И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
КУЛЬТУРА. ДУХОВНОСТЬ. ОБРАЗОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Аннотация
The cultural educational environment is the polymodal, dynamic environment existing in complete space of culture and promoting implementation of an eminence and improvement of the spiritual sphere of the personality. Characteristic of the cultural environment is its harmony that provides the balanced, "consonance" impact of such environment on the person.
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
Развитие новых тенденций в психологии тесно связано с процессами перестройки высшего профессионального образования, с ориентацией этого образования на личность будущего учителя, развитие его кругозора, новаторского стиля мышления, развитие его профессионализма, духовной культуры.
Именно от учителя, его социальной активности и присущих ему нравственных качеств в значительной мере зависит успех начинаний и преобразований в деле духовно-нравственного воспитания современной молодежи.
Возможность осуществления этой цели открывается при наличии развитой образовательной среды, центральное место в которой должна занимать личность будущего учителя.
Согласно современным научным теориям, развитие личности должно опираться на культурный опыт и традиции, не только существующие в пространстве образовательной среды, но и продуцирующие, создающие такую среду. Это позволит глубоко воспринимать, осваивать, воспроизводить и творчески преобразовывать духовно-нравственные ценности (Л.С. Выготский, М.С. Каган, Н.И. Киященко, А.Н. Леонтьев, О.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, О.С. Ушакова, Г.М. Цыпин и др.).
Современные исследования по проблемам обновления всей системы образования выявили существенные недостатки формирования и развития духовной культуры молодежи.
Сегодня возникает потребность в принципиально новых формах образовательной системы, способной вооружить будущих учителей такими важными качествами, как инициативность, ответственность, предприимчивость, профессиональная мобильность, духовно-нравственные устои.
Существует представительный ряд определений понятия «культура». Многие философы полагают, что культура – это все то, что не является природой, или собственно природа, но преобразованная, измененная человеком (Дж. Вико, А. Гелен, Ш. Монтескье, К. Леви-Стросс и др.). В этом контексте особенное значение приобретает процесс усвоения нравственных ценностей как составной части культуры, а также такие ее категории, как проявления добра и зла, табу, моральные запреты и одобрения. Необходимо отметить, что актуальность данных позиций подтверждается тем фактом, что близкие идеи высказывают современные отечественные исследователи проблем подготовки профессионалов в высшей школе (И.А. Зимняя, Е.А. Климов, С.П. Ломов, О.В. Митина, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и др.).
Учеными установлено, что фундаментом формирования и развития личности современного молодого человека являются его духовная зрелость, социальная ответственность и высокий уровень самосознания. Согласно теоретическим положениям данного исследования, именно эти компоненты должны стать основанием анализа и моделирования учебно-воспитательного процесса на всем его протяжении – от школы до вуза. Именно так, опираясь на общие закономерности и сквозное развитие, можно выявить как условия развития культурной образовательной среды вуза, являющейся залогом развития и мировоззрения, и духовности в целом, так и условия подготовки руководителей процесса создания такой среды – преподавателей.
Духовность противоположна обыденности, повседневности. Она проявляется в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательном стремлении усовершенствовать себя. Так же как и культура, духовность не укладывается в пределы эмпирики. Духовность возвышает человека над повседневностью, внутренне освобождает его от материальных, социальных, психических зависимостей. Качество внутренней свободы присуще только одухотворенному человеку, осознающего свою свободу как возможность своей же творческой самореализации. Творчество создает культурные ценности и представляет собой проявление духовных сил и способностей человека. Этот процесс происходит в полной мере только внутри культурной среды, и, таким образом, область образования, как никакая другая нуждается в психолого-педагогической организации этой среды.
В психологии высшей школы сформировались разнообразные подходы к содержанию, формам, методам профессиональной подготовки студентов вуза. Наиболее фундаментальные теоретические положения отражены в исследованиях О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Э.Б. Абдуллина, В.И. Муцмахера, Г.Н. Падалки, Л.А. Рапацкой, М.И. Ройтерштейна, Н.В. Соколовой, Р.А. Тельчаровой, Г.М. Цыпина и др. Однако теория и практика подготовки учителя, который формирует нравственные и духовные основы у подрастающего поколения, свидетельствуют, что многие проблемы данной области еще недостаточно разработаны, в том числе, и вопрос подготовки профессионала, способного к созданию психолого-педагогически организованной среды.
Задача педагога новой школы состоит в том, чтобы осмыслить и определить новые пути и методы на базе исторических национальных корней для развития модели духовного образования XXI в.
В русле данного исследования особое значение приобретает тот факт, что организованная среда не может существовать в совершенно изолированном пространстве. В той или иной степени в нее будут проникать элементы стихийной среды, обладающей рядом свойств, оказывающих негативное воздействие на подрастающее поколение, но они будут присутствовать в своем ослабленном, фрагментарном виде и чем более успешно будет построена среда, тем меньшее влияние будет оказывать среда стихийная.
Пространство и среда рассматривались как определяющий фактор в формировании личности такими учеными, как В.И. Вернадский, Г.Д. Гачев, Л.Н. Гумилев, К. Леви-Стросс, А.И. Панченко, А.Г. Раппопорт, Э.Б. Тайлор, П.А. Флоренский, С.А. Хан-Магомедов. Необходимо отметить, что в области осмысления роли среды, в образовательном процессе наиболее разработанной является та часть исследований, которая касается ее пространственной природы. Организованная среда позволяет максимально развивать у личности поле пространственного воображения: широту, пространственных представлений, фантазию, что, в свою очередь, является непременным условием развития творческого потенциала ребенка. Большой вклад в изучение этой проблемы был сделан проф. Л.Г. Савенковой, которая в своих исследованиях сближает понятия пространства и среды и разрабатывает перспективный подход к преподаванию в школе с позиций предметно-пространственного подхода.
