Сарабанда
САРАБАНДА— старинный испанский танец, известный с XVI века. Ранние испанские документы свидетельствуют также о связи сарабанды с латиноамериканским (в частности, мексиканским) танцевальным фольклором.
Этимология названия не установлена. Одни исследователи утверждают, что оно происходит от названия инструмента, служившего аккомпанементом при пении. Другие считают первоисточником еврейское слово Zara, что означает «ходить кружась», третьи — словосочетание sacra banda — церковный обряд в Испании, род крестного хода в страстную пятницу вокруг плащаницы. Единого мнения по поводу возникновения этого танца нет. Вероятно также, что сарабанда происходит от одного из видов танца урожая, распространенного в Андалусии с XI века.
Ранние формы сарабанды, очевидно, различались по образному строю и характеру. Поначалу это был народный танец живого, озорного, темпераментного характера, аккомпанементом которому служили кастаньеты, гитара, удары барабана. Его исполняли только женщины под песни, считавшиеся неприличными. «Танец-песня sarabanda, писали о нем современники, — неприличен по словам и отвратителен по движениям». Из дошедших до нашего времени источников можно узнать, что в 1583 году за исполнение его иезуиты изгоняли девушек из королевства, а мужчин, наказав 200-ми ударов плетьми, отдавали на 6 лет на галеры. Несколько позднее — уже в XVII в. — доносятся известия из Италии: «Горе нечестивцу, насадившему у нас этот варварский танец». У себя на родине сарабанда была запрещена Кастильским советом в 1630 году, попав в разряд непристойных танцев.
Но все же, несмотря на запрет, сарабанда постепенно становится одним из популярных придворных танцев в Испании и приобретает торжественный, величавый характер. За пределы Испании попадает во 2-й четверти XVII века. Здесь она становится сольным парным танцем с более спокойным ритмом. В Париже сарабанду впервые исполняли на балу, данном Людовиком XIV в честь свадьбы герцога Бурбонского. Характер ее, по свидетельству очевидцев, был чопорный, медлительный. В Англии бытовал преимущественно быстрый тип танца, в немецких источниках того же периода содержатся обе ее разновидности.
Известный балетмейстер и педагог Карло Блазис в одном из своих трудов дает краткое описание сарабанды: «В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой он неравнодушен. Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец, благородный, мерный, впрочем, важность этого танца нисколько не мешает удовольствию, а скромность придает ему еще больше грациозности; взоры всех с удовольствием следят за танцующими, которые исполняют различные фигуры, выражают своим движением все фазисы любви».
Впоследствии сарабанда стала также применяться во время торжественных погребений при отдании посмертных почестей усопшему (чем соответствует похоронному маршу XIX века).
Первый печатный образец сарабанды содержится в сборнике 1606 г. В 1612 году М. Преториус опубликовал большое число сарабанд в сб. инструментальных пьес «Терпсихора». В источниках танец нередко фигурирует наряду с чаконой и сегидильей.
С середины XVII века становится постоянной частью инструментальной танцевальной сюиты (в которой она занимает место перед заключительной жигой) и номером в опере и балете (Люлли «Триумф любви» и др.). Это способствовало кристаллизации ее жанровых признаков — медленный танец-шествие торжественно-сосредоточенного, скорбного характера, 3-дольный метр (3/4 или 3/2), акцент на второй доле такта.
Наивысшими достижениями в этом жанре являются сарабанды из инструментальных сюит Генделя и Баха.
В XX веке образцы танца встречаются в инструментальных произведениях ряда композиторов, в творчестве которых заметны неоклассические тенденции (сюита «Pour le piano», 1901; «Образы», 1905 Дебюсси; балет «Агон» Стравинского, 1957), а также в балетах (Асафьев «Пламя Парижа»).
Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.
