Основные положения. Свобода воли. Жизнь преходяща, временна
Свобода воли. Жизнь преходяща, временна. Однако эта временность не делает жизнь бессмысленной. Меняющиеся аспекты жизни являются в то же время потенциальными возможностями. Люди должны понять, каковы их преходящие возможности. Люди постоянно выбирают, какие из массы преходящих потенциальных возможностей будут реализованы, а какие будут «приговорены» к нереализации.
Люди обладают свободой воли. В мире живой природы они одни способны к самоотстранению. Люди могут размышлять об имеющихся у них вариантах выбора и оценивать их. Значение имеют не специфические особенности характера людей или их стремлений и инстинктов, а их точка зрения на происходящее с ними и на самих себя. Когда люди поднимаются выше телесных и психических измерений своего существования, они входят в новое измерение, так называемое ноологическое измерение. К этому ноологическому измерению относятся именно человеческие функции, такие как размышление, способность превращать себя в объект, осознание.
Стремление к смыслу -фундаментальная мотивационная сила. Франкл утверждает, что стремление найти смысл является первичной силой в жизни человека. Этот смысл уникален и специфичен для каждого индивида[66]. Как Франкл обнаружил во время своего пребывания в концентрационном лагере, люди нуждаются в чем-то, ради чего стоило бы жить. Люди - это существа, которые встречаются с другими людьми и добираются до смыслов, которые стоит осуществлять. Однако смысл не совпадает с бытием, скорее, он является своего рода платформой для бытия. Человеческое существование оказывается в опасности, если только люди не рассматривают мир с позиции трансценденции в направлении чего-то, что находится за пределами их собственного «Я».
Логотерапия сосредоточивается на стремлении к смыслу. Люди могут актуализировать себя только в той мере, в какой они осуществляют смысл.
Сознание и подсознание.Поиск смысла включает в себя и сознательную деятельность, и установление контакта с бессознательными слоями «Я». Логотерапия сосредоточивается на духовном существовании человека. В этом контексте слово «дух» не имеет никаких религиозных оттенков значения. Духовные движения у людей могут быть либо сознательными, либо бессознательными. Сознательность подразумевает осознание. Целью логотерапии является повышение осознания клиентами своего духовного «Я». Люди должны сознавать личную ответственность, с учетом уникального смысла их жизни, за свои действия в определенных сложившихся ситуациях.
Духовное бессознательное.Каждый человек имеет экзистенциальное, личное духовное ядро, центрируясь вокруг которого, он индивидуализируется и интегрируе свои телесные, психические и духовные аспекты. Франкл считал, что духовное основание человеческой экзистенции в конечном счете бессознательно[67]. Глубинный центр каждого человека является бессознательным. Существует четкое различие между инстинктуальным бессознательным и духовным бессознательным.
Сознаниеимеет свои истоки в духовном бессознательном. Франкл полагает, что любовь и искусство уходят своими корнями не только в моральное сознание, но и в эмоциональные, интуитивные, нерациональные глубины духовного бессознательного. Сознание - это «голос» трансцендентности, и сознание само является трансцендентным.
Религиозное подсознательное.Бессознательная религиозность, или религиозное бессознательное, существует в пределах духовного бессознательного. Люди всегда определенным образом относятся к трансценденции, даже на бессознательном уровне. Этот «бессознательный Бог» скрыт двумя способами. Во-первых, скрыты человеческие отношения к Богу. Во-вторых, скрыт сам Бог. Даже у чрезвычайно нерелигиозных людей имеется скрытая религиозность. Подавление религиозности, так же как и подавление других аспектов бессознательного, ведет к неврозу.
Смысл жизни.Люди внутри себя имеют много потенциальных возможностей, они не детерминированы полностью. Скорее, люди в любой момент времени свободны решать, чем они станут в следующий миг. Принимая решения, они сами определяют, какая из их потенциальных возможностей будет реализована. Ни на одной стадии жизни люди не могут избегать выбора возможностей. Люди всегда сдерживаются биологическими, социологическими и психологическими ограничениями, однако они могут либо противостоять этим ограничениям и придавать им нужную форму, либо сознательно подчиняться им. Франкл пишет: «Быть человеком означает быть ответственным за осуществление смысла, потенциально присущего данной жизненной ситуации»[68].
