Тема 5. Административная деятельность театрально-зрелищных предприятий 1 страница

Управление как особый вид деятельности. Основные структурные элементы управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

Менеджмент в сфере искусства как особая область знаний, помогающая осуществить функции руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных). Продвижение на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и т.д.

Организация (фирма, ассоциация, концерн, объединение) как группа людей, деятельность которых социально координируется для достижения общих целей. Структурирование деятельности организации осуществляется посредством следующих этапов:

-провозглашение миссии. Сформулированная миссия предполагает адекватное ей определение задачи создания организации (фирмы), начало ее деятельности. Насколько органично эта взаимосвязь, настолько эффективна деятельность фирмы

- определение формы деятельности. На этом этапе формулируются цели работы организации и вырабатывается организационная структура, что крайне важно для эффективной деятельности организации

-определение критериев эффективности. Здесь отражается связь между целями деятельности организации и предполагаемыми ее результатами, прогнозируется баланс возможной стоимости художественных ценностей и финансовых интересов организации. Все это требует от руководителей компании умения прогнозировать результат деятельности, обеспечивать баланс культурной миссии фирмы и интересов бизнеса.

-формирование кадровой структуры, что способствует эффективной деятельности организации и творческого вспомогательного состава работающих, а также формированию штатной структуры организации.

-определение эффективности управления. Здесь прослеживается взаимосвязь между штатной структурой организации и уровнем квалификации кадров управления.

-переоценка целей. На этом этапе анализируется соотношение запланированных и достигнутых результатов, оценивается миссия, определяются новые цели и корректируется прежняя концепция организации (фирмы).

В зависимости от характера собственности данные организации могут быть:

-собственниками материально-технических ресурсов;

-пользователями материально-технических ресурсов;

-владельцами и распорядителями материально-технических ресурсов.

В зависимости от состава учредителей данные организации могут выступать в качестве:

-государственных;

-муниципальных;

-частных;

-корпоративных.

По характеру административно-правовой определенности могут быть:

-самостоятельными юридическими лицами;

-административно-правовой единицей в составе юридического лица;

-структурным подразделением в составе юридического лица;

-структурным подразделением в составе административной единицы, входящей в состав юридического лица.

В соотнесении с другими подобными организациями могут выступать как:

-объединение юридических и (или) физических лиц;

-самостоятельный субъект.

В зависимости от характера финансирования могут быть:

-бюджетными;

-хозрасчетными, но не коммерческими;

-предпринимательскими (коммерческими).

В зависимости от организационно-правовой формы подразделяются на:

-коммерческие, главной целью которых является получение прибыли в результате своей деятельности;

-некоммерческие, которые не зависят от финансового результата, и получение максимально возможной прибыли не является для них целью всей их деятельности.

Основы финансово-хозяйственной деятельности организаций арт-индустрии определяются законодательными и нормативными актами, соответствующими той, или иной организационной форме, в которой создана и функционирует данная организация.

Уровни управления фирмой: институциональный (топ-менеджер, генеральный директор, совет), управленческий (дирекция, руководители управления), технический (руководитель отделов, групп, коллективов).

Характеристика управленческих ролей арт-менеджера (главный руководитель), лидер (ответственный за мотивацию, набор, активизацию работников), связующее звено (информация и внешние контакты).

Театрально-зрелищное предприятие может выступать в различных организационных формах и представляет собой:

-товарищество - юридическое лицо, участники которого в соответствии с заключенным между ними договорам занимаются предпринимательской деятельностью от имен товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо в каждый момент времени может быть участником только одного товарищества.

-хозяйственные общества - подразделяются на общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества.

Общество с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участниками ООО могут быть как физические так и юридические лица.

Общество с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Акционерным обществом признается общество, уставной капитал которого разделен на определенное число акций, наделяющих любых их владельцев равными правами.

Открытым акционерным обществом признается АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

Организационное оформление фирмы. Регистрация. Устав и учредительный договор. Подбор штата (команды).

