Генезис сознания, мышления и речи

Сознание, как и речь, возникали только в рамках коллективной трудовой деятельности людей. Объективные свойства вещей, которые неоднократно обнаруживаются и повторяются в трудовом процессе, впоследствии выделяются, обобщаются, и закрепляется в определенном материальном знаке. Такое обобщение и закрепление объективных свойств вещей создает возможность для передачи трудового опыта и навыков и сохранения их в памятилюдей. Тогда же возникает необходимость в обмене результатами трудовой деятельности, которая привела к возникновению речи.

Труд есть целесообразная деятельность, поэтому он предполагает наличие сознания,которое и должно предшествовать труду. С другой стороны, сознание возникает там, где существуют социальные связи между людьми, основанные на трудовой деятельности. Чтобы разрешить это противоречие, необходимо выявить ту общую причину, которая в конечном итоге может объяснить возникновение специфического человеческого сознания.

На определенном этапе биологической эволюции приматов агрессивные и инстинктивные побуждения одних групп встретили мощное сопротивление со стороны других групп, которые несли угрозу самому их существованию. Необходимо было наложить табу, запрет на них, и направить чисто животные влечения и агрессию по иному пути, а именно представить их в своем воображении. На основе такого воображения постепенно сформировались собственно человеческие ценности, ориентированные на установление порядка и правил поведения в складывающихся коллективах, формируются первые начала морали.

Процесс труда привел первобытного человека к оперированию абстрактными понятиями. Оперирование предметами у высших обезьян имеет непосредственную цель – достать пищу. И если обезьяне достаточно «мыслить» с помощью рук и предметов, то человек вынужден сначала осознать в уме связь между процессом изготовления орудия и его последующим использованием для добывания пищи, затем воспроизвести эту связь в реальных трудовых операциях. Оперированию орудиями предшествует оперирование понятиями.

Существенно, что механизм условных рефлексов позволяет поддерживать последовательность из 5 – 7 последовательных действий (вспомним поведение собаки Павлова, реагирующей на последовательность сигналов, предшествующих потреблению пищи). Простейшее орудие труда – гальку с оббитыми краями можно было изготовить как раз с помощью такого количества трудовых операций. Усложнение же орудий требует и усложнения трудового процесса (см. рис.). Такой процесс не мог быть освоен системой условных рефлексов. Возникает необходимость в понятийном мышлении, с помощью которого осваивается трудовой процесс. Постепенно появляется речь как орудие мышления и средство общения.

Хорошей аналогией процесса перехода человека от ручных операций к мыслительным является интеллектуальное развитие ребенка.

Рис. 1. Технологии обработки кремневых орудий. Число точек равно числу ударов, группы точек соответствуют количеству различных циклов обработки камня. Два верхних орудия принадлежат Homo erectus и неандертальцу. Третье характерно для поздних неандертальцев (эпоха мустье). Четвертое орудие представляет собой нож кроманьонского человека с острыми краями (ориньякская технология).

 

На начальном этапе развития ребенка реальные орудия заменяются игрушкой, но в ней воплощаются некоторые реальные черты используемых в практической деятельности предметов. Ломая, а позднее собирая игрушку, ребенок первоначально «думает» руками, практически овладевает операциями анализа (сломать) и синтеза (собрать). На этой основе у него развивается способность совершать анализ и синтез в уме, как говорят психологи, происходит интериоризация деятельности: внешне-предметная деятельность переходит во внутренний план умственных операций.

Постепенно, с проникновением человека вглубь вещей, словами обозначаются все более абстрактные понятия, тем самым создается, возможность абстрактного мышления. Накопление и систематизация знания, достигнутого в ходе трудовой и практической деятельности, стало новой, важнейшей социальной ценностью. В этом процессе решающую роль играло мышление. Кроме знания о практически-предметной деятельности сознание включает в свой состав и эмоционально-волевое отношение к окружающему миру.

