Радиоактивной примеси в атмосфере
Известно, что степень влияния радиоактивных примесей при выбросах с АЭС определяется уровнем их приземных концентраций. Оценка последних может быть получена в рамках моделей, различающихся как способом описания диффузионных процессов, так и описанием турбулентности в пограничном слое атмосферы. Эти различия могут играть значительную роль в формировании концентрации радиоактивной примеси как на различных расстояниях от источника, так и в различных метеорологических условиях, определяя, таким образом, характерную область применимости той или иной модели.
Основные требования к модели, предполагаемой к использованию в системе радиационного мониторинга исходя из ее эксплуатационных качеств, были приведены в П.1 настоящего приложения. Теперь рассмотрим краткую характеристику моделей, основанную на сравнении значений приземных концентраций трассера1 SO2, полученных как расчетным путем [1-3], так и экспериментально [4]. Расчетные значения концентраций были получены на основе различных методик: модели Института экспериментальной метеорологии (ИЭМ); модели МАГАТЭ [1]; модели, основанной на решении замкнутой системы уравнений пограничного слоя (ВНИИАЭС) [2]; лагранжево-эйлеровой модели (ЛЭ) и эйлеровой модели (Э)2 [3].
В модели МАГАТЭ распределение концентраций загрязняющих частиц в атмосфере при постоянной скорости ветра описывается из предположения двойного распределения в уравнении Гаусса. Концентрация примеси согласно этой модели существенно зависит от двух параметров – горизонтальной sу и вертикальной sz дисперсий координат частиц примеси. К основным недостаткам гауссовых моделей можно отнести слабую обоснованность использования закона распределения Гаусса примеси по вертикали, а также условность типизации (условное разделение состояния устойчивости атмосферы на шесть классов) метеорологических условий [5], хотя нельзя отрицать и определенных удобств при таком подходе. Разнообразие гауссовых моделей в значительной степени связано с различными методами оценок этих величин.
Наиболее широко используемыми методами являются: метод Пасквилла–Гиффорда, основанный на номограммах для шести классов устойчивости атмосферы: метод, основанный на учете вертикального градиента температуры; метод, основанный на учете флуктуации ветра; метод «разделенной сигмы» и т.д. Модель отличается значительной простотой в использовании, ее рекомендуют применять для расстояний не более 10 км (в направлении ветра) при высоте источников не выше 100 м.
В основе моделей эйлера и лагранжа лежит возможность математического представления движения жидкости (воздушной среды) в переменных Эйлера или Лагранжа. В первом случае аргументом является совокупность координат точек пространства, а компоненты вектора скорости жидкости в данной точке пространства являются функциями этих координат и времени. Во втором – рассматривают некоторую бесконечно малую частицу жидкости в фиксированный момент времени t0 с координатами (x0,y0,z0)и, перемещаясь вслед за ней, определяют ее координаты в последующие моменты как функции времени и ее начальных координат. Таким образом, во втором случае скорости частиц представляют собой производные от координат по времени. Используя каждый подход в той или иной модели, соответственно, получают модели Эйлера или Лагранжа.
Эйлеров подход обладает рядом преимуществ по сравнению с гауссовыми моделями, поскольку позволяет учесть нестационарность источника выброса, влияние пространственных и временных вариаций метеорологических величин на распространение примеси, использовать полуэмпирические
модели приземного слоя атмосферы для более реалистического описания турбулентности.
Эйлеровы модели также различаются между собой в зависимости от способа получения метеорологических величин – скорости ветра и коэффициента турбулентной диффузии. К такого типа моделям относится и модель работы [2], в которой метеорологические параметры получают на основе решений замкнутой системы уравнений пограничного слоя атмосферы. Эти модели в отличие от гауссовых достаточно сложны, требуют значительного времени счета на ЭВМ, что до недавнего времени сдерживало их практическое использование. Однако широкое распространение персональных ЭВМ высокого уровня полностью решило эти проблемы, что и позволяет использовать эти модели в режиме реального времени (on line) при проведении диагностических прогнозов по загрязнению внешней среды при авариях на АЭС.
При заданных метеорологических параметрах (продольной и поперечной скоростях ветра, коэффициенте турбулентной диффузии и поперечной (относительно направления распространения примеси) дисперсии) не существует принципиальных проблем расчета концентраций в любой точке пространства в направлении выброса примеси. Если и возникают определенные затруднения в оценке концентрации в поле пространственно-временных измерений скорости ветра, то они, в первую очередь, связаны с некорректным измерением этих метеовеличин. При сложной орографии поверхности обычно используют дополнительные данные [1], а при оценке концентрации на расстояниях свыше 50–100 км необходимо использовать данные метеорологической сети Роскомгидромета, но эти проблемы уже не относятся к компетенции атомных станций.
