Механизм правового регулирования
Как правило, понятиемеханизма правового регулирования формулируется с точки зрения представлений о нем как о совокупности правовых средств. В частности, по мнению В. Н. Хропанюка, «механизм правового регулирования – это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства».[155] По сути такое же определение дает А. Ф. Черданцев, полагающий, что «механизм правового регулирования – это взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, с помощью которых осуществляется правовое регулирование»,[156] ему, в свою очередь, вторит Р. Т. Мухаев, рассматривающий «механизм правового регулирования как систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование».[157]
Перечисленные определения «замыкаются» на инструментальном аспекте проблемы, оставляя без внимания другие ее составляющие. Вместе с тем нельзя не согласиться с точкой зрения В. М. Сырых, совершенно справедливо отмечающего, что «изучение строения механизма на уровне составляющих его частей является неполным».[158] Более того, нельзя сводить структуру механизма правового регулирования к простой совокупности правовых средств (инструментов) регулятивной деятельности. На наш взгляд, наряду с инструментальной составляющей любой механизм включает субъектный состав, взаимосвязи и взаимодействия, обеспечивающие действенность механизма, а также отношения, возникающие в процессе практического воплощения правовых предписаний.
Таким образом, в рамках механизма правового регулирования условно могут быть выделены следующие структурные компоненты: инструментальный состав (совокупность правовых средств, методов и способов, при помощи которых правовое регулирование может осуществляться, формализованные процедуры (технологии), закрепляющие параметры регулятивной деятельности, а также получившие свое формально-юридическое закрепление результаты правового воздействия на соответствующие общественные отношения; субъектный состав (совокупность индивидуальных и коллективных субъектов, вовлеченных в процесс правового регулирования); функциональная составляющая (взаимосвязи и взаимодействия, объединяющие статические элементы механизма правового регулирования, и правоотношения, характеризующие механизм в динамике его действия).
Инструментальная составляющая механизма правового регулирования включает в себя:
– нормы права, закрепляющие теоретические модели поведения субъектов осуществляющих регулятивную деятельность;
– интерпретационные акты, разъясняющие смысл и содержание используемых в процессе правового регулирования норм;
– акты применения права, посредством которых оформляются решения субъектов, вовлеченных в сферу императивного регулирования;
– правовые акты, полученные в результате согласительных процедур в сфере диспозитивного регулирования;
– коллизионные нормы, закрепляющие принципы разрешения юридических коллизий, возникающих в ходе правового регулирования.
Субъектный состав механизма правового регулирования представляет собой совокупность правосубъектных лиц (субъектов), вовлеченных в регулятивные правоотношения. Правовой статус субъектов и порядок их взаимодействия друг с другом определяется типом и методом правового регулирования.
Для дозволительного типа правового регулирования характерно приоритетное значение диспозитивного метода, предполагающего координацию субъективных интересов, выработку и закрепление в рамках договора правил поведения, устраивающих всех субъектов. Использование дозволительного типа правового регулирования предполагает равный статус субъектов в отношении друг друга. К примеру, в сфере отношений, урегулированных нормами семейного права, в качестве субъектов выступают сами супруги, которые рассматриваются в качестве юридически равных сторон, регулирующих свои взаимоотношения посредством диспозитивных методов.
Для разрешительного типа правового регулирования характерно приоритетное значение императивного метода, предполагающего осуществление регулятивной деятельности путем издания и внедрения в общественные отношения властных предписаний обеспечиваемых государственными принуждением. При этом отношения субъектов носят субординационный характер, что позволяет говорить об их неравенстве по отношению друг к другу. Праву одного на издание соответствующих властных указаний соответствует обязанность другого эти указания выполнять. Вместе с тем не следует рассматривать подобное «функциональное» неравенство как нарушение принципа равенства всех перед законом. Ведь и субъект, осуществляющий правоприменительную деятельность, и контрсубъект, в отношении которого осуществляется данная деятельность, действуют в рамках, четко очерченных правом, и в этом смысле одинаково подвластны ему. Поэтому наделение субъектов различным юридическим статусом не означает того, что они становятся неравными в формально-юридическом смысле. К примеру, осуществление правового регулирования в сфере предварительного следствия предполагает, что в качестве субъектов, участвующих в соответствующих правоотношениях с одной стороны выступает действующее от имени государства должностное лицо, обладающее полномочиями правоприменителя, – следователь, а с другой – лицо, как правило, принудительно вовлеченное в сферу уголовного процесса, – подследственный. При этом следователь, являясь представителем государственной власти, может издавать в отношении подследственного определенные властные предписания, в том числе ущемляющие (ограничивающие) правовой статус последнего. Естественно, что подследственный не может предпринимать в отношении следователя аналогичных действий. Вместе с тем, подобная разница в полномочиях не означает нарушения принципа формального равенства названных субъектов перед законом, поскольку деятельность как одного, так и другого регламентируется законом, следовательно и нарушение установленного в данной области общественных отношений правопорядка будет рассматриваться как правонарушение независимо от того, кто его совершил.
Функциональная составляющая механизма правового регулирования характеризует этот феномен в динамике его действия. Данный элемент в свою очередь складывается из системы взаимосвязей и взаимодействий, посредством которых совокупность средств и методов правового воздействия, а также потенциальных субъектов, способных участвовать в регулятивном процессе, преобразуется в собственно механизм правового регулирования. Кроме того, функциональная составляющая включает в себя непосредственно регулятивные правоотношения, в рамках которых субъекты реализуют определенные их правовыми статусами корреспондирующие права и обязанности.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 747;