— ДебюссиСюита «Pour le piano», цикл «Образы»
— СтравинскийБалет «Агон»
— Глазунов«Испытание Дамиса»
— Асафьев«Пламя Парижа» № 9
Жига
ЖИГА— быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, до сих пор сохранившийся в Ирландии. Исполнялся под аккомпанемент старинной скрипки, которую за необычайно выпуклую форму прозвали «жига» — окорок. На Британских островах известен с XV века (родственные формы — хорнпайп, рант, рил). Первоначально жига была парным танцем; среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца комического характера. Вскоре проникла и в профессиональную музыку. Пьесы под этим названием встречаются в английских вёрджинальных и лютневых сборниках XVI века.
В XVII веке стала популярным салонным танцем во многих странах Западной Европы. Также вошла в качестве заключительной части в состав барочной инструментальной сюиты. При этом развитие ее шло различными путями.
Во французской лютневой музыке XVII века получила распространение жига в 4-дольном размере с одноголосным началом и гомофонным или имитационным продолжением.
Во французской клавирной сюите представлен в основном иной тип жиги — в умеренно-быстром темпе и размерах 3/4, 6/4, 6/8, 3/8 (Ш. Шамбоньер, Л. Куперен, Ж. д’ Англебер). Пунктирная ритмика и полифонизированная фактура сближали этот тип жиги с французскими танцами лур и канари (жиги подобного рода встречаются и в балетах Люлли).
В итальянской скрипичной музыке середины XVII века жига характеризуется господством гомофонного склада, более сглаженным, триольным ритмом и широким применением фигураций. Преобладали размеры 6/8, 9/8, 12/8, в отдельных случаях — 4/4 с триолями. Темп еще более ускорился (vivace, presto).
Немецкая жига складывалась под воздействием французского и итальянского видов. Характерная разновидность немецкой жиги — так называемая фугированная жига, сформировавшаяся в творчестве И. Я. Фробергера. Ее отличают фугированная разработка темы и введение 2-й части, построенной на обращении основной темы.
Хотя различные типы жиг сосуществовали даже в творчестве одного композитора (например, у Баха), на рубеже XVII—XVIII веков общеевропейское значение приобретает итальянская жига (большинство жиг Генделя относится к итальянскому типу). Именно она вошла в качестве заключительной части в предклассическкие сонаты и сюиты А. Корелли, А. Вивальди, Ж. Ф. Рамо (Вивальди Соната для скрипки Ля-мажор). У Баха помимо жиг обоих типов встречаются образцы, с трудом поддающиеся классификации.
Вытесненная из европейского быта новыми танцами (менуэт, гавот и др.), жига на протяжении XVIII века постепенно утрачивает значение и в профессиональной музыке. В XX веке некоторые композиторы вновь обращаются к жанру жиги. В их числе Дебюсси («Образы», 1912), Стравинский («Концертный дуэт», 1932, септет, 1952-53), Регер (соч. 36, 42, 131с), Шёнберг (соч. 25 и 29).
Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.
— Сонаты и сюиты А. Корелли, А. Вивальди
— Дебюсси«Образы»
— Стравинский«Концертный дуэт», септет
— РегерСоч. 36, 42, 131с
— ШенбергСоч. 25 и 29
— Глиэр«Медный всадник» Жига (номер, не вошедший в редакцию ленинградской постановки и ГАБТ’а)
Рант
РАНТ(рэнт, rant) — деревенский танец типа жиги в 2-частной форме и 2-дольном размере. Был распространен в равнинной части Шотландии и в Северной Англии. Сохранившиеся музыкальные образцы относятся к XVII—XVIII веках.
Рил
РИЛ(reel) — старинный шотландский танец, до сих пор распространенный в Ирландии и Северной Америке. Размер 2-дольный (alla breve), темп очень быстрый, преобладает движение ровными восьмыми. Различные формы танца названы по количеству танцоров (тройной, четверной и т. д.). В настоящее время наиболее популярны рил для 8 танцоров и таллохский рил (Reel of Tulloch), придуманный около 1880. Более умеренная по темпу разновидность рила — стрэтспей.
Дата добавления: 2015-04-29; просмотров: 2011;