С помощью языка жестов можно было выражать лишь разрешать или запрещать те или иные поступки, предупреждать об опасности и т.п. Поэтому дальнейшее развитие языка пошло по пути превращения нечленораздельного языка в язык членораздельный и артикулированный. Процесс этот совершался постепенно и крайне медленно. Даже у неандертальцев не существовало артикулированной речи, появление которой связывают с неолитической революцией.

Проблемы в исследовании сознания. Одно из направлений исследования сознания, возникшее в 70-х годах ХХ века, – социобиология. По замыслу её основоположника - американского ученого Э. Уилсона (р. 1929) цель социобиологии – изучение поведения социальных животных, включая человека.

Главный тезис социобиологии заключается в том, что поведение социальных животных, в том числе и человека, зависит от структуры их генетического аппарата. Объясняя общественный характер устройства и поведения таких социальных животных, как муравьи и термиты, представители социальной биологии заявляют, что, по-видимому, гены альтруизма, взаимопомощи и сотрудничества у них передаются от одного поколения к другому. Другие исследователи, напротив, заявляют, что решающую роль в эволюционном процессе играют гены эгоизма, ибо в процессе адаптации к условиям существования ни одно живое существо не предпринимает действий, ведущих к его гибели.

Что же касается человека, то его зависимость от социальной среды и общества в целом вряд ли вызывает сомнения. Не отрицая наличия у него биологических потребностей, наклонностей и врожденных свойств, его поведение нельзя объяснить исключительно генетическими структурами и биологическими факторами. В социобиологии наблюдается биологический и молекулярно-генетический редукционизм: антропология сводится к биологии, а последняя – к молекулярной генетике.

Однако, живя в обществе, человек во многом видоизменяет свои природные свойства и потребности в процессе социализации и приобщения к культуре общества. Поэтому проблему исследования человека, как природного существа, необходимо дополнить изучением его как существа подлинно общественного.

Другая проблема связана с исследованием структуры мозга, его функций и уровнем отражения им объективного мира. Применение новейших методов исследования позволило современной нейрофизиологии глубоко вникнуть в механизмы взаимодействия нейронов - отдельных групп, управляющих теми или иными функциями организма, а также обеспечивающих согласованную работу отдельных частей мозга.

Наиболее впечатляющим достижением нейрофизиологии было открытие американским ученым Роджером Сперри (1913 – 1994) в начале 50-х годов ХХ века ассиметрии между деятельностью левого и правого полушарий мозга. Если левое полушарие ответственно за аналитическую, рациональную деятельность мозга, то правое - осуществляет синтетическую функцию и управляет интуитивным знанием. По-видимому, доминированием деятельности соответствующих полушарий можно объяснить давно существовавшее деление людей на мыслителей, у которых преобладает аналитический тип мышления, и художников, с отчетливо выраженным интуитивным мышлением, хотя такая классификация не во всем бесспорна.

С еще большими трудностями встретились ученые разных специальностей при анализе фундаментальных проблем сознания, его связи, с одной стороны, с категорией бессознательного, инстинктами и мифами, а с другой - с культурой и цивилизацией. Наибольшую популярность приобрели здесь психоанализ Зигмунда Фрейда (1856 - 1939) и аналитическая психология Карла Юнга (1875-1961).

Психоанализ З. Фрейда основывается на предположении, что поскольку исторически сначала появляется первобытный человек с присущими ему агрессивными инстинктивными желаниями и сексуальными влечениями, то дальнейшее развитие культуры и цивилизации стремится вытеснить их в сферу бессознательного посредством различного рода запретов.

Совокупность инстинктивных влечений З. Фрейд обозначает термином Оно (Id). Я (Ego) представляет собой субъекта с его сознанием, мышлением и памятью, которые сформировалось в процессе эволюции и приспособления к природной и социальной среде. Разумное Яслужит преградой на пути бессознательного и, опираясь на нормы морали и принципы культуры, вытесняет агрессивные инстинктивные желания и сексуальные влечения в сферу бессознательного. Трансформация сексуального влечения – либидо, может способствовать процессу сублимации, или переключения, указанной энергии на приемлемые для общества формы деятельности, например, творчество в искусстве, науке и т.д.