Принципами управления являются: разделение труда в административном аппарате (директор - арт-директор), соответствие служебного и личного авторитета руководителя, единство распорядительства, дисциплина, справедливое отношение к персоналу, стабильность кадров, инициатива и т.д.

Основные направления деятельности административного блока:

а) кадровая политика - подбор творческого и технического персонала, проведение кастингов и собеседований, планирование трудовых ресурсов, особенности контрактной системы, разработка должностных инструкций;

б) финансовая политика - поиск и привлечение финансовых средств, распределение доходов укрепление материально-технический базы организации;

в) имиджевая политика - связи с общественностью, формирование корпоративной культуры предприятия. Организационная структура организации развлекательной сферы.

 

Тема 6. Творческо-производственная деятельность театрально-зрелищных предприятий

 

Основой деятельности театрально-зрелищного предприятия является план творческо-производственной деятельности, который отражает как творческую, производственную, так и финансовую деятельность. Основу плана творческо-производственной деятельности предприятия развлекательной направленности составляют:

- социальный заказ по бюджетным ассигнованиям (комитет по культуре, департамент и т.д.);

- договорные формы работы;

- собственные целевые культурные программы (фестивали, конкурсы, Дни культуры и т.д.).

Этапы планирования творческо-производственной деятельности:

Подготовительный этап:

- изучение среды воздействия - численность и структура населения, уровень его платежеспособности, наличие других предприятий развлекательной направленности;

- изучение творческих возможностей коллектива - состав актеров, режиссеров, постановщиков и других творческих едениц, уровень их подготовки и квалификации;

- изучение материально-технической базы - условия сцены, наличие декорационных и бутафорских мастерских, вместимость зала и т.д.;

- изучение финансовых возможностей предприятия - экономические показатели.

Этап разработки:

- рассмотрение и утверждение репертуарного плана или плана мероприятий;

- плана эксплуатационной деятельности с учетом занятости творческого коллектива и загруженности помещений;

- финансового плана.

Принципами творческо-производственной деятельности являются:

- приоритетные направления и формы социально-культурной деятельности;

- альтернативное право выбора культурных услуг;

- учет типологизации современного досугового учреждения;

- самодеятельность и самоинициатива субъекта.

Существенно более сложным с точки зрения науки об управлении творческо-производственной деятельностью является так называемый «театральный организм», суть которого определяется двумя факторами: структурой и численностью, с одной стороны, и организационной моделью - с другой.

»Театральный организм» состоит из артистически - творческого персонала и его обслуживающей части. Успех театральной постановки зависит от таланта артистов, но эффект от игры может быть усилен или ослаблен деятельность других членов театрального организма. Осветители и звукорежиссеры, художники по костюмам, гримеры, реквизиторы, монтировщики и множество других специалистов является «участниками» театрального действа, и их труд также необходим для предприятия. Обслуживающий персонал обеспечивает деятельность артистов на сцене, но может создать для них и невыносимые условия. Успех театрально-зрелищного предприятия в конечном итоге зависит от степени единения всех членов коллектива. Возможности создания такого «коллектива единомышленников», как показывает практика, снижаются по мере увеличения численности театрального организма. Огромную роль в его жизни играет своеобразное распределение ролей между художественным персоналом и хозяйственно - экономической частью коллектива, система отношений между исполнителями и группой обеспечения.

Очевидная разновидность «театрального организма» сделала неизбежной выделение в его составе отдельных групп с разными возможностями и претензиями на участие в управлении делами предприятия.

Артистически - творческий персонал претендует на управление репертуаром, распределение ролей и другими формами участия собственно в творческом процессе, создавая так называемый «художественный совет».

Обслуживающий персонал не принимает участия в деятельности художественного совета, но может потребовать участия в управлении хозяйственно - экономическими вопросами жизнедеятельности театра, добиваясь создания «совета трудового коллектива».

