Лендлер
ЛЕНДЛЕР— народный парный круговой танец, распространенный в Австрии (особенно в Штирии), Южной Германии (Баварии) и Швейцарии. Слово «лендлер» часто переводят как «деревенский танец» (от нем. Land — сельская местность, деревня), что вполне соответствует его происхождению и бытованию, однако, скорее всего, оно связано с названием альпийской местности в Австрии — Ландль (Landl).
Под названием «лендлер» объединялись многие разновидности народных австрийских и немецких танцев, известных по хореографическим описаниям с XVI века. Они отличались друг от друга танцевальным рисунком и инструментальным сопровождением (две скрипки, две скрипки и бас, духовой ансамбль), а также имели различные названия. Например, одна из разновидностей лендлера (Oberlandaer) характеризуется переменным размером (2/4 — 3/4).
В целом же для музыкального сопровождения этого танца типичен музыкальный размер 3/4 или 3/8, умеренный темп, простая песенная мелодия, форма — простая 2-частная репризная (два 8-тактных периода с повторением каждого), аккомпанемент — бас (на первую долю) и два аккорда (на 2-ю и 3-ю доли).
В XVII—XVIII веках лендлер — хороводный танец, исполнявшийся на открытом воздухе. Для него были типичны широкие и свободные движения: скользящий шаг и повороты, вращение партнерши, притопывания партнера, одновременное кружение обоих партнеров в разных направлениях. Интересно, что долгое время подобные танцы подвергались гонению со стороны церкви и представителей власти, близость танцующих и соединение рук в лендлере объявлялись безнравственными. В некоторых областях Германии вращательные танцы разрешались только на свадьбах, причем под наблюдением представителей власти, которые могли остановить танец и прекратить веселье. Мужчину, «самовольно» кружившего девушку, ожидал штраф, а то и тюремное заключение.
Тем не менее, в народной среде лендлер не теряет своей популярности и постепенно проникает в бальные залы, становясь более изящным и оживленным по характеру. Такой более поздний вид лендлера является предшественником вальса.
В профессиональной музыке 1-е образцы жанра можно встретить уже в XVII веке. Например, в рукописях балетов главного сочинителя музыки при венском дворе и превосходного скрипача И. Г. Шмельцера под нейтральным заглавием инструментальных арий. С явно выраженным лендлером мы встречаемся уже в опере Мартини-й-Солера «Cosa rara» известной также как «Лилла, или красота и добродетель»), впервые поставленной в Вене в 1786 году. В том же характере написаны крестьянский танец в «Дон Жуане» Моцарта и значительно более поздний «мужицкий» танец в опере Вебера «Вольный стрелок». Однако, ритмы и мелодии лендлера постепенно проникают не только в театральную, но и в так называемую «чистую» инструментальную музыку.
Во 2-й половине XVIII века благодаря композиторам венской классической школы, в произведениях которых лендлер фигурирует под названием «немецкий танец», он приобретает европейскую известность. Кроме того, у Гайдна и Моцарта все более народный, лендлерообразный характер приобретает 3 часть (менуэт) симфонических циклов.
Широко представлен лендлер и в творчестве Шуберта (часто под тем же названием, что и у венских классиков — «немецкий танец»). Для его лендлеров характерны распевы по звукам аккордов, что связано, очевидно, с практикой пения при исполнении некоторых разновидностей. В сериях шубертовских танцев наметился переход от энергичного, бодрого лендлера с акцентированием сильной доли в басу к более лиричному, плавному, гибкому по мелодическому рисунку вальсу XIX века.
В музыке XIX—XX веков темы в характере лендлера встречаются у многих австрийских и немецких композиторов (Малер, Берг и др.).
Примеры:
— ГайднСимфонии; «Немецкие танцы» для оркестра
— Моцарт6 лендлеров для 2-х скрипок и баса; крестьянский танец из оперы «Дон Жуан»; симфонии
— ШубертЛендлеры
— Вебер«Вольный стрелок»
— ШуманНекоторые миниатюры из цикла «Бабочки»
— А. Брукнер, Г. МалерПретворение жанровых черт лендлера в симфонических произведениях (например, 2-я часть 1-й симфонии Малера)
— БергСкрипичный концерт
Дойче
ДОЙЧЕ(deutsche — немецкий) — примерно с 1760 года этим словом обозначался 3-дольный парный танец, родственный лендлеру. Циклы дойче есть у Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта. Этот же танец был известен и под итальянским названием тедеска(от [danza] tedesca — немецкий [танец]).
Дата добавления: 2015-04-29; просмотров: 2787;