Психологическая состовляющая в деятельности Российских научных обществ
На всём отрезке развития психологии в России она всегда находилась в тесной взаимосвязи с Научными обществами и Государством, эти структуры всегда влияли друг на друга и взаимодополняли друг друга.
Очень отчетливо это проявилось в ходе организованной Академией наук СССР и Академией медицинских наук СССР 28 июня—4 июля 1950 г. научной сессии, посвященной проблемам физиологического учения академика И.П.Павлова. Сессия была созвана по указанию И.В.Сталина, высказавшего идею о необходимости проведения дискуссии об учении И.П.Павлова. Формально, главная задача сессии заключалась в том, чтобы “вскрыть недостатки, мешающие дальнейшему плодотворному развитию идей Павлова». Было обозначено эталонное, единственно верное учение (учение Павлова об условно-рефлекторном характере высшей нервной деятельности) и определены основные “отрицательные герои”: Л.А.Орбели ,Анохин, А.Д.Сперанский, а также ряд других, не менее авторитетных ученых (И.С.Беритов, Л.С.Штерн, А.Г.Гинецинский и др.). ”.
По сути дела, здесь речь шла о возможности существования психологии как самостоятельной научной дисциплины со своим специфическим предметом, задачами и методами.
Важным этапом в развитии психологии в этих условиях стало Совещание, посвященное перестройке психологии в соответствии с павловским учением, проведенное в 1952 г. [88], где особое внимание было уделено обсуждению двух принципиально важных методологических положений:
Дискуссии по проблеме взаимосвязи психического и физиологического проходили не только в Московском научном обществе, но и во всех крупных научных центрах. Например, Президиум Академии Наук Грузинской ССР с 8 по 11 апреля 1952 г. проводит дискуссию на тему “Некоторые вопросы советской психологии”, основной проблемой которой явилось обсуждение
соответствия положений концепции Д.Н.Узнадзе об установке павловским идеям а, Ректорат Ленинградского Государственного университета организует с 16 по 19 февраля 1953 г. научную дискуссию на тему: “Проблема ощущения в свете марксистско-ленинской теории познания”, в рамках которой была рассмотрена проблема ощущения—“исходного и элементарного момента” сознания .Основанием для дискуссии в г. Ленинграде явились “некоторые разногласия, возникшие в среде советских ученых в связи с теоретическими выводами из учения Павлова для ряда наук (философии, физиологии, психологии, педагогики)”, что и потребовало “критического обобщения новых научных материалов и учета различных точек зрения” .
В мае 1962 г. АН СССР, АМН СССР, АПН РСФСР и Министерства высшего и среднего образования СССР и России организуют Всесоюзное совещание по философским вопросам физиологии в.н.д. и психологии, в котором приняло участие более тысячи специалистов. В ходе дискуссий на совещании обсуждалось прежде всего значение павловского учения для психологии . Принципиально по-новому решены вопросы о предмете психологии и физиологии в.н.д. Было признано, что эти две науки имеют дело с одним и тем же объектом—высшей нервной деятельностью как функцией мозга. Различаются же предметы данных наук—психологический или физиологический аспекты этой деятельности.
После завершения дискуссии о роли и значении физиологического учения И.П.Павлова для познания психических явлений начинается относительно спокойный, с точки зрения политического и идеологического воздействия на психологию, период ее развития. Идеологическое давление и контроль за наукой со стороны власти и научных обществ перестали быть столь жесткими, как это было в первое послевоенное десятилетие. Тем самым были созданы условия для интенсивного поступательного развития психологической науки. Этот период в истории советской психологии характеризуется активным влючением психологии в решение практических задач, расширением исследовательского проблемного поля и ростом прикладной ориентированности проводимых исследований, формированием новых научных направлений и усилением связи с другими науками, развитием комплексного подхода в познании психической реальности и разработкой системной методологии психологических исследований, укреплением организационной и материально-технической базы психологии, постановкой новых теоретических проблем и разработкой категориально-понятийного аппарата психологии. Это все, в конечном итоге, способствовало существенному укреплению статуса психологии в обществе, Возрастанию роли психологических исследований при принятии ответственных управленческих, кадровых и даже политических решений.
В 70-80-е годы существенно возрастает социальный статус психологической науки в научном обществе, укрепляется ее авторитет в системе других наук. Именно с этим связано создание в 1971г. первого в системе Академии Наук СССР специализированного научно-исследовательского учреждения—Института психологии АН СССР, призванного заниматься разработкой фундаментальных проблем психологической науки и выполнять функции головной организации в координации психологических исследований. В 1980 г. начинает издаваться “Психологический журнал”, существенно расширивший возможности коммуникации в психологическом сообществе, обсуждения актуальных психологических проблем и достижений. Благодаря развернувшимся комплексным исследованиям создается ряд учреждений, ориентированных на междисциплинарное изучение человека: Институт комплексных социальных исследований в Ленинграде, Институт человека АН СССР в Москве.
В этот же период выходит фундаментальная работа Ломова “Методологические и теоретические проблемы психологии” [78], подводящая итоги развития психологии в 70-80-е годы и обобщающая ее достижения.
—
Однако, с начала 90-х гг., а в отдельных случаях и несколько раньше в связи с уменьшением идеологического давления и контроля в науке, распространением демократических ориентации в обществе, расширением возможностей для изложения и отстаивания оппозиционных точек зрения развернулся процесс пересмотра, коррекции и критики исходных методологических и теоретических принципов, категорий, понятий психологической науки. Казалось, это должно было бы привести к разработке принципиально новых подходов и концепций в области методологии психологических исследований. Прошли “круглые столы”, посвященные обсуждению вопросов значения марксизма в психологии, возможностям гуманистической парадигмы и ограничениям естественнонаучной ориентации в изучении человека; был опубликован ряд проблемных статей на тему о нетрадиционных и даже новаторских подходах в изучении психических явлений. Безусловно, наличие самой возможности высказывания и обсуждения тех проблем, которые несколько лет назад считались запретными и не могли выступать предметом дискуссий или анализа, является и важным источником развития и наиболее значительным достижением современной психологии в России.
Таким образом , видим, что психология всегда оказывала значительное влияние на работу Российских научных обществ, определяя ход их дальнейших исследований ,дискуссий и разработок. Однако и научные общества, в свою очередь влияли на развитие тех или иных отраслей и направлений психологии.
Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 837;