Анализ конфликта
Позитивная психотерапия видит четыре сферы, через которые клиент с большим или меньшим успехом разрешает свои внутренние конфликты (проблемы). Такими сферами являются:
- тело;
-деятельность;
- контакты,
- фантазии.
Некоторые люди реагируют на трудноразрешимые проблемы соматически (то есть через сферу тела). В этом случае так называемые неотреагированные эмоции вызывают различные психосоматические расстройства, вегетативные дисфункции. К ним чаще всего относятся хронические головные боли, гастриты, другие желудочно-кишечные или сердечно-сосудистые нарушения и даже заболевания. Такой взгляд заставляет искать причину этих нарушений в центральной нервной системе. Так, понятие невроз сердца в принципе неправильно, так как невроз является продуктом нарушений в центральной нервной системе, а значит, и устранение его должно идти другим путем.
Другие индивидуумы реагируют через сферу деятельности, то есть старательно уходят от проблемы в работу, либо, наоборот, в безделье. Нередко при этом один и тот же человек с головой погружается в ненужные или несрочные дела, в то же самое время не находя в себе силы воли взяться за дела необходимые и не терпящие отлагательства.
Третьи - реагируют через сферу контактов: вступая в конфликты с другими или, напротив, уклоняясь от контактов, замыкаясь в себе.
Четвертые - реагируют через сферу фантазии, прячась от реальности в мир иллюзий с помощью алкоголя, наркотиков или уходят в мистику, в богоискательство, в увлечение эзотерическими, оккультными науками, астрологией и т.п. (Не надо путать невротическое богоискательство с традиционной религиозностью, принимаемой как часть данной культуры.)
Причина этих уходов (независимо в какую из четырех сфер) одна - нерешенность реальных жизненных проблем и неспособность или неготовность к их реальному решению. Хотя каждому человеку доступны все четыре сферы реагирования, обычно какая-то из них доминирует.
Представители позитивной психотерапии ссылаются на определенный опыт наблюдений, согласно которому у представителей Северной Америки и Западной Европы на неразрешенный конфликт чаще реагируют сферы тела и деятельности, тогда как у представителей стран Востока чаще бывают «задействованы» сферы контактов и фантазии.
Все мы живем в мире тех или иных конфликтов, и не все из них становятся для нас патогенными, то есть порождающими патологические реакции в одной из четырех вышеупомянутых сфер.
Какие же факторы с точки зрения позитивной психотерапии делают обычный конфликт патогенным?
Здесь имеется целый ряд причин, однако главными считаются:
- конкретная ситуация конфликта;
- индивидуальная реакция на конфликт;
- личностные особенности данного индивидуума.
При анализе конкретной ситуации в первую очередь рассматривается реальное или потенциальное (возможное) воздействие данного конфликта на индивидуума:
- на физическое состояние (включая здоровье);
- на его профессиональные успехи или неудачи (статус);
- на будущее индивидуума (или хотя бы на его планы).
При рассмотрении реакции на конфликт выявляются стереотипы индивидуального поведения в зависимости от сформировавшейся системы отношений:
- отношение к Я (к самому себе);
- отношение к Ты (воспринятый с детства тип отношений в родительской семье);
- отношение к Мы и к пра-Мы. Эти отношения могут совпадать, а могут и отличаться друг от друга, отражая отношения в родительской семье (Мы) к окружающим людям и обществу, а также непосредственное отношение индивидуума к общественным, религиозным, идеологическим нормам и ценностям (пра-Мы).
Отклонения в отношении к Я определяются издержками воспитания в детском возрасте, выражающимися в крайностях: либо недостатке внимания к ребенку (гипоопека), либо в чрезмерной «связывающей по рукам и ногам» заботливости (гиперопека).
В первом случае (при гипоопеке) у ребенка обычно складывается заниженное отношение к себе, чувство собственной незначительности и ненужности. При чрезмерной мелочной опеке (гиперопеке) у ребенка часто формируется эгоизм, не подкрепленный самостоятельностью, который при столкновении с реальной жизнью, в которой за него никто не собирается ничего делать, быстро сменяется обидой на общество и социальной дезадаптацией.