Смысл смерти.В логотерапии отмечается, что смерть не лишает жизнь смысла. Смерть неотделима от жизни и придает ей смысл. Понимание конечности своего земного бытия не дает откладывать дела на неопределенный срок и способствует осознанию ответственности за свою жизнь.
Самотрансценденция -существенная характеристика человеческого существования, заключающая в себе стремление человека выйти за пределы самого себя. Люди становятся наиболее человечными, когда выходят за пределы своего «Я» либо осуществляя смысл, либо встречаясь с любовью к другому человеку. Франкл считает, что основной человеческой потребностью является скорее поиск смысла, нежели поиск своего «Я». Человек может достичь своей сущности, только взяв на себя ответственность за осуществление смысла.
Страданию невротического характера, обусловленному трудностями при самотрансценденции противоположным является нахождение человеком смысла в выходе за границы своего Эго.
Источники смысла.Франкл говорит о трех основных способах, с помощью которых люди могут находить смысл в жизни: 1) что-то давать жизни (ценности творчества); 2) что-то брать от жизни (ценности переживания, ценности любви); 3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например, при неоперабельном раке (ценности отношения)[69]. Кроме того, люди могут обнаружить смысл в переживаниях, имевших место в прошлом, и религии.
Основная область, в которой люди могут выходить за пределы самих себя - работа. Самое важное значение имеет то, как люди используют свои уникальные человеческие качества при выполнении работы, хотя некоторые виды работ в основном рутинны. Смысл творчества можно искать в делах, которыми человек занимается на досуге. Безработица - пример влияния недостатка смысла творчества.
Любовь в логотерапии не рассматривается как феномен, вторичный по отношению к сексу. Секс может быть выражением зрелой любви, но он не является сам по себе формой любви. Любовь как форма самотрансценденции имеет различные характеристики. Любовь подразумевает отношение к другому человеку как к духовному существу, понимание или постижение внутреннего ядра личности другого. Человек движется в глубины собственного духовного существа под влиянием духовного ядра своего партнера. Безумное увлечение редко продолжается долго.
Любовь подразумевает умение увидеть потенциал в любимом человеке и оказание ему (или ей) помощи в реализации этого потенциала. В настоящих отношениях, основанных на любви, нет места для ревности, так как с другим человеком не обращаются как с собственностью. Франкл подчеркивает, что, по его мнению, любовь - не единственный и даже не лучший способ наполнить жизнь смыслом[70].
Судьбу можно формировать тогда, когда это возможно. В противном случае с ней необходимо смиряться. Когда люди не могут изменить обстоятельства, например, при неизлечимой болезни или при интернировании в концентрационном лагере, они могут изменить свое отношение к этим обстоятельствам и к жизни в целом. Франкл употребляет в данном случае понятие «ценности отношения». Через ценности отношения даже трагические аспекты жизни могут превратиться во что-то положительное и творческое. Однако людям следует не принимать судьбу с излишней готовностью и обращаться к ценностям отношения только тогда, когда у них появляется твердая уверенность в том, что они не в силах изменить свою судьбу.
Неизбежные неблагоприятные ситуации дают людям возможность «актуализировать самую высокую ценность, осуществить самый глубокий смысл, смысл страдания» (Frankl, 1963, р. 178)[71]. Люди могут по-разному отвечать на страдание. Это зависит от их выбора. Некоторые люди способны духовно обогащаться и укрепляться благодаря страданию. Они могут реализовывать свою внутреннюю свободу с целью превращения затруднительных положений в достижения на человеческом уровне.
Поиск смысла, прежде всего, ориентирован на будущее. Но иногда прошлое также может быть источником смысла. Люди порой обесценивают свои прошлые переживания как источник смысла, хотя понимание того, что ничто из прошлого не потеряно, а лишь отложено в качестве неприкосновенного запаса, само по себе может наполнить жизнь человека смыслом.
