в ДОУ. Включаются разнообразные музыкально-ритмические движения:
1. Основные движения: бодрый и пружинистый шаг, спортивный и высокий шаг, спокойный и осторожный шаг.
2. Танцевальные движения: народные (танцевальный и переменный шаг; приставной шаг и припадание; шаг с притопом и дробный шаг; движения башкирского танца); бальные (подскоки и шаг польки; вальсовые движения; прямой и боковой галопы).
3. Танец: историко-бытовой (менуэт, полонез, гавот) - два на выбор студента и современный (композиции из современных движений). Важно научить студентов осуществлять целенаправленный подбор музыкального сопровождения, который должен не только подчёркивать характер движения, особенности национального искусства, но и отвечать основным требованиям, учитывать психофизиологические возможности детей дошкольного возраста.
Зачёт студенты сдают в паре. Один студент выступает в роли музыкального руководителя (аккомпанирует), второй - в роли воспитателя (дает указания к выполнению, показывает и исполняет движения). Студенты получают две отметки: 1 - за аккомпанемент, 2 - за ритмику с методикой. Второй зачет (декабрь) - «Народные песни Башкортостана, России и мира». Включается исполнение четырех песен разных народов. Студенты демонстрируют исполнение песен без музыкального сопровождения, голосом. На примере одной песни показывают умение управлять каноном, второй - работы над двухголосием (первая партия звучит на фортепиано, вторая - в «живом» исполнении). Важно продумать и исполнительский план. Данный зачет готовят и проводят преподаватели вокала и дирижирования. В конце марта месяца перед выходом студентов на непрерывную практику в ДОУ организуется проведение третьего комплексного зачета. Здесь студенты исполняют музыкальный репертуар, используемый в дальнейшем на непрерывной практике. Он включает 8 произведений: по 2 - из разделов «Слушание музыки» и «Ритмика (музыкально-ритмические движения» и четыре из раздела «Пение»).
Дата добавления: 2015-06-01; просмотров: 1520;