Юридический состав правоотношения
Юридический состав правоотношения – это его внутреннее устройство (структура). Как правило, в качестве элементов юридического состава правоотношения рассматривают его объект-субъектный состав и содержание.[10]
По вопросу об объекте правоотношения существует две основные теории: монистическая (теория единого объекта) и плюралистическая (теория множественности объектов). Наиболее развернутое выражение и обоснование монистическая теория объекта правоотношения нашла в работах О. С. Иоффе. Он считал, что объект правоотношения должен обладать способностью к реагированию на правовое воздействие, а поскольку только человеческое поведение способно к этому, то человеческое поведение и следует признать объектом прав и обязанностей.[11] Человеческое поведение признается единственным объектом правоотношений, поэтому и теория называется монистической.
Сторонники плюралистической теории настаивают на многообразии объектов правоотношений и их непосредственной зависимости от характера и видов правоотношений. По их мнению, «объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, т. е. сама жизнь».[12] В этом случае объектами правоотношений выступают материальные блага, нематериальные блага, поведение и действия субъекта, разного рода услуги и их результаты, продукты духовного творчества, ценные бумаги и официальные документы.
По нашему мнению, в качестве объектного состава правоотношения могут рассматриваться целевые установки, которыми руководствуются субъекты, вступая в правовое взаимодействие. Совокупность таких установок образует единый объект правоотношения (общественное отношение с возникновением, изменением, прекращением которого данное правоотношение непосредственно связано). К примеру, объектный состав правоотношения, касающегося купли-продажи определенной вещи, складывается из противоположных по сути целевых установок контрсубъектов (покупатель вступает в отношение, чтобы купить, а продавец, чтобы продать данную вещь). Вместе с тем, эти установки в совокупности образуют единый объект – отношение собственности.[13]
В качестве объектов правоотношений могут выступать отношения имущественного и неимущественного характера. Имущественные отношения связаны с владением, пользованием, распоряжением собственностью (вещами, деньгами, информацией и т. д.). Отношения неимущественного характера касаются нематериальных явлений (чести, достоинства, доброго имени и т. д.). Кроме того, в качестве нематериальных могут рассматриваться так называемые фактические состояния (рождение, жизнь, смерть, место нахождения, состояние родства и т. д.).
Субъектный состав правоотношения складывается из лиц (индивидуальных и коллективных), наделенных правосубъектностью, принимающих участие в конкретном правоотношении и реализующих в нем субъективные права и обязанности.
Основными признаками субъекта правоотношения являются социальность и правосубъектность.
Социальность означает, что в качестве субъектов правоотношений могут выступать только люди (индивиды и коллективы). В качестве субъектов-индивидов (физических лиц) могут выступать граждане, иностранцы, лица без гражданства. Понимание коллективного субъекта, как правило, осуществляется в контексте понимания юридического лица в гражданском праве.[14] Подобный подход представляется методологически ошибочным, поскольку нарушается логическая последовательность взаимосвязи теоретической и отраслевой юриспруденции. Теория права формирует общие представления об основных юридических понятиях и принципах, которые затем получают конкретизацию в отраслевом праве. «Обратный» процесс ведет к тому, что сугубо отраслевое понятие приобретает обобщенное значение, что в принципе неверно. К примеру, в том же гражданском праве наряду с юридическими лицами в качестве субъектов правоотношений выступают организации, наделенные правами юридического лица, кроме того, в качестве коллективных субъектов могут рассматриваться народ,[15] национальные общности и религиозные конфессии, административно-территориальные образования, государство, международные организации.
Правосубъектность представляет собой юридически закрепленную возможность иметь права и обязанности, самостоятельно реализовать их в рамках конкретного правоотношения, а также отвечать за результаты своего поведения.
Правосубъектность, в свою очередь, складывается из правоспособности и дееспособности.
Правоспособность – это потенциальная возможность лица выступать в качестве носителя субъективных прав и обязанностей. Обладание правоспособностью рассматривается в качестве юридического основания принципа «формального равенства» субъектов.