Сверх-Я (Super-Ego)выступает в качестве представителя общества с его запретами, нравственными нормами и идеалами. Фрейд считает, что «каждый отдельный индивид виртуально является врагом культуры»[22]. По его мнению, культура препятствует осуществлению инстинктивных желаний человека и тем самым не только ограничивает его свободу, но и служит причиной возникновения различных неврозов. Лечение их, согласно Фрейду, заключается в психоанализе вытесненных желаний, которые вызвали невроз.

Аналитическая психология Карла Юнга исходит из исследования первобытной культуры. Юнг считал, что в бессознательном содержатся не только агрессивные стремления и сексуальные влечения человека, но и формы его поведения и деятельности, которые он называет архетипами. В отличие от индивидуального бессознательного архетипы представляют собой коллективное бессознательное, в которых нашел свое воплощение древнейший опыт человечества. Архетипы выступают как врожденные идеи и воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать и реагировать на события определенным образом. Они близки инстинктам, и являются, по сути, «образцами инстинктивного поведения»[23].

Юнг отмечает, что архетипов «ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение отчеканило этот опыт на нашей психической конституции – не в форме заполненных содержанием образов, но, прежде всего, как форм без содержания, представляющих только возможность определенного типа восприятия и типа действия»[24]. По Юнгу, архетипы суть многократно повторяющиеся отпечатки субъективных реакций.

Среди многих архетиповК. Юнгом описаны мать, ребенок, герой, божество Солнца, плут и др. Некоторые из них охарактеризованы в таблице.

Таблица

Характеристика некоторых архетипов в концепции К. Юнга
(по Л. Хьеллу и Д. Зиглеру)
[25].

Архетип Определение Символы
Анима Бессознательная женская сторона личности мужчины Женщина, Дева Мария, Мона Лиза
Анимус Бессознательная мужская сторона личности женщины Мужчина, Иисус Христос, Дон Жуан
Персона Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте Маска
Тень Бессознательная противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании Сатана, Гитлер, Хуссейн
Самость Воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности Мандала
Мудрец Персонификация жизненной мудрости и зрелости Пророк
Бог Конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир Солнечное око

Все великие идеи и проекты, считал К. Юнг, возникают на основе архетипов. С позиции взаимодействия инстинкта и разума, эмоций и мысли он рассматривает сам процесс эволюция сознания, указывая на аналогию с известным биогенетическим законом: «Так же, как эволюция эмбриона повторяет его историю, так и разум развивается, переходя через ряд доисторических стадий».[26]

Концепции бессознательного и сознательного, их взаимодействие и влияние на общий процесс развития сознания, разрабатываемые в рамках психологии, в современных условиях приобретают особую актуальность.

Литература

Основная

1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Курс лекций. - М.: Гардарики, 2006. Гл. 16.

2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. Гл. 8.

 

Дополнительная

1. Азимов А. Расы и народы: Ген, мутации и эволюция человека. – М.: Центрполиграф, 2003.

2. Азимов А. Человеческий мозг: от аксона до нейрона. – М.: Центрполиграф, 2003. – 461 с.

3. Бердяев Н. А. Человек: микрокосм и макрокосм // Феномен человека. М., 1993.

4. Биология: Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек. Изд. 5-е, испр. и доп. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. школа, 2003.

5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.: Мир, 1988.

6. Дубинин Н.П. Что такое человек? М.: Наука, 1983.

7. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. – М.: Мысль, 1989.

8. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: Фирма СТД, 2003.

9. Фролов И.Т. Перспективы человека. – М.: Политиздат, 1983.

10. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 3-е изд. М., 2002.

11. Шарден Тейяр де. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.








Дата добавления: 2015-05-30; просмотров: 1287;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.