Основные положения теории психоанализа

Принцип удовольствия.Принцип удоволь­ствия основывается на гипотезе постоянства, согласно которой психический аппарат прилагает усилия к тому, чтобы удерживать возбуждение на таком низком уровне, на каком только возможно. Таким образом, все, что повышает уровень возбуждения, будет ощу­щаться как нечто неприятное, а все, что его понижает, будет переживаться как достав­ляющее удовольствие. Хотя в сознании существует сильная тенденция к ориентации на принцип удовольствия, имеются также другие силы, противостоящие этой тенденции и управляющие поведением.

Инстинкты.Фрейд признавал, что у человека имеются множество различ­ных инстинктов, однако он исходил из предпосылки, что можно выделить два основных инстинкта — эротический и разрушительный. Эротические инстинкты стремятся объединить как можно большее количество живого вещества в еще более крупные единства», в то время как разрушительные инстинкты «противостоят этим усилиям и ведут все живое назад к неорганическому состоянию. Эрос вклю­чает в себя инстинкты самосохранения, сохранения рода, Эго-любви и объект-любви (любви к объекту), и его энергия называется либидо.

Фрейд рассматривал склонность к агрессии как исходную инстинктивную тенден­цию, характерную для всех людей. Развитие цивилизации представляет собой борьбу между инстинктами жизни и инстинктами смерти, имеющую место в рамках человеческого рода.

Бессознательное и сознание.Фрейд утверждал, что существуют два вида бессознательного. Во-первых, имеется бессозна­тельное, или собственно бессознательное, которое является материалом, недо­ступным для сознания из-за подавления. Цензура материала, поступающего для осоз­нания, является очень строгой. Задача психоаналитиков — помогать клиентам делать часть материала доступным для осознания. Следует отметить, что при этом может раз­виться сильная реакция сопротивления, в частности из-за того, что многое из подавля­емого имеет «запрещенный» сексуальный оттенок.

Второй вид бессознательного - предсознательное, которое состоит из все­го, что может легко перемещаться из бессознательного в сознательное. Таким обра­зом, предсознательное является латентным и способно превращаться в сознательное, в то время как бессознательное подавляется и вряд ли может быть осознано без совер­шения большого усилия. Материал может оставаться в предсознательном, хотя обыч­но он находит путь в сознание и без психоаналитического вмешательства. Предсозна­тельное может рассматриваться как экран между бессознательным и сознательным.

Сознание выполняет функцию чувствительного органа, вос­принимая психические качества. В отличие от двух видов бессознательного, сознание не имеет никакой памяти, и состояние сознательности обычно является преходящим. Осознаются, или поступают в орган чувств сознания, материалы, источником которых является внешний мир, а также внутренние возбуждения. Кроме того, внутренним факторам, таким как последовательность идей и интеллектуальные процессы, позво­ляет становиться сознаваемыми функция речи.

Структура психического аппарата, согласно теории Фрейда, состоит из трех сис­тем, или сил: Ид, Эго и Супер-эго. Психологическое благосостояние зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три системы.

Ид, или «Оно», - самая древняя из трех систем, содержащая все, что унаследовано и зафиксировано в конституции. Ид наполнено энергией инстинктов и стремится к удовлетворению инстинктивных потребностей на основе принципа удо­вольствия. Деятельность Ид направлена на обеспечение свободной раз­рядки возбуждения. Фрейд рассматривал Ид как хаос, в Ид не существует никаких представлений ни о какой морали. Ид - это первичная субъек­тивная действительность индивидуума, имеющая место на подсознательном уровне.

Эго,или «Я», формируется, прежде всего, из ощущений тела. Эго - часть Ид, которая прошла особый путь развития и модифицировалась под влиянием внешнего мира. Эго действует как посредник между Ид и внешним миром и является идеальным «представителем» рассудка и здравого смысла. Эго стремится навязать Ид принцип реальности взамен принципа удовольствия. Процессы Эго, которые включают в себя восприятие, решение проблем и подавление, являются более поздними результатами развития, или вторичными процессами. Тем не менее, Эго также стремит­ся к удовольствию и старается избежать неудовольствия, отличаясь от Ид только сред­ствами, используемыми для достижения общих целей. Рассматривая внут­ренние события, связанные с Ид, Эго пытается управлять инстинктивными требовани­ями, принимая решения, касающиеся выбора времени и способа их выполнения, или подавляя обусловленное этими требованиями возбуждение.

Супер-Эго формируется в пределах Эго и является отраже­нием остаточного родительского влияния. Родительское влияние включает в себя куль­турные, расовые и семейные влияния. По мере того как человек растет, природа роди­тельского влияния может меняться.