Проблема привлечения зрительской аудиторией является одной из наиболее существенных для театрально-злрелищного предприятия. Решать данную задачу приходится в условиях жесткой конкурентной борьбы с другими субъектами рынка культуры, используя различные маркетинговые и рекламные технологии.

Задача привлечения зрителей по научному определяется понятием «формирование зрительской аудитории», которое включает следующие аспекты деятельности:

- повышение «грамотности зрителей», увеличение доли подготовленных (воспринимать явление сценического искусства во всей его полноте) зрителей в структуре аудитории;

- организация зрителей на конкретное мероприятие с целью повышения эффективности взаимодействия сцены и зала.

В настоящее время известны хорошо зарекомендовавшие себя и широко используемые на практике следующие три направления формирования постоянной аудитории:

- создание объединений «друзей предприятия» в различных общественных институтах, работа которых может принимать самые разные формы посещения генеральных репетиций, обсуждение спектаклей и программ, встречи с творческим составом и т.д.;

- организация и внедрение системы абонентной продажи билетов;

- рекламная деятельность.

Репертуарно - содержательная компонента реализуется через репертуар и воплощается в жанре театрально-зрелищного предприятия. Каждая организация, в зависимости от жанровой ориентации, состава артистов, размеров и состояния сцены и других производственных помещений формирует свой репертуарный план, который является основой для остальных разделов плана творческо-производственной деятельности. В него входят перечень мероприятий и последовательность проката. При этом надо заметить, что между размером труппы, количеством одновременно идущих спектаклей и числом ролей в них должна существовать высокая степень соответствия.

Каждый творческий коллектив применяет собственные критерии для «отсеивания» произведений, предлагаемых в репертуар.

Управление репертуаром возможно в разной форме:

- соответствие стратегическим или тактическим задачам театрально-зрелищного предприятия;

- заказ сценария автору написания сценария, исходя из стратегических и тактических задач и возможностей коллектива;

- учет предложений художественного (творческого) совета;

- учет предложений главного режиссера или художественного руководителя;

- учет государственных заказов.

Эффективность творческо-производственной деятельности театрально-зрелищных предприятий во многом зависит от взаимодействия художественного и административного руководства, основанного на разделении функций и полномочий.

Функции администрации: общее руководство предприятием, стратегическое планирование, обеспечение высокого уровня предоставляемых услуг, заключение договоров с организациями, обеспечение организации квалифицированными кадрами и повышение их квалификации, установление тарифов и ставок оплаты труда, выполнение обязательств перед поставщиками, бюджетом и банками, ремонт и капитальное строительство зданий и сооружений.

Функции художественного руководства: руководство арт-персоналом, постановка новых программ и проектов, воплощение договорных форм работы, формирование творческого состава, расстановка и использование творческих кадров, воспитательная работа в коллективе, организация мероприятий по повышению уровня мастерства, внесение предложений о присвоении квалификации, разрядов, материальном и моральном поощрении и т.д.

 

Тема 7. Нормативно-правовые основы арт-менеджмента

 

Охрана интеллектуальной собственности как важнейшее направление деятельности арт-менеджера. Развитие законодательства России об исключительных правах.

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Сегодня законодательство России предполагает различные формы объединения творческих работников.

В современной жизни искусства существует множество проблем, связанных как с правами авторов, так и тех, кто, не являясь автором, способствует сохранению и трансляции культурных ценностей. Эти права принято называть смежными. И если история защиты авторских прав насчитывает уже более 200 лет, то смежные права выделены и так или иначе охраняются на протяжении всего нескольких десятилетий.

Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» раскрывает термин «изготовитель продукта» как «лицо, взявшее на себя ответственность за изготовления продукта» (ст. 4). Поскольку в соответствии с действующим законодательством деятельность по производству продукции не является лицензируемой, любой гражданин может взять на себя инициативу по созданию продукта.

