Хорнпайп
ХОРНПАЙП(от англ. horn — рог и pipe — трубка) — английский танец типа жиги. Известен с XV века, особо популярен был в XVI—XIX веках. Темп подвижный, размер 3-дольный (3/2) или 2-дольный (6/2), ритм синкопированный. После 1760 года преобладают 2-дольный размер (2/4, 4/4) и пунктирный ритм. Сопровождался игрой на хорнпайпе (древнем народном духовом муз. инструменте валлийского и шотландского происхождения), арфе и фиделе (старинном струнном смычковом инструменте). Наиболее ранний известный образец — хорнпайп Г. Астона (около 1522).
Основной тип хорнпайпа — сольный мужской танец, близкий жиге и требующий небольшого пространства для исполнения (вероятно, поэтому его считают танцем моряков). Этот тип — наиболее ранний и известен в Шотландии и особенно в Уэльсе издавна. В XVIII веке такие хорнпайпы часто исполнялись в качестве вставных номеров и в антрактах сценических произведений.
Другие типы — парный круговой танец, популярный в сельской местности в XV—XVII веках и позднее утративший свое значение, и парный country dance (сельский танец, контрданс), распространенный в конце XVII—начале XVIII века. Его размер 3/2, ритм синкопированный. Исполнялся длинными рядами танцующих. Хорнпайпы этого типа встречаются в инструментальных сюитах, в музыке к драматическим произведениям.
Существовали различные локальные (сольные и групповые) разновидности этого танца — английский, шотландский, ирландский, валлийский. Образцы содержатся в многочисленных сборниках XVIII века; хорнпайп сочиняли Пёрселл, Гендель и др.
Бурре
БУРРЕ(от франц. bourrer — набивать, колотить) — старинный французский народный танец, в основе которого лежат видоизмененные и усложненные движения бранля. Предположительно возник в провинции Овернь в середине XVI века и затем распространился по всей Франции.
Изначально был танцем дровосеков, которые, как бы уминая связку дров, периодически резко ударяли подбитыми гвоздями башмаками («сабо»). В различных областях бытовали бурре 2-дольного и 3-дольного размера с острым, часто синкопированным ритмом. Также различными были и движения танца — более или менее тяжеловесные, парные или хороводные. Аккомпанементом к бурре часто было пение самих исполнителей, игра на волынке, удары каблуками, выкрики.
Во 2-й половине XVI века проник в Париж и, постепенно преобразившись в соответствии с запросами высшего света, стал придворным танцем. Ввела его при французском дворе Маргарита Валуа (которая, по свидетельству современников, имела красивые ноги; поэтому ввела бурре, в котором подпрыгивали). К 1-й половине XVIII века бурре — один из популярных европейских танцев. В придворном быту окончательно установились характерные черты музыки танца: четный размер (alla breve), быстрый темп, четкий ритм, затакт в одну тактовую долю, часто встречается синкопа на 3-й или 7-й доле музыкальной фразы.
С середины XVII века бурре широко используется в профессиональной музыке: вводится в инструментальную сюиту в качестве предпоследней части, следующей за сарабандой; применяется в сценических произведениях (Люлли — балет «Переодетая любовь», 1664; опера «Фаэтон», 1683). В оперной музыке бурре широко использовали А. Кампра, А. Детуш, Рамо, в инструментальной — Г. Муффат, Гендель, Бах.
Во второй половине XVIII века исчезает как из бальной практики, так и из композиторской. Интерес к жанру возрождается лишь в конце XIX века в связи с неоклассицистскими тенденциями в художественном творчестве.
Примеры:
— Сюиты Баха, Генделя, Фробергера, французских клавесинистов и др.
— ЛюллиБалет «Переодетая любовь», опера «Фаэтон»
— ПрокофьевБалет «Золушка» № 22 (танец кавалеров)
— Асафьев«Пламя Парижа» № 22
Дата добавления: 2015-04-29; просмотров: 1271;