У субъектов – индивидов правосубъектность, как правило, возникает с момента рождения и прекращается в момент смерти. Вместе с тем, в ряде отраслей предусматривается возможность возникновения правоспособности у еще не родившегося ребенка. Индивидуальная правоспособность наступает сразу в полном объеме. Ограничение правоспособности не допускается.[16]
Коллективные субъекты считаются правоспособными начиная с момента их официального признания (юридической регистрации). Правоспособность коллективных субъектов носит видовой характер, различаются общая и специальная правоспособность. Общая правоспособность предполагает, что любой коллективный субъект является обладателем комплекса соответствующих прав и обязанностей. Специальная правоспособность зависит от функционального назначения той или иной организации и обусловлена принципом «разделения труда». Так, к примеру, правоохранительные органы специально создаются для реализации соответствующей функции, то же самое можно сказать об органах государственной власти, организациях коммерческого характера и т. п.
Дееспособность – это фактическая способность лица своими осознанными, волевыми действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.
В отличие от правоспособности, возникающей у всех индивидов сразу и в полном объеме, приобретение и объем дееспособности зависит от ряда объективных и субъективных факторов.
Дееспособность субъектов-индивидов возникает при условии их вменяемости и достижения возраста «совершеннолетия».
Вменяемость означает, что человек способен отдавать себе отчет в совершаемых поступках, контролировать свое поведение, осознавать возможные результаты совершаемых поступков и самостоятельно отвечать за их социально-вредные последствия.
Возрастом совершеннолетия является закрепленный в законодательстве возраст, с достижением которого связывается фактическая возможность индивида реализовать свои права и обязанности, а также отвечать за правонарушения. По общему принципу совершеннолетним лицо является с 18 лет. Вместе с тем в ряде отраслей права устанавливаются иные возрастные пределы. К примеру, в конституционном праве закрепляется положение, в соответствии с которым быть избранным в представительные органы государственной власти Российской Федерации может лицо не моложе 21 года, Президентом России может стать человек, достигший 35-летнего возраста; в административном праве юридической ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет и т. п.
Кроме перечисленных факторов на индивидуальную дееспособность оказывают влияние такие обстоятельства, как образовательный уровень; физическое состояние; законопослушность и т. п. К примеру, статусом судьи в Российской Федерации могут обладать только лица с высшим юридическим образованием; в ряде профессий (военнослужащие, моряки, летчики и т. д.) выдвигаются особые требования к состоянию здоровья претендента на ту или иную должность; нарушение требований правовых норм влечет за собой ограничение либо изъятие определенных субъективных прав и, таким образом, ограничивает дееспособность индивида в соответствующей сфере правоотношений.
По объему прав и обязанностей, которые субъект может самостоятельно реализовать в рамках правоотношений, различается полная и неполная дееспособность:
1) полная дееспособность предполагает, что индивид может самостоятельно реализовать основные права и обязанности, защищать их всеми не запрещенными законом средствами (и прежде всего в судебном порядке), нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Безусловно, с юридической точки зрения «полнота» данного вида дееспособности в достаточной степени условна, поскольку, как уже отмечалось, в ряде случаев устанавливаются дополнительные условия для занятия определенными видами социально-правовой деятельности;
2) неполная дееспособность, в свою очередь, подразделяется на частичную и ограниченную:
а) частичная дееспособность предполагает, что индивид самостоятельно может реализовать лишь часть своих потенциальных прав и обязанностей, а также полностью либо частично освобожден от ответственности за совершение поступков, повлекших за собой вредоносные результаты. При этом неполный характер дееспособности обусловлен обстоятельствами объективного характера: недостижением возраста совершеннолетия, временными психическими расстройствами. В некоторых отраслях права предусматривается возможность юридического признания частично дееспособного лица полностью дееспособным. К примеру, в ч. 2 ст. 21 ГК РФ указано, что вступившее в брак лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
б) ограниченная дееспособность связана с принудительным ограничением правового статуса ранее полностью дееспособного индивида и представляет собой либо меру юридической ответственности (лишение права управления автомобилем за нарушение правил дорожного движения), либо является формой профилактического или же правовосстановительного характера (ограничение дееспособности лица, злоупотребляющего алкоголем, в случае если его поведение влечет ухудшение материального положения иждивенцев).
По своему содержанию индивидуальная дееспособность подразделяется на общую и специальную.
Общая дееспособность предполагает, что лицо самостоятельно может реализовать так называемые основные права и обязанности, осуществление которых не ставится в зависимость от специального правового статуса, обусловленного профессией, социальным положением, местом проживания и т. п.
Специальная дееспособность обусловлена специальным правовым статусом субъекта и зависит от многих обстоятельств (рода занятий, гражданства, национальной принадлежности и т. п.)
