Основные диагностические свойства драгоценных камней

Свойства   Мате риал формула Сингония, параметры решетки в А Цвет Оптический характер, двупреломление Показатель преломления Относит. Отражат. Способн. Плотность Твердость
г/см3 По Моосу Микротверд кг/см3
Алмаз С Кубическая d=3,5595 Бесцвет. Цветной Изотропен 2,417 90-110 3,47-3,56 93157-98468
Рубин Al2O3 Тригональн. а0=4,751 Красный Анизотропент 0,008 1,759-1,780 39-44 3,99-4,01 1800-2100
Сапфир Al2O3 Тригональн. а0=4,751 С0=12,97 Синий Анизотропен 0,008 1,759-1,780 39-44 3,99-4,01 1800-2100
Изумруд Be3Al2Si6O18 Гексональная а0=9,21 С0=9,17 Зеленый Анизотропен 0,006-0,008 1,56-1,59 23-28 2,63-2,91 7,5-8  
Жемчуг CaCO3 Ромбическая а0=4,94 В0=7,94 С0=5,72 Белый, розовый, желтоватый, зеленоватый, черный - 1,53-1,69 - 2,60-2,78 2,5-4,5  

 

Начиная с лидийской цивилизации драгоценные металлы, а затем и драгоценные камни, обнаружив свою уникальность техническую полезность, стали широко применяться в экономике (в качестве денежных знаков), медицине, алхимии, а затем и в других областях науки и техники. Сегодня основной объем драгоценных материалов идет на нужды промышленности, обеспечивая ей высокие темпы развития, качество и надежность предметов производства. Считается, что если исключить из сферы промышленного производства США только технические алмазы, то ее промышленный потенциал упадет в два раза, а если исключить еще драгоценные металлы?! Одним словом, значение драгоценных материалов для развития современной техники трудно переоценить. И поэтому знание областей применения драгоценных материалов и конкретных видов технических изделий, изготавливаемых из них, представляется очень важным аспектом в эрудиции современного эксперта-геммолога.

В частности, он должен знать, что с внедрения синтетического рубина в часовую промышленность в начале ХХ века начался технический период развития прикладной отрасли геммологи. Широкое применение во 2-ой половине ХХ века синтетического рубина и лейкосапфира в квантовой- и микроэлектронике стимулировало создание новых и модернизацию существующих способов выращивания монокристаллов с более высоким структурным совершенством, а затем – разработку теоретических основ, методики, аппаратуры и технологии изготовления, контроля и изучения уникальных монокристаллических элементов.

Получение в конце ХХ в синтетических рубинов и сапфиров, практически не отличимых от природных, корундов с разнообразной цветовой гаммой, произвело истинную революцию в ювелирной промышленности и привело к необходимости интенсивного развития геммологической экспертизы.

Постоянно высокие цены на ювелирные и инвестиционные рубины и сапфиры, до сих пор способствуют поиску и разведке новых рудопроявлений и рациональной эксплуатации существующих месторождений.

Определение уровня технического исполнения изделия может способствовать установлению времени и места изготовления изделия, а также свидетельство о мастерстве художника, знании им своего ремесла, владений той или иной техники исполнения. Однако, по мнению Бреполя: «Виртуозность исполнения еще не гарантирует создания художественного произведения. С другой стороны, невозможно техническое бессилие компенсировать оригинальностью художественного замысла. Всегда мастерство служит основой для творчества. Овладение техникой дает толчок творческой фантазии, в то же время творческий поиск может породить оригинальные технические приемы». Многовековая история ювелирного искусства подтверждает это положение.

В истории развития каждой техники (ковки, чеканки, литья, гравировки, наводки, насечки, зерни, скани, чернения, золочения и т.д.) отмечались породы расцвета и упадка, а тесная взаимосвязь с тем или иным господствующим художественным стилем. Например, чеканка достигла наивысшего развития в Германии, Франции и Италии в период возрождения, а в Нидерландах расцвела во время барокко (XII в.). Гравировка имела два пика взлета: в XII-XVI вв. И в XVII-XVIII вв. Зернь а Европе была особенно популярна в средние века и во времена барокко. Чернение особого совершенства достигло в России в XVI в. и т.д.

С развитием материальной культуры совершенствовались технические средства и технологические приемы обработки металла и изготовления изделий. Гравировку машинным способом начали проводить с конца XVIII в., осуществляя так называемую технику гильоширования. В технике литья со второй половины XIX в. стали применяться гальванопластические отливки, впервые разработанные русским ученым Якоби в 1837 г.. Метод гальванического золочения также был разработан в середине XIX в. и т.д.