Главной функцией Супер-эго, которое поглощено самонаблюдением, является по­давление требований Ид посредством морального влияния на Эго. Первоначально ре­бенок инстинктивно прибегает к самоотречению из-за боязни потерять любовь или из-за опасения агрессии со стороны внешнего, или родительского, авторитета. Инстинктивное самоотречение возникает из-за страха перед внутренним авторитетом, или Супер-эго. Супер-эго представ­ляет моральные ограничения и защищает стремление к совершенству. Между Эго и Супер-эго могут возникать конфликты, причем в таких случаях обе силы остаются в значительной степени бессознательными.

Тревога.Фрейд определил тревогу как специфическое состояние неудовольствия, для которо­го характерна моторная разрядка, происходящая определенным образом. Фрейд рассмат­ривал тревогу как универсальную реакцию на ситуацию, связанную с опасностью, и считал Эго единственным центром тревоги. Можно выделить три вида тревоги: а) реалистическая тревога, источником которой являются опасности, угрожаю­щие со стороны внешнего мира; б) моральная тревога, обусловливаемая конфликтом с Супер-эго; в) невротическая тревога, в основе которой лежит конфликт с инстинктив­ными импульсами Ид. Таким образом, тревога является либо реакцией на фактическую опасность, либо сигналом, подразумевающим восприятие надвигающейся опасности.

Психическая энергия, катексис и антикатексис.В психоанализе существует представле­ние, согласно которому психическая энергия перемещается подобно электрическим зарядам. Катексисы - это заряды инстинктивной энергии, стремящиеся к разрядке, в то время как антикатексисы - это заряды энергии, которые делают невозможной та­кую разрядку. Ид имеет только инстинктивные «катексисы первичного процесса», стре­мящиеся к разрядке. Однако Эго и Супер-эго имеют и побудительные катексисы, и сдерживающие антикатексисы. На протяжении всей жизни индивида Эго представляет со­бой путь, по которому либидинальные катексисы переносятся к объектам и по которо­му эти катексисы могут быть «отозваны». Две характерные черты либидинальных катексисов - это подвижность, легкость, с которой они переходят от одного объекта к другому, и, в противовес этому, склонность к фиксации, или привязанность к специфи­ческим объектам.

Бисексуальность.Фрейд полагал, что все индивиды с рождения бисексуальны, и что сексуальный импульс, по всей вероятности, совершенно не зави­сит от пола объекта. Иными словами, имеется только одно либидо, и оно не может быть приписано определенному полу. Поэтому выбор как гетеросексуального, так и гомосек­суального объекта требует объяснения.

Психоаналитические исследования, проведен­ные с целью изучения скрытого сексуального возбуждения, показали, что все мужчины способны выбирать гомосексуальный объект и фактически делают такой выбор в бессо­знательном. Гомосексуальные либидинальные чувства играют немаловаж­ную роль в нормальной психической жизни и в развитии болезни. Определенный уровень гомосексуальности присущ от рождения каждому индивиду, окончательная же детерминация сексуального поведения зависит от степени выраженности конституционального предрасположения, а также от жизненно­го опыта и характера ограничительных воздействий.

Инфантильная сексуальность и амнезия.Фрейд провел четкую границу между понятиями «сексуальный» и «генитальный», считая, что сексу­альная жизнь подразумевает получение удовольствия от стимуляции эрогенных зон тела и что ее целью не обязательно является воспроизводство. Сексуаль­ная жизнь включает в себя нежные и дружественные импульсы, часто называемые «лю­бовью». В некотором смысле сексуальное поведение взрослого индивида, целями кото­рого не являются воспроизводство, обладание гетеросексуальным объектом и половое сношение, можно рассматривать как перверзивное.

Сексуальная жизнь начинается вскоре после рождения. Младенец находит удовольствие в собственном теле, такая инфантильная сексуальность является по сво­ей сути аутоэротической. Фрейд полагал, что нормальная сексуальная модель пове­дения развивается частично как реакция на органические изменения и частично в ре­зультате психических запрещений и подавления. Люди в значительной степени не осознают истоков своей сексуальности. Тем не менее инфантильный и детский сексуальный опыт оставляет глубокие следы в психической жизни индивидуума. Фрейд использовал термин «инфантильная амнезия» для описания феномена, суть которого заключается в забывании своего раннего сексуального опыта.

Стадии сексуального развития. В начале сексуальной жизни Фрейд выделял две фазы. Первая - прегенитальная фаза сексуального развития представляет собой характеризующийся стабильным течением процесс (до 5 лет). Затем следует затишье, или латентный период. Вторая - генитальная фаза начинается с возрождения сексуального импульса в период по­ловой зрелости.

