Общие принципы формирования жилого интерьера.

Основная цель научной и проектной деятельности в области жилища — создание материально-пространственных условий для жизнедеятельности семьи. Учет всего комплекса потребностей семьи позволяет обеспечить архитектурными средствами нормаль­ное протекание хозяйственно-бытовой и культурной деятельнос­ти, необходимой для восстановления физического и духовного потенциала членов семьи.

Оптимальность среды жизнедеятельности обеспечивается удов­етворением комплекса социальных, функциональных, технологических, художественных потребностей. Характер этих потреб­ностей зависит, прежде всего, от типа семьи — количества поко­лений, количества членов семьи, их возраста, рода занятий, психи­ческого склада характера, художественных предпочтений. Изме­нение характера этих требований зависит от динамических процессов, происходящих в семье: рождаются и взрослеют дети, от­почковываются новые семьи, стареют родители. Поэтому работа над интерьером бесконечна.

Социальная целесообразность жилого интерьера обеспечивается тем, что средствами архитектуры в полной мере реализуется самый гуманный ее принцип — «Человек есть мера всех вещей».

Биосоциальная составляющая этой функции обеспечивается учетом антропометрических данных, соблюдением санитарно-гигиенических норм (верхние и нижние пороги освещенности, время инсоляции, температура и влажность воздуха и т. п.), со­вершенствование инженерно-технического обслуживания.

Не менее важной является гомосоциальная составляющая, обеспечивающаяся мероприятиями по созданию здорового психологического климата в семье. Итак, основная социальная функция жилища — дать каждому члену семьи ощущение покоя и безопасности, защитить его в фи­зическом и психологическом смысле. Физический комфорт дома определяется тем, насколько полно учитываются биомеханические характеристики, психологический комфорт, насколько полно каж­дый член семьи способен реализовать себя как личность.

Одним из показателей благополучия в этом плане является возможность обеспечить связь поколений. Ведь дом — это место, где детям передаются элементы бытовой культуры, прививаются трудовые навыки, формируются представления о мире красоты.

Полноценное в функциональном отношении жилище создает условия для активного участия взрослых членов семьи в жизнедея­тельности детей. Личный опыт передается не только благодаря вов­лечению детей в биофизиологические процессы (сон, отдых, личная гигиена), но и в хозяйственно-бытовую деятельность (уход за квар­тирой, одеждой, приготовление пищи), и в социально-культурную (совместный труд, общение, получение информации). При этом очень важно, чтобы ребенок чувствовал уважение к себе, чтобы учитыва­лись его индивидуальные особенности, его склад характера, его тем­перамент. Необходимо, чтобы у него было свое место, где бы он мог рисовать или клеить модели, плотничать или заниматься шейпин­гом. Необходимо, чтобы было найдено соотношение между уровнем сидения и столешницы, исходя из его роста, чтобы были предложе­ны методы трансформации, делающие его мебель «растущей».

Жилище становится домом, если при появлении нового взрос­лого члена семья бережно и заботливо относится к его пред­ставлениям и привычкам. В этом случае важна помощь всех членов вновь образовавшейся семьи. Не исключено, что потре­буется определенная переделка интерьеров квартиры, чтобы легче, быстрее и безболезненнее прошли все этапы биологичес­кой и социальной адаптации. Так, новому члену семьи требует­ся определенное время, чтобы привыкнуть к новому для него характеру жилища, пропорциям комнат, их освещению, влаж­ности воздуха и т. п. — в этом заключается его биологическая адаптация. Но он должен привыкнуть и к уже сложившимся в семье отношениям, формам общения, образу жизни (если они не противоречат его этическим нормам) — а это уже адапта­ция социальная.

Дом – это место, где люди не только живут для детей, но и отдают долги родителям. Пожилой человек особенно легко психо­логически раним, физически ослаблен, поэтому в отношении к нему не может быть мелочей. Очень часто выделение его персонального пространства требует большей изоляции. Иногда для этого доста­точно поставить ширму, переставить мебель, а иногда нужно делать временные перегородки. В определенных случаях оказываются не­обходимыми горизонтальные и вертикальные поручни в ванной, туалете, прихожей, подвесные поручни у кровати. Приходится проверять, достаточна ли для старших членов семьи существующая освещенность – очень часто нужны значительно более мощные лампы. Иногда стоит выводить из непосредственного окружения раздражающие цвета, так как цветовые предпочтения меняются с возрастом.