Сверхсмысл.Франкл (Frankl, 1963, 1988) использует термин «сверхсмысл», когда говорит о предельном смысле страдания и жизни[72]. Люди неспособны понимать предельный смысл человеческого страдания, они не могут прорываться через границы между миром человеческим и миром божественным. Однако это не значит, что страдание не имеет такого предельного смысла. Сверхсмысл может быть постигнут только с помощью веры, но не с помощью интеллектуальных средств. Вера в Бога предшествует развитию у людей способности иметь веру в высший смысл жизни. Франкл видит смысл в создании глубоко персонифицированной религии, которая позволила бы людям обращаться к верховному существу на их собственном индивидуальном языке.
Экзистенциальная фрустрациявозникает тогда, когда фрустрировано стремление к смыслу. Она не является ни патологической, ни патогенной. Главными ее характеристики являются апатия и скука.
Экзистенциальный вакуум.Данный термин используется для описания состояния, в котором люди жалуются на внутреннюю пустоту, ощущение бессмысленности. К факторам поддержания экзистенциального вакуума относятся подавление стремления к смыслу, уход от ответственности, разрушение традиций и ценностей, редукционистские модели в сфере образования, недостаточное стремление к самотрансценденции, невротизация человечества. Франкл отмечал, что разрушение традиций играет главную роль в создании и поддержании экзистенциального вакуума. Редукционистские модели в сферах психологии и образования приводит к тому, что люди начинают верить в то, что они скорее детерминированы, чем детерминируют сами.
С экзистенциальной фрустрацией связано подавление стремления к смыслу, а также подавление своей духовности и религиозности.
Из-за подавления люди теряют контакт со своими духовными центрами, которые являются самыми глубокими источниками ощущения смысла.
Механизмами ухода от ответственности за поиск смысла являются конформизм, тоталитаризм и бегство в депрессию, наркоманию и агрессию.
Многие направления современной психологии сосредоточиваются на самоактуализации и самовыражении, вытесняя из сознания людей понимание того, что счастье и реализация потенциальных возможностей являются «побочными продуктами» самотрансценденции, способности скорее забыть себя, чем чрезмерно сосредоточиваться на себе.
Ноогенный неврозопределяется Франклом как«невроз, в основе которого лежат духовная проблема и моральный или этический конфликт, например конфликт между Супер-эго и истинным сознанием...». Большую роль в развитии ноогенных неврозов играет экзистенциальная фрустрация. Такие неврозы являются результатом духовных конфликтов и фрустрации стремления к смыслу.
Франкл говорит о невротизации человечества, обусловленной наличием экзистенциального вакуума, используя термин «массовая невротическая триада» при описании трех основных эффектов: депрессии, наркомании и агрессии. Относительно депрессии существуют объективные свидетельства того, что уровень самоубийств растет, особенно среди молодых. Франкл видит причину этого в распространяющейся экзистенциальной фрустрации. Что касается наркомании, то люди, имеющие низкие жизненные цели, с большей степенью вероятности будут пробовать найти смысл в наркотиках, чем те люди, которые имеют четко определенные высокие цели в жизни. Наркоманы часто утверждают, что они обратились к наркотикам, желая найти смысл в жизни. Многие алкоголики также страдают от ощущения бессмысленности. Франкл уверен и в том, что статистические данные говорят в пользу его гипотезы, согласно которой люди с наибольшей вероятностью становятся агрессивными тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности.
Ощущение бессмысленности может быть частью человеческой реакции на жизнь. Франкл полагает, что экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация с каждым годом распространяются все более широко. У индивидуумов, живущих в настоящее время, с большей степенью вероятности возникнет ощущение бессмысленности, потому что они растут в культурах и обществах, в которых труднее, чем в прошлом, найти смысл. Разрушение традиционных ценностей и развитие тенденции к редукционизму затрудняют многим людям поиск смысла жизни. Поскольку в обществе относительно немного людей, нашедших смысл в жизни, молодые люди могут страдать от недостатка в своем окружении образцов для подражания. Несмотря на веру Франкла в потенциальную человечность людей, «гуманные люди» составляют меньшинство и, вероятно, всегда будут оставаться в меньшинстве».
Дата добавления: 2015-05-26; просмотров: 1142;