Композиция машины и ее категория
Под термином «композиция машины» следует рассматривать результаты совместной творческой деятельности инженеров-конструкторов и дизайнеров, т.е. саму машину, обладающую определенными эстетическими качествами. Средствами создания форм, гармонично сочетающих функциональные и эстетические особенности, являются категории композиции. Их принято разделять на основные (объемно-пространственная структура и тектоника) и вспомогательные (симметрия, асимметрия, повторность, пропорциональность, масштабность, контрастность и нюанс, свет, цвет, акцент и т.д.).
Объемно-пространственная структура включает в себя отрабатываемую машину и пространство, прилагающее к ней. Структура машины определяется расположением ее элементов в пространстве.
Различное расположение элементов машины в пространстве может восприниматься по-разному. Машина может выглядеть статичной либо динамичной, устойчивой или нет, напряженной. Иными словами, работа машины и функции отдельных элементов находят свое зримое выражение в форме. Это выражение функционального назначения и содержания в форме в их взаимодействии отражает другая категория композиции – тектоника, которая базируется на конструктивной компоновке. Ее цель – вызвать доверие к принятому решению. Зрительно должно восприниматься реальное состояние степени нагруженности конструкции. Именно поэтому в движущихся объектах (автомобили, суда и т.д.) целесообразна функционально и композиционно оправданная динамичная, односторонне направленная форма. Для экскаваторов и тяжелых самоходных кранов более подходящая и рациональная – статичная, устойчивая форма.
Рациональное построение объемно-пространственной структуры и четкоевыражение работы в ее форме определяют полноценное композиционное построение машины, поскольку основные категории композиции отражают наиболее общие и важные связи и отношения системы функция – содержание – форма.
Вспомогательные категории – симметрия, асимметрия, пропорция, масштабность и т.д. способствуют выражению, во-первых, определенной смысловой функции, а также являются средствами соразмерного сочетания всех элементов машины. Так, симметрия служит для подчеркнуто статичных конструкций в уравновешенных композиционных решениях. И, наоборот, нарушение симметрии – асимметричные формы служат для динамичных, односторонне направленных композиций.
Вспомогательные категории композиции – нюанс и контраст – отражают степень отличия сравниваемых элементов: размеров, окраски, формы и т.п. Незначительные различия сравниваемых элементов называются нюансными, а резко выраженные – контрастными.
Важное средство композиции, позволяющее достичь эстетическойсоразмерности элементов машины, – их пропорционирование.
Поиск соразмерных конструктивных элементов начинается после выбора принципиальной схемы машины на первых этапах конструктивно-художественной проработки.
Один из главных результатов правильного пропорционирования размеров элементов машин – обеспечение их масштабности, т.е. соразмерности соотношений между человеком и машиной. Масштабные машины содержат элементы, соразмерные с человеком-оператором, которому тем самым создаются комфортные условия для пользования машиной. К таким элементам относят дверцы кабин, рукоятки управления, кнопки, педали и др., которые определяются антропометрическими данными оператора, и их размеры не зависят от того, на большой или малой машине они установлены.
Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 1211;