Современные концепции конфликта
С XX века теория конфликтов обрела дополнительную конкретизацию. Проблематика конфликтологии получила более четкие очертания.
Важное место в разработке теоретических аспектов исследования конфликтов заняла структурно-функциональная модель организации, обоснованная американским социологом Толкотптом Парсонсом.
По Парсонсу, нормативный компонент социального действия разворачивается на четырех уровнях: организм, личность, социальная система, культура. Возможность конфликта заложена в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. В конфликт может перерасти несоответствие, складывающееся при социализации между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях.
Близкую с Парсонсом точку зрения на природу и преодоление конфликтов высказывали представители так называемой индустриальной школы в социологии управления с ее доктриной «человеческих отношений», популярной в 30—40-е годы 20 века. Конфликты рассматривались ими также как опасная «социальная болезнь», которая нарушает состояние общественного равновесия и сотрудничества.
Ученые разных стран обратили внимание на то, что конфликты неизменно возникают даже в тех организациях, которые функционируют и управляются безупречно. Это укрепило понимание необходимости учитывать естественную неизбежность и закономерный характер социальных противоречий, перерастающих в конфликты. В итоге с начала 50-х годов 20 в. в США, Германии, Франции, ряде других западных стран сложились и получили распространение современные концепции конфликта.
Первой по времени появления следует назвать концепцию позитивно-функционального конфликта американца Льюиса Козера. Суть этой концепции в том, что конфликты не есть нечто чужеродное, аномальное для общества; они — продукт, элемент внутреннего состояния социальной системы, существующего в нем порядка вещей и самих отношений между отдельными личностями и социальными группами.
Козер, предлагая понимать под конфликтом «борьбу за ценности и претензии», усматривал в нем некую социальную напряженность между тем, что есть, и тем, что должно быть, в соответствии с чувствами, взглядами, интересами определенных социальных групп и индивидов. Конфликты, по его мнению, выполняют важные функции: они необходимы как способ, которым общество время от времени разряжает напряженную обстановку, разрешает коллизии и противоречия между отдельными людьми и социальными группами.
Другой точки зрения придерживались некоторые западноевропейские ученые, в частности немецкий социолог Ральф Дарендорф, предложивший концепцию конфликтной модели общества.
Дарендорф считал, что конфликты происходят из-за того, что людей разделяет не только социальное неравенство, т.е. неодинаковый доступ к ресурсам, но и борьба за власть, престиж и авторитет, неравное положение в отношениях управления и организации, когда одни наделены правом командовать, а другие принуждены подчиняться.
Конфликты, полагает Дарендорф, в принципе не устранимы как неизбежное следствие всякой иерархически организованной системы. Однако люди имеют возможность для регулирования конфликтов. Для этого важны три условия: 1) наличие ценностных установок, признание различий и противостояния конфликтующих; 2) уровень организации сторон (чем выше степень организованности, тем легче достичь согласия); 3) взаимоприемлемость определенных правил, которые позволяют сохранять или поддерживать отношения в конфликте.
Особую позицию в отношении конфликтов занимает известный французский социолог Ален Турен. По Турену, общественная организация должна быть понята как результат конфликтных отношений между общественными силами по поводу контроля за культурными моделями. Конфликт существует на уровне социальной и культурной организации, т.е. установленного порядка. Повсюду, где есть такой порядок, должно наличествовать и его оспаривание. Не общественная ситуация управляет действием и сознанием людей, а она сама является следствием культурных инноваций и общественных конфликтов.
Другую концепцию, названную общей теорией конфликта, выдвинул американский социолог и экономист Кеннет Боулдинг. Он полагал, что конфликты вездесущи, стремление к постоянной вражде и борьбе с себе подобными лежит в самой природе человека. По Боулдингу, основу «социальной терапии» по «снятию», предотвращению конфликтов составляют три момента: понимание причин возникающих противоборств; разумный выбор согласованных способов их устранения; нравственное совершенствование людей.
Некоторые зарубежные психологи, следующие неофрейдистскому направлению, считают, что источник конфликта кроется в стремлении человека, с одной стороны, к безопасности, а с другой — к реализации собственных желаний. Причины конфликтов коренятся в серьезном противоречии между ценностями личности и ее реальным положением в обществе, между завышением, искусственным стимулированием потребностей и совсем нередкой физической невозможностью их удовлетворить.
Отечественная наука в этот период отставала с концептуальной разработкой теории конфликтов.В Советском Союзе с конца 20-х и вплоть до 70-х годов 20 в. социология, социальная психология, кибернетика находились почти в полном забвении. Конфликтология не получала признания и не развивалась. Поэтому научные исследования, посвященные описанию, анализу и оценке конфликтов, стали появляться у нас лишь с конца 80-х годов 20 в.
В последнее время в России и теоретическая, и прикладная значимость конфликтологии возросла. Это вызвано социально-экономическими реформами в стране и становлением рыночных отношений. На интересе к проблеме конфликтов, практическим путям их улаживания также сказываются кризисное состояние экономики и социальной сферы, снижение нравственных требований в обществе, рост социальной напряженности в стране.
Как в России, так и в странах Запада до сих пор не сложилась общепризнанная теория конфликта, проявляются существенные расхождения в методологических подходах к определению роли и значения конфликтологии. Между тем, конфликт, его причины, формы проявления и способы урегулирования доступны пониманию на основе уяснения природы общества и особенно человека, закономерностей социальных отношений и взаимодействия людей.
Дата добавления: 2015-05-21; просмотров: 1113;