Прегенитальная фазаможет быть разделена на три отдельные стадии сексуального формиро­вания. Первой эрогенной зоной явля­ется рот, и, следовательно, сексуальное развитие начинается с оральной стадии. Акт сосания младенца перестает быть необходимым только для приема пищи и может рас­сматриваться как поиск такого сексуального удовольствия, которое не зависит от при­ема пищи.

Второй орган, который превращается в эрогенную зону, - это анус. При нормаль­ном сексуальном развитии оральная стадия сменяется анальной. Активный аспект этой стадии заключается в появлении импульса к господству, укреплении мускулатуры тела и усилении контроля над сфинктерами. С этой стадией связаны такие черты характера, как акку­ратность, бережливость и упрямство, которые в совокупности определяют так называ­емый «анальный характер».

Третий орган, который превращается в эрогенную зону, - это генитальный аппа­рат. Период сексуального развития (когда становятся важными мужской сексуальный орган (фаллос) и женский клитор) - фаллическая стадия. Эта стадия начи­нается примерно на третьем году жизни ребенка. В это время ребенок получает удо­вольствие от мастурбации. На фаллической стадии сексуальность раннего детства ста­новится наиболее сильно выраженной, и именно в это время мужское и женское сексу­альное развитие становятся дифференцированными.

Часть фаллической стадии развития обоих полов - этап Эдипа. В раннем возрасте маленький мальчик развивает объект-катексис к своей матери и идентифицирует себя с отцом. В течение фаллической стадии у мальчика появляется желание избавиться от отца и занять его место рядом с матерью. Угроза кастрации заставляет мальчика отка­зываться от желаний, связанных с кровосмешением, и подавлять их. Разрешение эди­пова комплекса мальчика подразумевает отказ от его объект-катексиса к матери что чаще приводит к усилению идентификации его с отцом (при этом характер мальчика становится более мужествен­ным), или иногда может вести к идентификации сына с матерью.

Для девочки мать тоже является первым объектом любви. В течение фаллической стадии основной эрогенной зоной у девочки является клитор. Фрейд по­лагал, что в ходе превращения девочки в женщину основной эрогенной зоной должно стать влагалище, а также должен измениться пол объекта любви. На этой стадии у девочки развивается комплекс Эдипа - она начинает стремиться к обладанию отцом и к избавлению от матери. Данная ситуация мо­жет быть усложнена при наличии у девочки бисексуальной склонности. Со временем выра­женность женского эдипова комплекса уменьшается, частично в результате неизбеж­ных разочарований в отце.

Латентный период- период, начинающийся примерно в шестилетнем возрасте (возможно, несколько позже у девочек) и заканчивающийся к началу периода менархе и половой зрелости, - это период сексуальной латентности. В латентном периоде развиваются сексуальные запреты. Один из механизмов, с помо­щью которых сексуальная энергия направляется в другое русло, называется сублима­цией, или переключением либидо на достижение новых целей и на различные культур­ные занятия. Более того, по мере развития индивидуума либидинальные импульсы мо­гут индуцировать противоположные антикатексисы, или реакции, например отвраще­ние, стыд, моральные переживания.

Генитальная фазаначинается в период половой зре­лости и предполагает подчинение всех источников сексуального чувства доминирую­щим генитальным зонам. Возникшие ранее либидинальные катексисы могут быть со­хранены посредством включения их в сексуальную деятельность либо посредством их подавления или направления в другое русло. В период половой зрелости у мальчиков либидо усиливается, у девочек же усиливается подавление. В период половой зрелости преодолевается стремле­ние к инцестуозному выбору объекта, а также происходит уход из-под влияния родительского авторитета. Если предшествующее сексуальное разви­тие индивидуума было адекватным, он становится готов к установлению гетеросексу­альных половых отношений.

Идентификация -это важное понятие, которое помогает осознать, как развива­ются Эго и Супер-эго. Идентификация может рассматриваться с трех точек зрения: во-первых, как первоначальная форма эмоциональной связи с объектом; во-вторых, как регрессивная замена либидинальной объект-связи посредством интроекции объекта с Эго таким образом, что Эго приобретает характерные черты объекта (например, жен­щина может подражать кашлю своего отца); и в-третьих, как чувство, возникновение которого обусловлено восприятием качества, общего с другим человеком, который не является либидинально катектическим. Развитие Супер-эго можно рассматривать, принимая во внимание идентификацию с родительской силой, посредством которой мо­лодые люди, желая быть похожими на родителей и считая их достойными подражания, формируют свое Эго. Идентификация является частью нормального процесса разви­тия. Но Эго может быть и ограничено, и усилено в зависимости от природы идентифи­кации.








Дата добавления: 2015-05-26; просмотров: 1236;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.