Фонация
Голосовой аппарат, состоящий из дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов, является рабочим инструментом социального работника. От того, насколько им владеют, зависят звучность, тембр, темп, артикуляция (произношение) — те компоненты устной речи, которые определяют ее интонационное богатство и своеобразие.
Изменяя звучность, мелодику, темпоритм высказываний, социальный работник может выразить тончайшие нюансы эмоционального отношения к предмету разговора, собеседнику, расширить смысловую емкость слова, при желании придать ему обратное значение. Например, сказав "спасибо", можно выразить и сердечную благодарность, и обиду, и равнодушие, и насмешку. "Речевой поступок, — подчеркивал В.А. Артемов, — имеет своим индикатором интонацию".
Ритмико-мелодическая характеристика речи обусловлена движением голоса (его повышение и понижение), темпоритмом, тембром, интенсивностью звучания и ударением — фразовым и логическим. Звучность речи зависит не только от природных особенностей голосового аппарата, но и настроения, эмоциональных состояний. Например, переживание печали придает голосу приглушенное звучание, радости — звонкость. Речевое обаяние социального работника зависит и от тембра голоса. Он может быть не только теплым и нежным, глубоким и мягким, но и глухим, скрипучим, стеклянным. Клиентов раздражает сбивчивая, невнятная, монотонная, плохо слышимая или громкоголосая речь, дефекты произношения — шепелявость, гнусавость, хрипота. При отработанной дикции даже произнесенное шепотом слово доходит до каждого клиента.
Темпоритмическая организация устных высказываний может быть самой разнообразной. Пользуясь музыкальной терминологией, P.P. Каспранский выделяет аллерго-речь, престо-речь, ритенуто-речь.
Выбор темпоритма обусловлен конкретными обстоятельствами общения, его целевой направленностью, эмоциональным состоянием говорящего. Взволнованности свойственно ускорение, состоянию невозмутимости — замедление ритма.
Убыстрение речи бывает опасно тем, что не все клиенты, в особенности "тугодумы", пожилые люди схватывают смысл высказываний, а неоправданное замедление вызывает интеллектуальную и эмоциональную заторможенность слушателей.
При расширении круга общения естественно повышение громкости, при сокращении — понижение. Голосовые модуляции позволяют расставлять необходимые смысловые акценты.
Представляет интерес исследование Е.П. Карпиченковой, установившей зависимость интонации диалогических высказываний — тембра, тональности, мелодики — от прагматической установки. Состоянию апатии, равнодушия свойственны средний и высокий регистр, узкий диапазон, незаконченный нисходящий тон. Дружеское, радостное отношение характеризуется высоким регистром, широким диапазоном, нисходящей или восходящей тональностью, завершенностью. Сдержанные реплики произносятся на низком или высоком регистре преимущественно узкого диапазона. Особенно яркими являются просодические характеристики коротких, эмоционально насыщенных реплик, приветствий, прощаний, восклицаний, в которых эмоциональный и интеллектуальный аспекты сливаются воедино.
Восприятие звучащей речи обусловлено фразовым ударением, паузами. С помощью ударения делаются необходимые лексические акценты. Помимо физиологической функции, позволяющей говорящему сделать вдох, пауза способна упорядочить высказывание, разделить на смысловые куски, привлечь внимание к сугубо важной информации.
Молчание как коммуникативный знак может выполнять многообразные функции:
· контактную, реализуемую в ситуации взаимопонимания, как показатель близости, когда слова излишни;
· дисконтактную, проявляющуюся при отсутствии взаимопонимания, свидетельствующую об отчужденности коммуниканта;
· эмотивную, когда таким образом передаются различные
· эмоциональные состояния: страх, удивление, восхищение, радость и др.;
· информативную, как сигнал согласия или несогласия,
одобрения или неодобрения, желания или нежелания совершить какое-либо действие;
· стратегическую, когда выражается нежелание говорить с
определенной целью: не показать свою осведомленность;
· риторическую, как способ привлечения внимания, придания особой весомости последующему высказыванию;
· оценочную, как реакцию на действия и слова собеседника;
· акциональную для выражения извинения, прощения, примирения, нередко сопровождаемую паралингвистическими средствами — жестами, мимикой.
Известны такие разновидности интонационных стилей, как информационный (деловой), научный, публицистический, художественный, разговорный. Специальные исследования показали присутствие в речи социального работника всей интонационной палитры. Стилистика речевого поведения обусловлена профессиональными задачами, тематикой высказываний, конкретной ситуацией, категорией клиентов, возрастом клиентов и другими обстоятельствами.
Для профессионального владения голосом необходима специальная работа, обеспечивающая культуру звукоизвлечения, речевую экспрессию и исправляющая недостатки. Многие профессиональные заболевания голоса являются следствием форсирования звука, игнорирования правил фонационного дыхания.
Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 985;