Методические приемы обучения детей движениям
1)Наглядные методические приемы
При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности. Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации — показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий — кино, фотографий, картин и т. п. Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий в двигательную деятельность детей. Например, в целях выработки навыка бега с высоким подъемом колена применяются поставленные в ряд воротца-дуги. Поднимание ног во время бега через эти дуги способствует приобретению ребенком навыка высокого подъема колена. Кроме того, предметы дают возможность ребенку почувствовать и осознать сделанную им ошибку, в данном случае если он коснется носком ноги воротцев. Сохранение в сознании задания воспитателя «не задеть воротца» связывается с кожно-мышечным ощущением при совершении ошибки, и ребенок сам определяет неправильность своего движения.
2)Слуховая наглядность
Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня). Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм. Выполнение упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условнорефлекторных временных связей) содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку — способность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения.
3)Словесные приемы
Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр, или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета -подвижной игры и к п.; в вопросах к детям, которые задает воспитатель до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий или проверки имеющихся представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п. Кроме того, словесные приемы заключаются также в четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. К словесным приемам, помимо перечисленных, относится образный сюжетный рассказ. Он применяется в целях развития образной выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ представляет краткое образное описание жизненного или сказочного сюжета подвижной игры.
4) Практическая деятельность детей
В процессе обучения детей двигательным действиям решающую роль в усвоении правильных приемов движений играет практическая деятельность детей. Выполняя по заданию воспитателя какое-либо движение, упражняясь в нем, ребенок воспроизводит его не механически: он понимает поставленную перед ним задачу, осмысливает содержание упражнения, запоминает последовательность составляющих его элементов. Все это осуществляется с различной степенью умения в связи с возрастом, уровнем развития двигательных навыков. При этом и характер руководства воспитателя будет различным в зависимости от возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей.
Дата добавления: 2015-04-05; просмотров: 1959;