Внешнее самооформление
Внешнее самооформление — прическу, макияж, одежду, обувь — можно рассматривать как своеобразную форму личностной экспрессии. Оно играет не последнюю роль в создании общего впечатления об специалисте. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с клиентами, негативное восприятие создает психологический барьер, затрудняя общение.
О серьезной значимости затрагиваемой проблемы говорит выделение в последнее десятилетие особой отрасли знаний — имиджиологии, изучающей закономерности формирования у окружающих образа человека в единстве внутренних и внешних проявлений — стиля деятельности и общения, костюма и украшений. Обрели популярность новые профессии имиджмейкера и визажиста, знатоков искусства оформления внешности, совершенствования манер поведения. Сегодня без консультаций с ними не обходится не только звезда кино и эстрады, но и политик, бизнесмен, т.е. тот, кто серьезно озабочен производимым впечатлением. Вероятно, определенная информированность в вопросах имиджиологии необходима и социальному работнику, чтобы более осознанно и многосторонне подходить к самовыражению.
Затрагивая вопросы профессиональной имиджиологии социального работника, мы будем опираться на данные социологического опроса. Самооформление специалиста воспринимается в единстве с его характером, стилем общения, профессиональным мастерством.
На вопрос о том, что может раздражать во внешности, многие отметили не только погрешности костюма, безвкусицу, но и такие проявления, как злорадство, мстительность, бездушие, сухость, жестокость, бестактность, самоуверенность и т.п. Характерны такие мнения. "Дурной характер раздражает больше, чем безвкусица и даже некоторая небрежность". "Отполированная" внешность ничего не стоит, потому что прикрывает змеиную душу и слабые знания". "Имидж социального работника = знания+ум+характер+внешность".
Духовное обаяние некоторых социальных работников бывает столь велико, что клиенты, увлеченные общением с ними, не замечают детали их туалетов.
Сегодня не может идти речи о мелочной регламентации костюма социального работника, о введении какой-то обязательной униформы вроде темных платьев с высоким воротом и казенных мундиров. По своему усмотрению он может выбрать любой стиль в одежде — спортивный, традиционный классический или женственный, романтический. Как и любой человек, современный социальный работник имеет право на свободу самовыражения, оставаться в любой ситуации самим собой, придерживаться личных вкусовых предпочтений и в оформлении внешности. Однако в общении с клиентами, доминирующей функцией которого является социально-воспитательная, самовыражение специалиста неизбежно ограничивается определенными этическими и эстетическими рамками. Его прическа, украшения, покрой костюма оцениваются окружающими — клиентами и коллегами в первую очередь с функциональной точки зрения, соответствия ситуации общения.
Понятие функциональности делового костюма не однозначно. Это не только удобство для того, кто его носит, но и психологическая целесообразность для окружающих: не шокирует, не раздражает, настраивает на нужный лад, способствует формированию положительного имиджа. Нельзя сбрасывать со счета внушаемость некоторых клиентов, особенно детей, костюм наставник для многих из них — эталон для подражания.
Острие критики направлено не только на явные просчеты внешнего самооформления специалиста, например на неумение гармонично сочетать цветовую гамму в одежде, выбрать подходящий галстук, брошь или серьги. Дорогое платье изысканного, модного силуэта, изящное украшение из драгоценных камней, контрастируя со скромными костюмами клиентов, вызывают неоднозначную реакцию, в которой восхищение может сочетаться с внутренним протестом неуместным щегольством. В самооформлении социального работника, осознанно относящегося к своему имиджу, достаточно зримо присутствует такт, соблюдение меры, умение посмотреть на себя глазами клиентов.
Вопросы для самоконтроля
1.Что такое невербальное общение?
2. Какую роль в профессиональном общении социального работника играет фонационные средства речи?
3. Какие элементы невербального поведения включает Кинесика?
4. В чем специфика использования мимических средств невербального общения?
5. От чего зависит дистанция в общении между партнерами?
6. Что относится к пантомимическим средствам общения?
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 1240;