Тамбурин
ТАМБУРИН— оживленный танец провансальского происхождения в 2-дольном размере (2/2, 2/4). Его название связано с использованием в качестве сопровождающего инструмента тамбурина (род барабана небольшого размера в форме вытянутого цилиндра). Мелодия тамбурина звучала на фоне повторяющихся в басу звуков. Обычным было последование танца сначала в мажоре, затем в миноре, в конце — повторение мажорной части.
Наибольшее распространение тамбурин получил во Франции в XVIII веке, но уже с XVII века нередко вводился в оперы (А. Кампра, Рамо, А. Гретри), использовался в различных жанрах инструментальной музыки. Изредка встречается в современных сочинениях неоклассического стиля (Э. Патлаенко «Ренессанс-сюита» для камерного оркестра).
Примеры: — Оперы и балеты А. Кампра, Рамо, А. Гретри, Рамо
Менуэт
МЕНУЭТ(от menu — маленький, мелкий; menu pas — маленький шаг) — старинный французский народный танец в умеренном темпе и 3-дольном размере. Предшественник менуэта — амене, который, в свою очередь, произошел от хороводного танца крестьян провинции Пуату (т. н. бранля Пуату). Как и многие другие танцы, возникшие в народе, в своей первоначальной форме был связан с песнями и бытовым укладом данной местности.
Около 1650 года при Людовике XIV стал популярнейшим придворным танцем («король танцев и танец королей» — так о нем говорили), а затем распространился по всей Европе, в том числе в России (где его танцевали на ассамблеях Петра I).
Основной чертой исполнения менуэта, который толковался даже как танцевальное объяснение в любви, являлась чрезвычайная церемонность, чопорность и торжественность. Обучались менуэту долго, так как очень трудно давалась манера исполнения. «Кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо», — так резюмирует общество свое отношение к менуэту на рубеже XVIII века. Размеренные, маленькие шаги (pas menu) соединялись с плавными приседаниями, перемежаясь чопорными реверансами. Руки, согнутые в локтях, с манерно приподнятыми кистями, подтянутый корпус, приподнятая голова, строго выдержанные позы придавали менуэту красоту и торжественность. По окончании танца одной парой ее сменяла следующая, причем исполнители располагались строго по рангам. Рисунок менуэта варьировался в плавных, закругленных линиях в виде буквы S, цифр 2 и 8, а также буквы Z.
По своей форме и содержанию отвечал придворно-аристократическому стилю XVII — XVIII веков, что подтверждают свидетельства современников. «Вообще танец этот … скучный, вычурный, лишенный огня и свободы движений, он своей салонной жантильностью как нельзя лучше характеризует искусственные церемонно-приторные нравы светского общества прошлого столетия» (В. Михневич «Исторические этюды русской жизни», 1882). «Танцующих бывало немного, потому что менуэт был танец примудреный: поминутно то и дело что или присядь, или поклонись, и то осторожно, а иначе, пожалуй, или с кем-нибудь лбом стукнешься, или толкнешь в спину; мало этого, береги свой хвост, чтобы его не оборвали, и смотри, чтобы самой не попасть в чужой хвост и не запутаться» («Рассказы бабушки» — «Русский вестник», М., 1878). В опере «Дон Жуан» Моцарта 3-дольный менуэт выступает как образец аристократического танца, противопоставленный 2-дольному простонародному контрдансу.
В XVIII веке стиль и характер менуэта видоизменялись: знаменитые танцмейстеры сочиняли новые па (balance-menuet, различные виды шагов), темп исполнения ускорялся, танец становился еще более изысканным и манерным.
Менуэт оставался самым популярным танцем в среде европейской аристократии вплоть до конца XVIII века, как выражение «галантности, грации и изящества» движений человечества тела, освобожденного от тяжелых одежд феодальных времен. В эпоху французской революции теряет свою популярность, на смену ему приходят другие, более простые и общедоступные танцевальные формы.
