Монтаньяр
МОНТАНЬЯР— французский старинный массовый танец, исполняющийся в сопровождении волынки и двух труб. В нем участвовали не менее восьми пар, которые располагались колонной. Музыкальный размер 3/8, темп умеренно-подвижный.
Гавот
ГАВОТ(от прованс. gavoto, букв.— танец гавотов, жителей области Овернь во Франции) — старинный французский народный танец. Отличительные черты — умеренный темп движения, четный размер 4/4 или 2/2, начало с затакта в две доли, фразы объемом в 4 такта и четкая ритмическая пульсация. Длительности менее «восьмой» в гавоте обычно не встречаются. Форма — нередко трехчастная; 2-я часть более простого строения, иногда ее образует мюзет пасторального характера (часто основана на характерном волыночном басу). Музыка гавота светлая, изящная, порой с наивно-пасторальным, иногда и с торжественным оттенком.
Гавот известен с XVI века. Вначале был хороводным танцем, являющимся, по сути, видоизмененным бранлем. Исполняли его легко, грациозно, под народные песни и волынку. В XVI веке не получил широкого распространения и вскоре был забыт. Однако на рубеже XVII— XVIII веков возрождается и быстро становится популярным.
Став придворным танцем Франции, гавот существенно изменил первоначальный характер. Теперь это галантный, жеманный и манерный танец — стиль рококо в хореографии. Усложняется и сам танцевальный язык: легкие скользящие движения сочетались с изысканными реверансами, изящными вычурными позами, движений рук отличались большой танцевальностью. Современники отмечали, что гавот походит на маленький балетный спектакль для двух исполнителей. Все это способствовало распространению его и в других европейских странах.
В XVIII веке гавот входит в инструментальные сочинения крупной формы, становится постоянной составной частью танцевальной инструментальной сюиты, где обычно следует за сарабандой, изредка предваряет ее (сюиты Баха, Генделя и др.). Широко представлен он в балетах и операх Люлли, Рамо, Глюка.
Как придворный бальный танец вышел из употребления около 1830 года, но сохранился в провинции и деревнях (особенно в Бретани). В музыке XIX—XX веков высокохудожественные образцы жанра создавали Григ, Чайковский, Глазунов, Прокофьев.
Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.
— Оперы и балеты Люлли, Рамо
— Григ
— ЧайковскийСюита для симфонического оркестра
— Глазунов«Испытание Дамиса»
— ПрокофьевФортепианные пьесы, «Классическая симфония», «Ромео и Джульетта», «Золушка»
Мюзет
МЮЗЕТ(франц. musette — волынка, от старофранц. muse — дудка) — старинный французский народный танец, родственный гавоту. Отличительные черты: пасторальный характер; музыкальный размер 2/4, 6/4, 6/8; темп быстрый. Исполнялся под аккомпанемент мюзета (род волынки) — отсюда и название.
Стилизованные образцы жанра с характерным волыночным органным пунктом часто встречаются в операх, балетах и клавирной музыке французских композиторов XVIII века. Также встречается в увертюре к «Альчине» Генделя, в опере «Бастьен и Бастьенна» Моцарта, в английских сюитах Баха, позднее в произведениях Глазунова, Равеля и др.
Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.
— ГендельУвертюра к опере «Альчина»
— МоцартОпера «Бастьен и Бастьенна»
Дата добавления: 2015-04-29; просмотров: 1751;