Дееспособность коллективных субъектов возникает одновременно с правоспособностью, т. е. в момент официального признания (юридической регистрации) данного образования в качестве субъекта права. Так же, как и у индивидуальных субъектов, дееспособность субъектов коллективного характера подразделяется на общую и специальную. При этом обладание специальной дееспособностью зависит как от специальной правоспособности (субъект изначально создается в целях осуществления определенного вида деятельности), так и от наличия специального разрешения (аккредитации, лицензии и т. п.) компетентного государственного органа на осуществление конкретных функциональных полномочий. К примеру, в Конституции России закрепляется положение, в соответствии с которым государство передает часть своих функций органам местного самоуправления и наделяет их в связи с этим соответствующими полномочиями.
При рассмотрении субъектного состава правоотношений возникает вопрос, каким образом соотносятся понятия субъект правоотношения и субъект права?[17]
Безусловно, субъект правоотношения во всех случаях является субъектом права, вместе с тем обратная связь не столь очевидна. Соотношение этих понятий следует рассматривать в трех «плоскостях»: путем сравнения объема дееспособности субъектов; определения возможности самостоятельной реализации ими прав и обязанностей; и, наконец, с точки зрения фактического участия субъектов в конкретных правоотношениях.
Сравнение объема дееспособности субъекта права и субъекта правоотношения позволяет сделать вывод о том, что для субъекта права характерно наличие общей, а для субъекта правоотношения специальной дееспособности. При этом обладание общей дееспособностью выступает в качестве необходимого, но не всегда достаточного условия для вступления в правоотношение. Как уже отмечалось, специальная дееспособность зависит не только от возраста и вменяемости, но и от образования, опыта работы, состояния здоровья и т. п. Таким образом, возникает ситуация, когда являющийся субъектом права, однако не наделенный специальной дееспособностью индивид не может выступать в качестве субъекта конкретного правоотношения. К примеру, лицо, не годное по состоянию здоровья к несению воинской службы, не может выступать в качестве субъекта соответствующих правоотношений.
Анализ соотношения категорий «субъект права» и «субъект правоотношения» с точки зрения принципиальной возможности самостоятельной реализации прав и обязанностей, защиты своих законных интересов и ответственности за правонарушения позволяет утверждать, что субъектом правоотношения может выступать только лицо, обладающее полной дееспособностью, т. е. такой человек, который в состоянии самостоятельно участвовать в соответствующих правоотношениях. Как уже отмечалось ранее, сам термин «полная дееспособность» носит условный характер и должен восприниматься с точки зрения ограничительного толкования. Наличие полной дееспособности в одной отраслевой сфере, может сопровождаться неполной дееспособностью в другой отрасли. К примеру, признание человека полностью дееспособным в гражданском праве не означает приобретения дееспособности в конституционном праве. Получается, что, являясь субъектом гражданского права (и соответственно потенциальным субъектом гражданско-правовых отношений), человек, вместе с тем, не может выступать в качестве субъекта конституционно-правовых отношений (связанных, к примеру, с избирательным правом).
Что же касается фактора участия в правоотношении, то в данном случае отличие субъекта права от субъекта правоотношения заключается в том, что первый выступает в качестве потенциального, а второй в качестве фактического участника конкретного правоотношения. К примеру, все правосубъектные индивиды являются потенциальными участниками уголовно-правовых отношений, вместе с тем на практике совершают преступления и, соответственно, вовлекаются в правоотношения уголовно-правовой ответственности, становясь субъектами этих отношений, лишь относительно немногие члены общества.
Содержание правоотношений – это фактическое поведение субъектов правоотношений, в рамках которого реализуются их юридические права и обязанности по отношению друг к другу.
Субъективные права, возникающие в процессе правоотношений, предполагают, что их пользователи:
а) могут прикладывать определенные усилия для достижения позитивного интереса, используя при этом правомерные (т. е. предусмотренные законодательством) средства и методы;
б) имеют право требовать от других участников соответствующих активных действий, направленных на удовлетворение собственного позитивного интереса;
в) могут требовать от государства защиты (и должны получить эту защиту) нарушенного права или принятия объективного решения по спорному вопросу.
Юридические обязанности, возникающие в процессе правоотношения, предполагают, что участники:
а) должны предпринимать активные действия, направленные на удовлетворение позитивного интереса контрсубъекта (судья обязан рассмотреть дело, возбужденное по иску);
б) обязаны воздерживаться от принятия противоправных решений и совершения поступков, ущемляющих права и свободы других участников (за исключением случаев, когда такое ограничение является предусмотренным в законе и необходимым в конкретном деле).
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 923;