Известно, что некоторые виды искусства, называемые исполнительскими (Performing Arts), могут существовать только при наличии посредника между автором и публикой, то есть - исполнителя, который, не являясь создателем самого произведения, вкладывает в его интерпретацию свое время, труд (интеллектуальный и физический), талант и определенные материальные ресурсы. Разумеется, по законам цивилизованного общества все это должно так или иначе вознаграждаться или компенсироваться. Кроме того, когда речь идет о художественных ценностях, имеющих общечеловеческое значение, правовой и экономический аспект такой деятельности многократно усиливается.

Для оповещения о существовании исключительных авторских прав первоначальный их обладатель (автор или иной законный владелец авторского права) размещает знак охраны авторского права (копирайт), который состоит из латинской буквы «С» в окружности - ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

В целях охраны смежных прав и предотвращения возможности их нарушения на каждом экземпляре располагается знак охраны, предусмотренный Римской конвенцией, состоящий из трех элементов: 1) латинской буквы «R» в окружности - ®; 2) имени (наименования) обладателя прав; 3) года первого опубликования фонограммы.

Взаимоотношения, предусматривающие передачу авторских прав, строятся на условиях договора о передаче прав.

Например, в создании кинофильма участвует автор (сценарист) как субъект авторского права, который передает право на использование своего интеллектуального труда (постановку) фильма продюсеру или кинокомпании. Кинокомпания на основе авторского сценария трансформирует материал сценариста под условия постановки (жанра) с помощью режиссера (режиссерская экспликация), художника-постановщика (раскадровка, эскизы), оператора-постановщика (видеоряд), автора музыки, создавая тем самым новый продукт (объект), становясь обладателем смежных прав и получая право (в виде договора) от автора сценария, режиссера-постановщика, оператора-постановщика, автора музыки (субъектов авторского права) на дальнейшее коммерческое использование продукта.

С развитием индустрии звукозаписи и усовершенствованием технологических процессов, связанных с использованием современного оборудования, возросла роль продюсера, от которого во многом зависит конкурентоспособность продукта. Основная же функция в производстве и выпуске аудиоматериала принадлежит издающим компаниям, которые становятся обладателями смежных прав. В сферу деятельности издателя, как правило, входят популяризация имени автора и самого произведения, съемка видеоклипа, подбор музыкантов, проведение рекламной кампании и финансирование. В зависимости от условий контракта издатель может выполнять лишь часть из указанных функций. Его основная задача - создание и распространение продукта посредством рекламы и дистрибьюции. Именно тот факт, что у издателя имеется широкая сеть дистрибьюторов, позволяет ему быть конкурентоспособным и распространять продукт тех компаний, которые не имеют подобной структуры.

Таким образом, обладатель смежных прав - киностудия (издающая компания) получает исключительное право на прокат (публичную демонстрацию), воспроизведение на материальных носителях (VHS, CD-ROM, DVD, CD, MD), распространение, продажу теле- и радиокомпаниям, издание саундтрека (фильма), продажу копии на международный рынок с правом корректировки для зарубежного зрителя (субтитры, дубляж и т.д.).

Согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» автор является обладателем имущественных и неимущественных прав.

К неимущественным правам относятся: право признаваться автором; право на имя; право на обнародование произведения в любой форме; право на защиту и помимо этого исключительное право на использование данного произведения.

К имущественным правам относятся права на использование, исполнение или постановку в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид исполнения или постановки (передача в эфир, запись исполнения с помощью технических средств, воспроизведение записи, воспроизведение записи исполнения или постановки в эфире, сдача в прокат). Имущественные права могут передаваться по договору организациям эфирного, кабельного вещания, а также лицам, специализирующимся в области коммерческого использования творческих произведений и объектов смежных прав.

