Хронология добычи и производства драгоценных камне и их синтетических аналогов
Материал | Место и время добычи и производства |
Алмаз природный Алмаз синтетический | Индия /до н.э./, Бразилия /XVI в./, Россия /первая треть XIX в./, ЮАР /последняя треть XIX в./, СССР /середина XX в./, Австралия /последняя треть XXв./ США, Швеция, ЮАР, СССР /Середина XX в./ |
Изумруд природный Изумруд синтетический | Индия /до н.э./, Колумбия /середина XVI в./, Россия /первая треть XIX в./, ЮАР /первая треть XX в./, Зимбабве, Мозамбик, Танзания, Замбия /середина XX в./ Германия /первая треть XX в./, США, Франция, Австрия, Япония /середина XX в./, СССР /последняя треть XX в./ |
Рубин природный Рубин синтетический | Бирма, Цейлон /до н.э./, Тайланд /последняя треть XIX в./, Танзания, Тайганьика, Кения /середина XX в./, СССР /конец XX в./ Франция, Швейцария /конец XIX – начало XX вв./, СССР /первая треть XX в./, США, Франция, Швейцария /середина XX в./ - производство гидротермальных и звездчатых рубинов |
Сапфир природный Сапфир синтетический | Индия /до н.э./, Австралия /первая треть XIX в./, Тайланд /середина XIX в./ Швейцария /первая треть XX в./, СССР /середина XX в./ - производство звездчатых сапфиров |
Жемчуг природный Жемчуг культивированный | Ближний и дальний Восток, Центральная Америка / до н.э /, Россия /VIII-XIII вв./, Западная Европа /XIV-XV в./ Япония, Китай /конец XIX в./, Бирма, Филлипины, Автралия /середина XXв. |
3.2.3. Стоимостная оценка
Стоимостная оценка как бы подводит итог предыдущим этапам исследования изделий и поэтому она включает в себя стоимость драгоценных материалов (металлов и камней), техническую сложность работы, закрепку вставок и оценку художественно-исторический особенностей.
Предварительную оценку стоимости отобранных музейных ценностей проводят геммологи, исходя из существующей нормативной документации (прейскурантов, методических разработок, каталогов), а также используя шкалы цен, выработанные практикой работы закупочных комиссий Минкульта СССР, центральных музеев, антикварных магазинов и т.д.
Современные отечественные изделия оцениваются по «Розничному прейскуранту № 108-81», Утвержденному Госкомцен СССР от 4 августа 1981 г., «Методике для комиссионных магазинов Главювелирторга», утвержденной Минторгом РСФСР от 15.03.82 и «Указаниями о порядке определения оптовых и розничных цен на ювелирные изделия со вставками из драгоценных камней», утверждением Госкомцен СССР от 4 августа 1981 г.
Например, стоимость золотого кольца 583о с элементами скани и тремя бриллиантами (один из которых имеет сколы) следующих характеристик (по форме, количеству граней, размерности, цвету, дефектности и массе):
Кр 57 до 0,20 -3/4 А – 0,09 кар.
Кр 57 до 0,20 -3/4 А – 40 % - 0,08 кар.
Кр 57 до 0,20 -3/5 А – 0,07 кар.
и общей массой 10,90 грамм будет определяться из стоимости:
золота 4550 х 10,85 г = 493 р. 67 к.
бриллиантов 4120 р. х 0,09 кар. = 370 р. 00 к.
4120 р. – 40 % х 0,08 кар. = 197 р. 76 к.
3600 р. х 0,07 кар. = 252 р. 00 к.
закрепки 450 х 3 = 13 р. 50 к.
сложности работы 2 категории = 50 р.
_____________________________________________
Итого: 1376 руб. 93 коп.
Современные изделия иностранного производства также оцениваются исходя из действующих отечественных прейскурантов. Однако, если изделие обладает художественными достоинствами (в виде ручной обработки, филиграни и др.), то комиссия может ввести надбавку к стоимости до 30 %.
Культовые изделия, представляющие историко-художественную ценность, могут оцениваться согласно «Методической инструкции Минкульта СССР» от 10.03.62 г. Так, тарелочка из металла Ø 10-15 см, выполненная
в XVII в. оценивалась в 250-300 руб.
в XVIII в. -’’- в 100-150 руб.
в 1-й половине XIX в. -’’- в 40-80 руб.
в 2-й половине XIX в. -’’- в 20-30 руб.
в начале XX в. -’’- в 10-15 руб.
Ковш размером в 5-10 см, выполненный
в XVII в. оценивался в 150-200 руб.
в XVIII в. -’’- в 50-100 руб.
в 1-й половине XIX в. -’’- в 30-50 руб.
в 2-й половине XIX в. -’’- в 15-30 руб.
в начале XX в. -’’- в 10-15 руб.
Естественно, что по сравнению с 1962 годом цены существенно изменились и должны быть сегодня скорректированы.
При оценке часто встречаемых памятников мелкой пластики (литые образки, складни, кресты и т.п.) ориентировочными ценами следует пользоваться как отправными. Наличие в изделии разноцветных эмалей предусматривает повышение цены (в зависимости от количества эмали) на 30-50%.
Например, стоимость одного ажурного кольца 583о пробы с одним природным сапфиром, с элементами филиграни, эмалью, ручной работы, дореволюционного производства, общей массой 7,2 гр. будет складываться из:
стоимости золота – 7,0 гр. х 4550 = 318 руб. 50 коп.
стоимость сапфира – 0.2 гр. х 280 руб. (за 1 гр.) = 56 руб. 00 коп.
стоимость закрепки сапфира 1 х 450 = 4 руб. 50 коп.
сложности работы IV катег. – 80 руб.
и надбавки в 50% за художественное исполнение (наличие эмали) –
- 229 руб. 50 коп.
_________________________________________
Итого: 668 руб. 50 коп.
Стоимость коллекционных монет определяется целым рядом факторов и не находится в прямой зависимости от степени редкости. Например, редкая серебряная монета может стоить дешевле совсем не редкой золотой; редкая серебряная монета малого номинала может стоить дешевле менее редкой серебряной монеты крупного номинала и т.д.
Если степень редкости изменятся достаточно медленно и равномерно для всей массы коллекционных монет, то их стоимость претерпевает весьма быстрые изменения, причем стоимость различных групп может меняться по-разному. поэтому при определении стоимости коллекционных монет следует учитывать конъюнктурные особенности мирового рынка и иметь саамы последние нумизматические каталоги и ценники.
При оценке музейных ценностей, выполненных из драгоценных металлов и драгоценных камней, необходимо учитывать тот факт, что их стоимость повсеместно в мире и довольно быстро повышается. Так, например, стоимость на западном рынке одного карата высокого качества алмаза, изумруда, сапфира и рубина за период с 1970 по 1983 год повысилась 275, 350, 715 и 1160% соответственно, а стоимость золота только за ХХ век увеличилась на 2110%
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 890;