Нужен учебный
Авиация и космонавтика
27 февраля 1965 г. в небо поднялся гигантский военно‑транспортный самолет Ан‑22, способный перевозить до 80 т полезной нагрузки. Летом того же года самолет впервые был продемонстрирован на международном авиасалоне в Ле Бурже, где был назван «русским чудом». А вскоре Ан‑22 заявил о себе целой серией рекордов дальности и грузоподъемности. Так, в 1967 г. экипаж И.Е. Давыдова в одном полете установил 15 мировых рекордов. Среди них был и такой: самолет поднял на высоту 8 км груз массой 100,5 т!
Ан‑22 выпускался серийно до 1976 г. Было построено 66 самолетов. Несколько машин продолжают эксплуатироваться и в настоящее время.
История «Черной акулы» глазами создателей. Рождение «Аллигатора»
Нужен учебный
Несмотря на активное противодействие конкурентов и консерваторов концепция одноместного противотанкового вертолета получила право на жизнь. «Черная Акула» доказала правоту своих создателей и вполне могла бы заменить Ми‑24. К середине 1980‑х гг., когда судьба тендера казалась решенной, Минобороны озадачилось новой проблемой: а как учить будущих пилотов Ка‑50? На тот момент легкого вертолета сосной схемы с газотурбинными двигателями просто не существовало, а Ка‑226 был еще в разработке. Летный состав в Сызранском и Уфимском училищах первые шаги в небо делал на Ми‑2, а то и на Ми‑8Т. Только на выпускном курсе тем, кому судьбой было предначертано попасть на флот, осваивал Ка‑27. Для будущих пилотов «Крокодилов» с 1971 г. выпускалась учебная модификация Ми‑24У, а с 1980 г. – Ми‑24ДУ, но управление «двадцать четверкой» нисколько не походило на «Черную Акулу».
В этой ситуации Заказчику срочно потребовалась учебно‑боевая машина. Как обычно, срочно и с минимальными переделками. Поэтому в 1985 г. было подготовлено техническое задание, разосланное как в ВНТК имени Камова, так и в ЦАГИ. Наиболее простым методом получения учебно‑боевого варианта, получившего наименование В‑80УБ, «науке» на тот момент показалась установка второй кабины путем пристыковки ее впереди существующей кабины. Такой подход ранее встречался при проектировании, например у МиГ‑25. Но в этот раз идеологи минимизаций затрат явно не учли особенностей конструкции вертолета.
Однако задание есть задание, на которое выделялись средства, а ход выполнения которого контролировался всеми уполномоченными – от представительства Заказчика на ВНТК имени Камова до отдела оборонных отраслей промышленности ЦК КПСС. Генеральный конструктор С.В. Михеев, получив приказ, душой был против прямолинейной реализации учебно‑боевой «Черной акулы». Тем более что загрузка КБ была в тот момент почти запредельная. И тема В‑80УБ фактически перешла в разряд второстепенных.
Сергей Викторович в качестве ответственного за тему В‑80УБ назначил заместителя главного конструктора Вячеслава Крыгина, бывшего тогда начальником КБ. Непосредственную проработку конструкции вел Отдел технического проектирования (ОТП) под руководством В.И.Дорина. Разработчикам учебно‑боевой машины удалось найти ряд нестандартных решений, позволявших сохранить центровку, обеспечить требуемый по ОТТ ВВС обзор из обеих кабин, безопасность пилотирования. В частности, передняя стойка шасси «потеряла» механизм уборки, прилично «сбросив» в весе. Но «убэшка» явно не получалась. На фоне «Черной Акулы» она казалась явно «гадким утенком», которому в отличие от персонажа сказки Андерсена, не было суждено превратиться в красавца‑лебедя.
С.В.Михеев с явным неудовольствием наблюдал за получавшейся конструкцией, но отказаться от выполнения ОКР не мог. Работа шла в соответствии с утвержденными планами. Был даже построен макет. К сожалению, никто из участников проектирования В‑80УБ в настоящий момент не может сказать, на каком этапе ОКР были свернуты. По идее, в соответствии с нормативными документами, должна была состояться Макетная комиссия. Но вот об этом факте никто не помнит. Возможно, «в связи с изменившимися обстоятельствами», под которыми следует понимать организацию очередного тура «бесконечного конкурса», работы по учебно‑боевой модификации «Черной Акулы» были приостановлены приказом Минобороны СССР и МАП во избежание «необоснованных затрат» на случай принятия на вооружение Ми‑28.
Как бы то ни было, но тема В‑80УБ была закрыта. Скорее всего, к счастью для дальнейшей судьбы Ка‑50, которому предстояло в изменившихся условиях превратиться в настоящий разведывательно‑ударный комплекс Ка‑52. Но это случилось почти через 10 лет и, к сожалению, в другой стране.
Дата добавления: 2015-05-08; просмотров: 578;