Свободное использование объектов смежных прав, т.е. без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации кабельного и эфирного вещания и без выплаты авторского вознаграждения, может быть осуществлено в следующих случаях:

o использование фрагментов исполнения, постановки, воспроизведение фонограммы в информационных программах для включения в обзор о текущих событиях;

o использование небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы для цитирования, при условии, что оно осуществляется в информационных целях, а также:

» для обучения или научного исследования;

» в личных целях (для проведения досуга);

» в судебных процессах.

Таким образом, согласно Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» автор предоставляет право осуществить издание своего произведения на каком-либо материальном носителе (книга, пленка, компакт-диск и т.д.) для дальнейшего его использования.

Концертные и продюсерские агентства, промоутерские фирмы и другие являются предпринимательскими организациями и в своей деятельности руководствуются Гражданским Кодексом РФ, по которому (ч.2 ст. 50) «систематическое получение прибыли» положено в основу мотивов предпринимательства, а «извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности» относится к коммерческим организациям, в отличии от которых некоммерческие «могут определять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы».

В гл. 4 ст. 48 Гражданского кодекса РФ дано понятие юридического лица, чем по сути и является большинство частных компаний сферы культуры, и перечислены традиционные его признаки: наличие обособленного имущества, самостоятельная ответственность по своим обязательствам этим имуществом, приобретение и осуществление гражданских прав от своего имени, выступление в качестве истца и ответчика в судах (п. 1 ст. 48).

Юридическим лицом признается организация, которая:имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом;может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;нести обязанности;быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии со ст. 50 все юридические лица по целям создания и деятельности подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51). Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц. Факт государственной регистрации подтверждается выдачей соответствующего свидетельства.

Упомянутый в п. 1 ст. 51 закон о регистрации юридических лиц - Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», введенный в действие с 1 июля 2002 года. Регистрация юридических лиц возложена на налоговые органы.

Часть вторая ГК РФ посвящена отдельным видам обязательств. Стоит обратить внимание на понятие гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг). Как правило, в сфере культуры заключаются договоры подряда (ст. 702) или возмездного оказания услуг (ст. 779). В ряде случаев, предусмотренных законодательством, организации выгоднее заключить договор гражданско-правового характера, нежели трудовой. Так, в соответствии со ст. 238 Налогового кодекса РФ, на вознаграждения по подобным договорам не производятся отчисления в фонд социального страхования РФ.

Физические и юридические лица. Контрафактные товары. Гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав. Способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Продажа, сдача в печать, иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм. Правила продажи отдельных видов товаров.

Постановление Правительства Москвы «О введении защитного идентификационного знака на видео- и аудио-кассеты, компьютерные информационные носители, лазерные и компакт-диски. Порядок присвоения защитного идентификационного знака продукции арт-индустрии.

Виды и содержание договорной документации на использование продукции арт-индустрии.

 

Тема 8. Профессиональные функции и направления деятельности арт-менеджера

Специализации арт-менеджмента: администратор, антрепренер, руководитель, агент, персональный менеджер, бизнес-менеджер, промоутер (импресарио), продакшн-менеджер, режиссер, продюсер театров, театральных студий, концертных залов, концертных организаций. Специалисты кино- и фото студий; студий аудио- и видеозаписи; ведущие местных, региональных и центральных каналов телевидения.

Можно вывести следующий перечень профессиональных качеств арт-менеджера:

1. интуитивное начало: умение видеть в любом артисте потенциал и использовать его в своих и его интересах;

2. информационная компетентность: аналитические способности, способность доставать, получать, обрабатывать, структурировать и использовать информацию. Умение увязывать полученную информацию с контекстом ситуации;

3. коммуникативная компетенция: умение налаживать, поддерживать, а также отсекать ненужные связи, контакты; умение поддерживать свою репутацию и имидж делового и порядочного человека и бизнесмена в обществе; владеть основами делового этикета, включая: искусство самопрезентации; умение создать деловой стиль во внешнем облике; умение подготовить и провести деловую встречу;

4. организационно-управленческая компетенция: умение сплачивать, подбирать, формировать вокруг себя команду; грамотно и своевременно решать кадровые вопросы, умение найти и привлечь экспертов для реализации всех этапов своей деятельности;

5. социально-психологическая компетенция: владение аргументацией, методами убеждения, владение вариантами нейтрализации возражений и замечаний, анализом и подведением итогов деловой встречи;

6. юридическая компетенция: владение основами законодательства в сфере предпринимательства, авторских и смежных прав, владение основами регулирования договорных отношений;

7. экономическая компетенция: умение разработать бизнес-план, организовать бюджетное управление.

