Национально-вариативных управленческих моделей
Каждая из традиционных религий имела свою модель организации идеальной экономики. Религиозные заповеди вполне сочетаются с национальной корпоративно-управленческой практикой. Феномен «исламского банка», основанного на представлении о недопустимости ростовщического, по оценке мусульман, ссудного процента, представляет яркую иллюстрацию современных возможностей адаптирования экономики к высшим моральным установлениям. Процентная ссуда, утверждают мусульманские богословы, есть прямая эксплуатация единоверцев. Кредитор в традиционном банкинге получает доход без божественно заповеданных трудовых усилий. В исламской же банковской системе полученная прибыль, как и понесенные убытки, распределяются между тремя товарищескими по отношению друг к другу (принцип «мушарака») сторонами – банком, вкладчиком и предпринимателем. Доходы первых двух субъектов возникающих отношений изначально не гарантированы. Они являются результатом их последующих совместных усилий с бизнесом. Кредитование, таким образом, превращается в инвестирование, а банки и вкладчики берут на себя нехарактерную для традиционной западной системы миссию организационного и морального содействия представляющим их интересы бизнес-структурам.
В настоящее время система исламского банкинга охватывает более 40 государств. Эксперты говорят о «триумфальном шествии» исламских банков на кредитно-финансовых рынках мира. По оценке «Ситибэнк» темпы роста аккумулированного ими капитала составляют от 10 до 15% в год. Исламские подразделения открывают в своем составе ведущие западные банковские структуры: упомянутый «Ситибэнк», «Чейз Манхэттен», «Голдэн Сакс», «Ай-Эн-Джи», «Номура Секьюритиз», «Джей Пи Морган», «Дойче бэнк», HSBC и др. Получателями беспроцентных кредитов Исламского банка являются такие транснациональные гиганты как «Дженерал Моторс», «Ай-Би-Эм», «Алкатель», «Дэу», финансовые холдинги Societe и др. Такое сотрудничество крупнейших мировых корпораций, вероятно, не случайно. Применительно же к российскому экономическому контексту вывод из данного опыта заключается, естественно, не в призыве исламизировать банковскую систему России, а в доказательстве принципиальной возможности выстраивания управленческих систем в соответствии с традиционными нравственными императивами, и, более того, в эффективности такого строительства .[198]
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 721;