Парадигма цивилизационной вариативности
Если сформулировать вопрос «что такое цивилизация?», то количество ответов может быть очень большим. Пытаться предложить новую дефиницию – дело неблагодарное. Однако этот вопрос по-прежнему возникает, что естественно ввиду смысловой полифункциональности самой категории, специфичности контекста или исследовательской задачи.
Цивилизационная тема преподносится в современном дискурсе в самых разных смысловых построениях. Может акцентироваться например конфликтный аспект цивилизационных феноменов. Метафора «гибели цивилизаций» противостоит метафоре «цивилизационных войн».[400] меняются друг с другом маркеры «жертвы» и «агрессора». Исследовательская задача заключается в поиске конструктивистского поля существования цивилизационных систем. Конфликтному измерению существования цивилизаций можно противопоставить диалогический путь снятия конфликтности.
Именно цивилизация является наиболее интегративной общественной конструкцией. «Человек экономический», «человек социальный», «человек политический», «человек эстетический», «человек религиозный» - все эти дисциплинарно ограниченные антропологические модели деформируют образ подлинного человека. В отличие от них «человек цивилизационный» есть онтологически интегративная категория. Через понятие «цивилизация» может быть достигнут, таким образом, синтез расщепленного в настоящее время по отдельным наукам гуманитарного знания.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 707;