Отношение к Ты формируется на впитывании с раннего детства атмосферы домашних семейных отношений и после взросления часто переносится на отношения в собственной семье (к супруге, супругу, к детям, к родителям), может способствовать формированию крепкой семьи или, напортив, нежеланию заводить семью.
Отношение к Мы складывается по схеме отношения старших членов семьи к обществу и другим людям. Если ребенок видит расхождения слова и дела, то он тоже принимает модели лицемерия, считая, что можно говорить одно, а делать другое.
Отношение к пра-Мы отражает отношение к общественной морали и идеологии. В зависимости от других отношений отношение к пра-Мы может быть искренним, лицемерным или отвергающим.
Разумеется, все типы перечисленных отношений разделяются весьма условно и во многом влияют друг на друга.
Позитивная психотерапия исходит из того, что в природе не существует совершенных людей. С другой стороны, каждый несовершенный человек имеет среди своих личностных качеств не только отрицательные, но и положительные. Поэтому одна из главных задач позитивной психотерапии - выявление индивидуальных положительных качеств и опора на них в борьбе с отрицательными качествами и привычками.
Техника позитивной психотерапии обычно предусматривает пять уровней:
- дистанцирование от конфликта;
- проработка конфликта;
- ситуативное одобрение;
- вербализация;
- расширение жизненных целей.
Дистанцирование от конфликта
На этом этапе психотерапевт должен помочь клиенту отойти в сторону от той проблемы, которая закрыла ему свет в окошке и мешает видеть реально весь окружающий мир. Это напоминает гештальттерапию, когда какая-то проблема, неоправданно заняв место центральной фигуры, закрыла собой фон, который на самом деле куда более достоин быть фигурой.
Как писал Сергей Есенин:
Лицом к лицу лица не увидать.
Большое видится на расстоянии...
Только дистанцировавшись от болезненно раздутой проблемы, то есть взглянув на нее как бы со стороны, трезвыми глазами, клиент сможет увидеть ее реальное (не такое решающее, как ему казалось) значение. И лишь тогда может продуктивно начаться следующая стадия - проработка конфликта.
Проработка конфликта
После того как клиент сможет увидеть всю картину конфликта (до этого закрытую от него отдельной преувеличенной деталью), начинается следующий этап позитивной психотерапии - проработка конфликта. Это довольно-таки кропотливая работа.
Психотерапевт совместно с клиентом пытается определить степень выраженности данного конфликта в каждой из четырех вышеупомянутых сфер или по крайней мере в главнейших из них. Они, творчески сотрудничая, доверительно выясняют, какое влияние оказал данный конфликт на самого клиента (его состояние, профессиональные дела и т.п.), на его семью (или отдельных ее членов), на бытовые и деловые отношения с другими людьми, социальный статус и пр.
Одновременно предпринимается совместный максимально откровенный анализ того, как и насколько на этот конфликт могли повлиять взаимоотношения родителей, влияние других людей и событий, собственные индивидуально-психологические особенности клиента.
После тщательнейшей проработки этого уровня позитивной психотерапии можно переходить к ее следующему этапу.
Ситуативное одобрение
На этом уровне акцент делается на положительных качествах и моделях поведения клиента. При этом ошибки и отрицательные качества не игнорируются, но отступают на задний план, обнажая то лучшее в клиенте, на что можно опереться в преодолении отрицательных явлений психологических состояний и поведенческих моделей.
Ситуативное одобрение можно понимать и шире - как стремление избегать различного рода негативных оценок и мнений даже о посторонних людях, так как любые негативные высказывания и даже мысли и чувства усугубляют патогенную конфликтную ситуацию.
Вербализация
Только освоив три первых уровня (дистанцирование от конфликта, проработку конфликта и ситуативное одобрение), клиент с помощью психотерапевта переходит к четвертому этапу позитивной психотерапии – вербализации.