Классические образцы менуэта создали многие композиторы XVII — XVIII веков (первый из них — Люлли, 1653). Они вводили его в оперы, балеты (Люлли), в сюиты (Муффат, Пахельбель, Фишер). Как самостоятельная инструментальная форма менуэт первоначально был 2-частен (Люлли, Рамо, Куперен, Гендель), в процессе усложнения формы возникли и 3-частные композиции (сюиты Баха, Генделя).
Менуэт — единственный старинный танец, сохранивший свое значение и в эпоху классицизма. Им завершались многие итальянские оперные увертюры и симфонические циклы 1-й половины XVIII века (Дж. Б. Саммартини, Скарлатти). Примерно с 1770 года (в симфониях композиторов Мангеймской школы и у венских классиков) структура, состоящая из менуэта, трио и повторения менуэта da capo, прочно утвердилась в качестве предпоследней части сонатно-симфонического цикла. В произведениях Гайдна часто приобретает юмористическую окраску, сближаясь по характеру с народным танцем, у Моцарта и Бетховена — более лирический характер, иногда заменяя медленную часть.
В музыке XIX—XX веков менуэт как инструментальная форма используется редко, часто ассоциируясь с наследием барокко и «галантного века».
Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.
— Оперы и балеты Люлли, Рамо
— ГендельУвертюра к оратории «Самсон»
— Симфонические циклы композиторов Мангеймской школы, венских классиков (Гайдн, Моцарт, Бетховен)
— Сонаты Гайдна, Моцарта, Бетховена
— ШубертСимфония № 1
— Мендельсон«Итальянская симфония»
— БизеСюиты № 1 и № 2 «Арлезианка»
— Дебюсси«Бергамасская сюита»
— Равель«Менуэт на имя Гайдна»; «Античный менуэт»; фп. цикл «Гробница Куперена»
— Чайковский«Моцартиана»; фп. пьесы соч. 51
— ТанеевРоманс «Менуэт»
— ПрокофьевФп. цикл соч. 32; «Ромео и Джульетта» (танец Джульетты и Париса)
— Глиэр«Медный всадник» 3 картина № 6 «сбор гостей на ассамблею»
Паспье
ПАСПЬЕ(франц. passe-pied) — старинный французский танец, возникший, по-видимому, в северной Бретани. Известен со 2-й половины XVI века. В народном быту это был динамичный танец, музыка которого исполнялась на волынке или пелась. С 60-х годов XVII века стал придворным танцем. Музыкальный размер придворного паспье 3/4, 3/8 или 6/8, начало с затакта, преобладает движение восьмыми и шестнадцатыми длительностями. Танец многочастен, каждая часть многократно повторяется, последняя — обычно минорная.
По существу представлял собой разновидность менуэта, но исполнялся в более быстром темпе. Включал множество мелких, подчеркнуто ритмичных движений. Во время танца кавалер должен был с необыкновенной легкостью снимать и одевать шляпу в такт музыке.
К середине XVIII века паспье как бальный танец вышел из употребления. Включался в инструментальную сюиту между основными ее танцевальными частями (обычно между сарабандой и жигой) Ф. Купереном, Телеманом, Бахом и др. Также фигурировал пасторальных сценах многих опер и балетов композиторов 2-й половины XVII—XVIII века (А. Кампра, Рамо, Глюк и др.).
Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, Телемана, французских клавесинистов и др.
— Балетная и оперная музыка Кампра, Рамо, Глюка
— Прокофьев«Золушка» № 21
Лур
ЛУР(лура) (от франц. loure — одно из названий волынки) — французский народный танец, имевший распространение среди крестьян Нормандии. Исполнялся под аккомпанемент музыкального инструмента лур — отсюда название. Размер 3/4 или 6/4. Движение медленное, плавное. Для лура характерны пунктирные ритмы, синкопы, затакт из двух нот — короткой и длинной (например, восьмой и четвертной). Напоминает медленную разновидность жиги.
В конце XVII—начале XVIII века французские композиторы и балетмейстеры вводили лур в оперу и балет (часто в качестве антре, а также массового танца кордебалета). В XVIII веке входит также в инструментальную сюиту (Бах — «Французская сюита» № 5, Партита Ми мажор для скрипки соло; Кирнбергер и др.).
Дата добавления: 2015-04-29; просмотров: 2439;