Внешняя политика. Политика невмешательства России в европейские дела, которой первоначально придерживался Павел I, продолжалась недолго
Политика невмешательства России в европейские дела, которой первоначально придерживался Павел I, продолжалась недолго. В его представлении революционная Франция была гнездом бунтовщиков, грозивших уничтожить существующий порядок в Европе. После вторжения Наполеона в Италию Россия вступила в очередную (2‑ю) антифранцузскую коалицию. Одна русская армия во главе с А.М. Римским‑Корсаковым, в союзе с австрийской, устремилась к границам Франции, другая, во главе которой был поставлен великий Суворов, – в Северную Италию. Черноморский флот в союзе с турецким вошел в Средиземное море. Действуя в Северной Италии, Суворов одержал блестящие победы над лучшими полководцами Франции и в короткое время изгнал оттуда неприятеля. В это же время объединенный русско‑турецкий флот освободил от французов Ионические острова, имевшие важное стратегическое значение. Штурмом с моря была взята считавшаяся неприступной крепость на острове Корфу, которую защищал многочисленный гарнизон при 400 орудиях. Русская эскадра подошла к берегам Италии, где крейсеровал английский флот. Победы Суворова изменили обстановку на юге Европы, создали предпосылки для вторжения во Францию с юга. Но союзники России, Англия, Австрия и Пруссия, менее всего были заинтересованы в появлении победоносной русской армии в самом центре Европы. Проявив вероломство, союзническое правительство Австрии предложило Суворову покинуть Северную Италию под предлогом содействия Римскому‑Корсакову: корпус русских войск под его командованием, оказавшийся без помощи, обещанной англичанами, терпел неудачи в боях с французской армией. Суворов избрал кратчайший путь – через Альпы. До него лишь войско карфагенского полководца Ганнибала отважилось проделать такой путь. К тому же войско Суворова не имело необходимого количества продовольствия. Преодолевая неимоверные трудности, сопротивление горных егерей, укрывшихся на господствующих высотах, войска пробивались вперед. Драматической оказалась ситуация, когда неприятель взорвал единственный мост (Чертов мост) через пропасть и его пришлось восстанавливать под огнем противника. Этот переход вошел в историю военного искусства. Суворов вывел войска в долину, но выяснилось, что корпус Римского‑Корса‑кова разбит и самого его поджидали превосходящие силы противника. Суворов сумел вывести войска из‑под удара к границам империи. Это был последний подвиг великого полководца. В Петербурге готовилась триумфальная встреча. Пришло известие о присвоении ему высшего воинского звания – генералиссимуса. Однако из‑за каприза императора торжественная встреча была отменена. Больной полководец прибыл в столицу ночью и умер в доме своей сестры. Он был похоронен в Александро‑Невской лавре, велев сделать на могиле лаконичную надпись: «Здесь лежит Суворов».
Поведение союзников по антифранцузской коалиции привело Павла I в бешенство. Он порывает отношения с Англией, в которой увидел главную виновницу предательства. Этим воспользовался Наполеон и Павел пошел на предложенный им союз: этому предшествовало провозглашение Наполеона первым консулом, что означало конец революции во Франции. Столь крутой поворот в области внешней политики не отвечал интересам России, был недостаточно взвешенным: русский и английский рынки нуждались друг в друге. Из года в год в Англию увеличивался вывоз русского хлеба, полотна, пеньки и леса, необходимых для английского судоходства и промышленности. В России же находили широкий сбыт тонкие английские сукна, красители, колониальные товары. Все это делало союз с Францией непрочным, вызывало недовольство русских помещиков, заинтересованных в сбыте продукции своего хозяйства.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 813;