Таким образом, современными исследователями выявлен и описан ряд признаков образовательной среды, доказано ее влияние на процессы духовного развития учащихся различных возрастных групп.
Между тем сложность и одновременно актуальность поставленных в данном исследовании задач обусловлена наличием проблем в становлении духовной культуры подрастающего поколения, которое испытывает глубокий кризис ценностей и утрату духовно-нравственных ориентаций.
Таким образом, перед психолого-педагогической наукой встают важнейшие вопросы: каков воспитательный потенциал организованной среды и каковы механизмы ее влияния на развитие духовной культуры молодежи.
Концепция становления духовной культуры растущего человека, основанная на взаимодействии с организованной образовательной средой на уровне синтеза, предоставляющего личности не просто новые возможности и резервы в освоении мира, а возможности на новом качественном уровне, как в эстетической организации среды обитания человека, так и в осознании духовных ценностей.
Основными положениями концепции являются:
1. Образовательная среда способна оказывать комплексное формирующее воздействие на духовную сферу студента вуза и является интегральным показателем развития культуры личности.
2. Влиятельность среды на развитие подрастающего поколения обусловлена рядом ее качеств, таких, как глобальный характер, интенсивность влияния на человека, способность к формированию мировоззрения подрастающего поколения, способность быть катализатором эмоционального воздействия, способность к созданию синтеза, способность к созданию средовых композиций в содружестве с другими искусствами.
3. Воздействие среды заключается в наглядном и действенном примере творчества, подвижничества, духовного совершенствования, нравственных поисков, свойственных лучшим представителям русской культуры, в сочетании высокого профессионализма и опоры на педагогику и психологию культурных сообществ. К особенностям такой среды относится интентное включение, высокий «нравственный градус», обращение к внутренним силам личности в процессе погружения их в атмосферу творческого созидания.
4. Важная роль среды в процессе развития личности, определяемой в данной работе как социальное по своей природе прижизненное психологическое образование, представляющее систему мотивационно-потребностных отношений и характеризующее сущностные социальные отношения, а также являющаяся внешним проявлением внутренних качеств человека.
5. Наличие адаптационных и реабилитационных свойств образовательной среды, основанных на глубинной взаимосвязи физического развития личности со средой и при опоре на такие ее особенности как проницаемость и интенсивность влияния на человека и их значительная роль в становлении духовной культуры человека.
6. Необходимость специальной подготовки будущих учителей в плане развития их способности к созданию организованной образовательной среды и разработка комплексного подхода к ее реализации.
Итак, культурная образовательная среда определяется как полимодальная, динамичная среда, существующая в целостном пространстве культуры и способствующая осуществлению возвышения и совершенствования духовной сферы личности. Характерной особенностью культурной среды является ее гармоничность, что обеспечивает сбалансированное, «консонансное» воздействие такой среды на человека. Даже очень сильные эмоции в культурной среде способствуют не разрушению духовной сферы человека, а ее катарсическому очищению, что было отмечено многими исследователями, начиная с времен античности.
Таким образом, мы можем утверждать, что культурная образовательная среда отличается следующими признаками: полимодальность, динамичность, интеллектуальная наполненность, гармоничность, значительная степень присутствия высоких образцов музыкального искусства, коммуникативный потенциал, открытость к диалогу, терапевтические, здоровьесберегающие функции, высокий уровень вербальной составляющей.
Наиболее значимыми условиями формирования духовных ценностей молодежи в процессе ее взросления являются те, что формируются и функционируют внутри специально созданной среды на основе ее проницаемости, влиятельности и свойства консонантного воздействия на человека.
Организованная образовательная среда, обладая рядом действенных качеств, таких, как проницаемость, влиятельность, способность к продуцированию разнообразных средовых композиций оказывает решающее влияние на развитие духовной культуры молодежи и является ее интегральным показателем.
Сущностные характеристики среды заключаются в интенсивности ее влияния на человека, способностью к формированию мировоззрения подрастающего поколения, способностью к созданию синтеза в содружестве с другими искусствами.
Условиями построения организованной среды являются: стадиальность ее формирования, стратометрическая, (послойная) структура развития межличностных отношений в коллективе школьников по мере углубления деятельностного отношения к творческой работе, соответствие форм и методов ее построения возрастным особенностям учащихся, общая направленность на духовное совершенствование растущего человека.
Определяющим условием создания среды является целенаправленная подготовка квалифицированных специалистов на факультетах вузов, осознающих ее значение и владеющих современными методами ее создания в условиях образовательных учреждений.
Признаками готовности будущих учителей к созданию среды является наличие у них следующих базовых профессиональных качеств: индивидуального подхода к выработке педагогической концепции, способностью к планированию педагогических действий, способностью к общению с искусством, ориентацией на уровень возрастного развития и индивидуальность учащихся, стремлением к целостному подходу к совокупности педагогических методов, способов деятельности и стратегии коммуникации, потребностью в самосовершенствовании и саморазвитии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акоблова В.Н. Адаптационные и реабилитационные функции педагогически организованной образовательной среды // Педагогика искусства. – 2014. – № 2.
2. Уколова Л.И. Авторская песня как фактор познавательного интереса на уроках музыки: Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы музыкального и художественного образования и культуры: История и современность». – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2012.
3. Щукина М.И. Развитие духовности личности. – М., 2014.
Часть I
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗА
НА ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 6436;