Определенное преимущество перед эйлеровыми имеют модели, основанные на лагранжевом подходе. В этих моделях непрерывная струя обычно представляется в виде последовательности дискретных выбросов – клубов. Для каждого клуба рассчитывается траектория его движения в меняющемся во времени и пространстве поле ветра и рассчитывается диффузионный перенос в направлениях перпендикулярных к траектории. Концентрацию примеси в любой точке пространства представляют как сумму вкладов от каждого лагранжевого элемента.
В Лагранжево-Эйлеровой модели [4] переноса и рассеяния примеси горизонтальный перенос примеси описывается с помощью понятия лагранжевой траектории движения клуба примеси, а для описания атмосферной диффузии клуба в вертикальном направлении на каждом шаге вычисления горизонтальной траектории решают полуэмпирическое одномерное уравнение турбулентной диффузии. В горизонтальном направлении, перпендикулярном траектории клуба, концентрация примеси описывается гауссовой функцией с дисперсией, зависящей от продолжительности распространения клуба и устойчивости атмосферы.
Модель достаточно сложна, и при ее использовании в целях прогнозирования загрязнения окружающей среды, кроме измерений скорости ветра, температуры, направления ветра на нескольких уровнях в приземном слое атмосферы, необходимых для расчета таких параметров как масштаб Монина–Обухова L и динамической скорости V*, требует измерения вектора скорости ветра на эффективной высоте и величины геострофического ветра на высоте пограничного слоя атмосферы, что, в свою очередь, требует шаропилотного зондирования атмосферы. Лагранжево-Эйлерову модель наиболее целесообразно использовать для оценки загрязнения воздушного бассейна при трансграничном переносе радиоактивной примеси (свыше 1000 км и более).
Таким образом, из краткого анализа моделей следует, что каждая из рассмотренных имеет как преимущества, так и недостатки, поэтому результаты сравнения расчетных и экспериментальных данных должны показать достоинство той или иной модели, используемой для оценки и прогнозирования радиоактивного загрязнения окружающей среды при выбросах АЭС в регионе, определяемом размерами зоны наблюдения (R ~ 30 – 40км).
Список литературы к П.9. Приложения 14
1. Учет дисперсионных параметров атмосферы при выборе площадок для атомных электростанций. Руководство по безопасности (серия изданий по безопасности № 50-SG-S3). Вена: Международное агентство по атомной энергии, 1982.
2. Елохин А.П., Pay Д.Ф. Гибридный метод прогнозирования загрязнения окружающей среды радиоактивной примесью, поступающей в атмосферу при выбросах с АЭС. // Методы расчета распространения радиоактивных веществ в окружающей среде и доз облучения населения. М.: МХО ИНТЕРАТОМЭНЕРГО, 1992. С. 91, 283-303.
3. Шкулиц Ш., Дюрон Ю., Слабы Е., Гаргер Е., Беспалов М. Основные положения математичес-
кой модели распространения радиоактивных примесей, разработанной в рамках НТД СЭВ (тема
II.05..50). // Сб. докладов семинара «Современные методы математического моделирования распространения радиоактивных примесей в атмосфере при нарушении нормальных условий эксплуатации АЭС». М., 1989.
4. Гаргер Е.К., Буйков М.В., Талерко Н.Н. Сравнение различных методик распространения примеси с экспериментальными данными. // Международный семинар по вопросу разработки методик расчета размеров зон планирования и подготовки мероприятий по защите населения в случае запроектной аварии на АЭС и совещание по обсуждению содержания методики оценки изотопного состава, величины активности и характера аварийного выброса в атмосферу в зависимости от времени, активности в топливе и состоянии барьеров и систем безопасности. Сборник докладов. Варна: 1990.
5. Глущенко А.И., Лайхтман Д.Л., Натанзон Г.А., Петров О.Г., Хамьянов Л.П. О выборе метода расчета рассеяния радиоактивных примесей, выбрасываемых АЭС в атмосферу. // Атомные электрические станции: Сб. статей /Под общ. ред. Л.П. Воронина. М.: Энергоиздат, 1981. Вып. 4. С. 154-158.
Дата добавления: 2015-05-19; просмотров: 1244;