На этом уровне терапевт начинает приучать клиента как можно более точно словесно описывать состояние своего конфликта, все более открыто и свободно обсуждать его. Для этого очень важно создать атмосферу благожелательной доверительности и полной конфиденциальности. Клиент должен быть убежден не только в том, что любые его откровения не станут кому-либо известны, но и в том, что психотерапевт даже молчаливо не осудит ни одного из полученных признаний и высказываний.
При этом психотерапевт не занимает соглашательскую позицию и в тактичной форме высказывает свои мнения и советы, но не навязывает их клиенту, а лишь помогает лучше оценить ситуацию.
На этом уровне соблюдается широко применяемый во многих психотерапевтических направлениях принцип «здесь и теперь», то есть психотерапевт ненавязчиво, но постоянно возвращает клиента к обсуждению данной ситуации и теперешнему ощущению ее, возвращая его мысли от прошлого и от размышлений о будущих последствиях ее развития.
Расширение жизненных целей
После того как клиент, насколько возможно, отстранился от конфликта (увидел его со стороны), проработал его (разложил по полочкам на составляющие), постарался увидеть все, что возможно, в позитивном смысле, научился спокойно обсуждать свой конфликт, он переходит к завершающему уровню позитивной психотерапии - расширению жизненных целей.
Клиент с помощью психотерапевта видит, как много энергии (в основном отрицательной) он безуспешно тратит на преодоление конфликта. После осознания этого факта могут быть намечены два выхода. Первый - расширить сферы воздействия на конфликтную ситуацию, то есть решать ее не через одну из вышеупомянутых сфер (тело, деятельность, контакты и фантазии), а оптимально задействовать каждую из них - пойти на решение конфликта более широким фронтом и не стихийно, а по намеченной (вместе с психотерапевтом) стратегии.
Может быть и второй выход (по аналогии с фрейдовской сублимацией либидозной энергии), когда клиент отказывается от достижения фрустрирующей его цели (прямого решения конфликта) и направляет высвободившуюся энергию на достижение более важных жизненных целей. Естественно, что такому решению может хорошо помочь добавление элементов психоанализа, бихевиористской и других видов психотерапии при их квалифицированном осуществлении.
Вопросы для самопроверки
1. В чем сущность позитивной психотерапии?
2. Кто автор позитивной психотерапии?
3. Какие две ведущие потребности выделяет позитивная психотерапия?
4. Что такое межкультуральный подход?
5. Что такое терапевтические сказки?
6. Почему позитивная психотерапия называется конфликтно-центрированной?
7. Какие факторы делают обычный конфликт патогенным?
8. Какие три системы сложившихся у клиента отношений анализируются для определения его реакции на конфликт?
9. Перечислите пять уровней техники позитивной психотерапии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трудно писать о различных направлениях психотерапии. Это все равно, что пытаться объять необъятное. Каждое из классических психотерапевтических направлений может изучаться всю жизнь, и все равно специалист будет открывать новые резервы для совершенствования. Успеха можно добиться только в случае творческого и индивидуального подхода в каждом отдельном случае.
Главная задача нашей книги - познакомить с основными направлениями психотерапии, показать возможность их применения в немедицинской сфере и предоставить вам возможность выбора того или иного направления, в котором вы хотите совершенствоваться. Разумеется, не все интересные разработки вошли в данную книгу. Так, раздел директивной психотерапии (внушение, самовнушение, основы гипноза), на наш взгляд, требует отдельного рассмотрения, так же как и восточные техники психотерапии. Что касается гипноза, то, на наш взгляд, это вообще область медицинской психотерапии и психиатрии, так же как и кодирование и отдельные виды внушения, требующие специальной подготовки, которая не предусмотрена в рамках психолого-педагогического обучения.
Мы не затрагивали в нашей работе и вопросы психологического консультирования, так как изучение этой темы не входит в задачи нашего пособия. Кроме того, она достаточно квалифицированно освещена в специальных учебных пособиях Г.С.Абрамовой («Практикум по психологическому консультированию», «Практическая психология»).
Однако следует помнить высказывание выдающегося отечественного психотерапевта и психиатра Виктора Когана о том, что психотерапевт может и не быть психологом-консультантом (хотя это желательно), но психолог-консультант не может не знать основ психотерапии.
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 977;