К принципам работы арт-менеджера любого уровня можно отнести следующие:

- состязательность. Конкурентная борьба рождает предоставление более качественных услуг.

- ориентация на спрос. Продукты и услуги сферы арт-бизнеса тесно связаны и неотделимы от потребностей потенциальной аудитории и действует по схеме спрос - предложение.

- свободное предпринимательство. Организация является коммерческим предприятием и имеет право осуществлять любые действия с целью получения прибыли в рамках законодательства РФ.

- материальная заинтересованность от профессиональной деятельности;

- личная ответственность за результаты труда. В случае предоставления низкокачественных услуг организация выплачивает денежные компенсации (неустойки), оговоренные в договоре, а также отвечает собственным имуществом.

К аспектам деятельности арт-менеджера можно относятся:

- художественный аспект: определение «социального заказа» на арт-продукцию; замысел и работа над творческим проектом; поиск художественного образа проекта; выбор режиссера, творческих групп, отдельного артиста; создание имиджа артиста; работа над «легендой» группы, артиста и т.п;

- организационный аспект: проведение гастрольных туров: аренда помещений; расписание репетиций; распространение билетов; создание бытовых условий для исполнителя и др.;

- маркетинговый аспект: сегментация рынка; исследование востребованности продуктов арт-индустрии; организация рекламной кампании; проведение презентаций; организация акций по связям с общественностью; использование разработанных легенд и т.п.;

- финансовый аспект: составление бизнес-плана; определение сметы расходов; формирование бюджета; поиск спонсоров;

- нормативно-правовой аспект: изучение нормативно-правовых документов по созданию продукции арт-индустрии; документально-правовое оформление отношений автор - исполнитель - менеджер и т.п.

 

Тема 9. Понятие и сущность продюсирования

Понятие «продюсирование» (от английского produce - производить, создавать) как вид предпринимательской деятельности в области кинопроизводства, которая осуществляет идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Распространение этого понятия на постановку спектаклей, мюзиклов, театральных представлений.

Продюсер как предприниматель, осуществляющий творческий и производственный процесс, финансирование проекта, являющийся распорядителем кредитов. Продюсер как специалист, обеспечивающий руководство наймом творческого и технического персонала, обеспечивающий контроль за исполнением проекта, коррекцию его на всех стадиях создания художественной продукции.

Продюсер как соавтор, имеющий право на корректировку работы режиссера, художника, композитора и т.д.

Условия продюсерской деятельности:

-экономические: предложение творческой продукции и спрос на неё, виды товаров, которые могут быть выведены на рынок: компакт- диски, кассеты, печатная продукция и т.д., объёмы денежных средств, которые они могут вложить в создание продукта.

-социальные: стремление потенциальной аудитории посещать мероприятия, отвечающие определённым вкусам и моде.

Задачи продюсирования:

- маркетинговая - изучение интересов и потребностей потенциальной аудитории, стимулирование продвижения продукта на рынок, учет возрастных и социально-групповых интересов аудитории и выбора исполнителя;

- коммерческая - установление контакта с концертными организациями, площадками, средствами массовой информации, проведение переговоров, согласование цен и прочих условий для осуществления концертной деятельности;

- промоутерская - принятие ответственности за функционирование исполнителя, группы, реализации дисков, кассет, аппаратуры, инструментов и другой продукции








Дата добавления: 2015-04-01; просмотров: 1436;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.042 сек.