 

Таблица №6

 

Свойства     Металл Время открытия Кристаллическая структура, параметры решетки в А Цвет Плотность г/см3 при 20о С Коэффициент отраения в % λ500 нм Температуро-проводность 104 мг/с Уд. Электропроводность 100 м8 /гм*с Твердость
По Моосу Микротверд МПа
Серебро до н.э. Ag ГЦК, 4,08 Белый 10,50 96,2 1,74 1,62 2,7
Золото до н.э. Au ГЦК, 4,07 Желтый 19,30 44,6 1,28 2,45 2,5 300-500
Платина 1750 г. Pt ГЦК, 3,92 Серовато-белый 21,45 65,5 0,25 10,81 4,3 2000-4000
Палладий 1803 г. Pd ГЦК, 3,89 Серовато-белый 12,02 - 0,25 10,841 4,8 2000-4000
Родий 1803 г. Rd ГЦК, 3,80 Белый 12,41 73,1 0,50 5,01 6,0 8000-9000
Осмий 1804 г. Os ГЦК, 2,73 Синевато-серый 22,48 62,2 0,30 12,01 7,0 -
Иридий 1804 г. Ir ГЦК, 3,84 белый 22,65 69,4 0,50 5,33 6,5

 

При установлении уровня технического исполнения изделия необходимо обращать внимание на его фон (гладкий или пунцированный), Сложность и оригинальность конструкции и качество выполнения его отдельных элементов (замков, закрепок и т.д.), на вид и качество огранки драгоценных камней.

Зная, например, хронологию развития бриллиантовой огранки алмазов в Европе можно по форме вставок примерно определить время их изготовления. В античные и средневековые времена в изделиях ювелирного и декоративно-прикладного искусства применялись, главным образом, необработанные природные кристаллы алмаза преимущественно октаэдрического габитуса, форма и вид которых иногда улучшались за счет раскалывания и подшлифовки естественных граней. Обработка остроконечной верхушки и таблитчатая огранка начались с готики и раннего Возрождения. Огранки алмазов таблицей, зеркальной формы и розой существует с эпохи Возрождения. Времена барокко и рококо характеризуется бриллиантовыми формами огранки: сначала простой (квадратной и прямоугольной), затем двойной и подушкообразной. Округлая форма бриллиантовой огранки началась с эпохи классицизма. А современные формы бриллиантовой огранки появились только с начала ХХ века.

При осмотре изделий следует обращать внимание на наличие в них эмалей. Внимательно изучать их вид, состав, цвет, прозрачность, опалесценцию и особенно технику изготовления, т.к. искусство эмалирования во все времена тесно связывало между собой ремесло, технику и творческое воплощение художественного замысла. Например, перегородчатая эмаль существовала с античного времени, в XIV-XVI вв. отмечался ее упадок, а в настоящее время имеется большое количество разнообразной техники перегородчатой эмали. Появление выемчатой эмали и соединения ее с перегородчатой эмалью, а также начало развития витражной эмали характерно для средневековья. В период Возрождения появилась объемная рельефная эмаль, живописная эмаль и гризайль. Для барокко характерны миниатюры на эмали, которые в рококо стали самостоятельным родом живописи. Классицизм характеризуется появлением эмалей по гильошировке и общим ухудшением качества эмалей за счет появления фабричной продукции. Историзм также не внес существенных успехов в эмали, кроме содержания в колорите. Зато модерн внес существенные изменения как в технологию получения эмалей, так и в ее внешний вид за счет многоцветности и яркости цветовых тонов, прозрачности, опалесценции и т.д.

 

3.3.2. Искусствоведческая оценка

Искусствоведческая оценка проводиться с целью определения художественно-исторического значения изучаемого предмета. Это наиболее сложная и ответственная часть исследования.

Изделия из драгоценных материалов имеют, как правило, разнообразные маркировочные знаки: клейма пробирных мастеров, город, дату, имя мастера, его подпись или какую-нибудь надпись. В случае отсутствия этих атрибутов, оценку изделия можно осуществить на основании данных технической оценки или используя результаты художественно-стилистического анализа. При проведении которого эксперт-геммолог должен знать периодизацию и историческую обусловленность различных художественных стилей и уметь разбираться в их внешних признаках.

При работе с ценностями исполнители могут воспользоваться следующим порядком осмотра и определения некоторых формальных качественных признаков:

1. Осмотр изделия и обнаружение маркировочных знаков (клейм, надписей, подписей).

2. Выявление характерных признаков (элементов) орнамента и декора и определение художественного стиля.

Таблица №7








Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 3166;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.