Закономерности агрессивного поведения и взаимодействия
Нередко люди выдвигают вполне конкретные обоснования в пользу агрессивного поведения. Так, например, одна мамаша, желая наказать строптивую дочь за мелкое неповиновение, бегала за ней по комнате, периодически повторяя: «Дай побью, тогда успокоюсь».
Вспомним рассказ А. П. Чехова «Не в духе». Проигравший в карты 8 рублей старший пристав Семен Ильич Прачкин мрачно ходит по комнате в расстроенных чувствах и слушает, как в соседней комнате его сын Ваня учит стихотворение А. С. Пушкина, без конца повторяя «Зима! Крестьянин, торжествуя...». Сначала отец передразнивает сына, а затем, будучи не в силах справиться с раздражением, зовет к себе, чтобы выпороть за давний проступок (Чехов, 1960, с. 350).
Реакция вымещения послужила темой для множества карикатур известного художника Бидструпа.
Хотя фрейдисты поставили в прямую зависимость агрессию и катарсис, эксперименты показали, что облегчение наступает далеко не всегда, особенно если агрессия сопровождается чувством вины, стыда.
Могут ли воображаемые агрессивные действия выполнить функцию облегчения? В жизни мы очень часто видим, как мать срывает свое недовольство на ребенке, хозяин на собаке, ребенок, отшлепанный ремнем, мучает кошку. А если человек получает возможность отреагировать мысленно, фантазируя или используя безобидный объект (куклу, игрушку), приобретает ли его общение более цивилизованные черты, возвращается ли в рамки воспитанного поведения?
На этот вопрос отвечает эксперимент С. Фешбаха (1955; по: Аронсон, 1998). В рамках эксперимента преподаватель обижал, высмеивал группу студентов, после чего половине студентов предоставлялась возможность отреагировать письменно, а у второй половины группы не было бумаги. В результате обе части группы оказывались «зараженными» агрессией, однако те, кто смог высказаться на бумаге, становились менее агрессивными.
Другие эксперименты показывают, что прямая агрессия в большей степени снимает напряжение. Продолжающаяся вербальная агрессия (оскорбления, прозвища) не уменьшает, а увеличивает враждебность (то есть налицо эффект суммации агрессии). Возникает привычка реагировать агрессивно.
Вербальная агрессия также может выступать как средство, облегчающее последующие агрессивные действия вплоть до физического воздействия.
Представьте, что вы бежали к отходящему междугороднему автобусу. Водитель видел вас, но отъехал. Один человек на остановке ругает водителя и предлагает вам писать жалобу, а другой жалеет вас и утешает. В каком случае вы будете больше злиться (пусть молча), то есть агрессивность будет нарастать?
Правильный ответ: если человек находится в ситуации фрустрации, то попытки провокации агрессии приводят к уменьшению агрессии, а жалость и симпатия - к увеличению агрессивности.
Как оказалось, объяснение причин поступков снижает агрессию. Победы формируют агрессию, а поражения снижают ее. Когда мы ожидаем снисхождения и помощи от человека, одержавшего победу, то нередко бываем неприятно удивлены его раздраженностью, враждебностью.
Известно также, что люди, которые действуют анонимно, склонны поступать более агрессивно, так как снижается беспокойство по поводу социальной оценки, снимаются внутренние ограничители. Поэтому, оказавшись в группе, подростки иногда совершают более жестокие действия по отношению к своим сверстникам, чем если бы они действовали в одиночку. Вспомните прекрасный фильм Р. Быкова «Чучело». Если ребенка сурово наказывать, это приведет к формированию у него агрессивности, которая сначала будет проявляться в отсутствие того, кто наказывал, а с возрастом еще усилится.
Опыты по наказанию «агрессивных моделей», воспитанию через «наказание другого» показывают, что наблюдение за наказанным агрессором не усиливает агрессивного поведения ребенка. Значительно сдерживает агрессию присутствие неагрессивных людей.
Рис. 21.3. П. Трогер. Невинность наказывает Амура. XVIII в.
Агрессивное поведение заразительно. Нередко, если в очереди за чем-либо, в толпе появляется раздраженный, взвинченный, громко негодующий человек, у остальных людей также повышается тон, в голосе появляются угрожающие нотки. Даже если этого не наблюдается в данный момент, можно не сомневаться, что разрядка накопившегося напряжения и раздражения может произойти в другой ситуации. Такой же результат дает просмотр агрессивных фильмов.
Многие страны отказались от военных игрушек и ввели цензуру на сцены с применением огнестрельного оружия в кино и на телевидении (в 1974 г. – Ямайка, в 1980 г. -Швеция).
В сопротивлении формирующейся агрессии велика роль эмпатии: чем эмпатия выше, тем реже человек будет проявлять агрессию.
Агрессивность – неосознанная (в виде предубеждений, предрассудков) и осознанная (в форме цинизма и открыто деструктивного поведения) – формируется у ребенка в условиях жестко авторитарного воспитания, не признающего поощрения (к тому же авторитарный человек не умеет поощрять других, даже если бы захотел), и использования чрезмерных наказаний. Взрослый авторитарный человек не умеет и не желает использовать формы конструктивного убеждающего, а не диктующего общения.
Таким образом, агрессивное поведение, агрессивность как черта личности привносят в общение черты деструктивности, разобщают людей и держат их в напряжении, оставляя после себя длинный шлейф досады, огорчения, дискомфорта.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 1175;