Если в юности человек достаточно легко проходит стадии адап­тации, то для пожилых людей привыкание связано со значитель­ным физическим и эмоциональным напряжением, и внимание, помощь близких совершенно необходимы. В доме пожилого че­ловека — квартире, комнате, уголке общей комнаты — желатель­но разместить любимые вещи, фотографии, картины — то, что может напомнить ему время молодости или жизненного успеха.

Обстановка в доме может осложниться, если кто-либо из членов семьи получит травму. Поэтому мы предлагаем, чтобы студенты в процессе проектирования продумали возможность приспособления интерьера к нуждам человека в инвалидной коляске, обеспечив в проектируемом помещении нормируемую ширину дверных проемов, возможность установки в квартире откатных дверных поло­тен, достаточную ширину полосы движения, возможность устрой­ства площадок для разворота кресла-коляски.

Функционально-технологическая целесообразность жилого интерьера обеспе­чивается учетом: природно-климатических и градостроительных условий места жительства; жизненными установками и програм­мой действий всех членов семьи; их социокультурными установ­ками; антропометрическими особенностями членов семьи и эрго­номическими закономерностями их деятельности в доме.

Проектные шаги по обеспечению функциональной целесообразности жилого интерьера имеют определенную последовательность:

-составление общего перечня бытовых процессов;

-предварительное распределение бытовых процессов в грани­цах коллективных и индивидуальных зон жилища;

-определение расчетного состава функциональных зон;

-определение номенклатуры и комплектация зон мебелью и оборудованием; установление степени замкнутости отдельных зон;

-определение характера связей между ними;

-поиски пространственно-композиционного и цветового решения, стилистического своеобразия.

Физиологический аспектфункциональной целесообразности жилого интерьера определяется тем, насколько полно учитыва­ются антропометрические особенности человека при проверке комфортности минимальной функциональной ячейки, функцио­нальной зоны, цепочки функциональных зон.

Анатомические особенности человека определяют шкалу пер­вичных антропометрических данных, полученных на основе из­мерений различных частей тела у большого количества людей и обработанных при помощи методов вариационной статистики. Первичные антропометрические признаки устанавливаются из со­отношений размеров тела человека в статических положениях стоя и сидя. Вторичные антропометрические данные выводятся Функциональной антропометрией на основании изучения человека в активном состоянии. Изучение рабочих поз при различной Деятельности, а также пределов досягаемости дает сведения о необходимом для каждого вида деятельности минимальном пространстве (рис. 312, табл. 9).

Активность на постоянном месте составляет лишь часть деятель­ности человека. Формы ее в интерьере значительно многообразнее, ибо сочетают в себе состояние покоя и сумму перемещений. Жизнедеятельность каждого человека и семьи в целом делает необходи­мой разработку графика человеческих движений и перемещений, результатом чего становится построение динамической модели обживания пространства человеком.

Психологический аспект функциональной целесообразнос­ти определяется тем, что архитектурная среда воздействует на психику и сознание человека. Рассмотрим два уровня этого воздействия: психофизиологический, позволяющий оценить внутреннее со­стояние организма под воздействием микроклимата, инсоляционного, радиационного и других физико-химических режи­мов среды. На этом уровне возникают светоцветовые, линей­ные, плоскостные, объемно-пространственные иллюзорные эффекты, которые формируются за счет положения и характера световых источников, цветовых и конструктивных особенностей, геометрии форм и пространства; психологический, позволяющий воспринять интерьер как целостный эмоциональный и эстетический объект, оценить гар­моничность предложенного архитектурного решения

 

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВА

1. Один член семьи не должен мешать другому. Кажется, это само собой разумеется, и все-таки, организуя свой быт, всегда ли мы помним об этом важном условии? Избежать того, чтобы одни невольно не мешали другим в ряде случаев, оказывается трудно, но так или иначе приходится решать эту задачу.

Существует немало весьма остроумных приемов — от устройства своеобразных полу перегородок в комнате до полного отделения каких-то ее зон, но лишь временного, чтобы при изменении обстоятельств без особого труда вновь объединить пространство.

2. Многофункциональность жилого интерьера и его элементов. Жилая площадь нашей квартиры или комнаты — величина постоянная, чаще всего ограниченная строгими нормами. Но даже при постепенном увеличении нормы жилой площади в расчете на человека, что является крупным социальным достижением нашей страны, нужно исходить из того, что жилая и вспомогательная площади должны использоваться с максимальной эффективностью, то есть иметь, как говорят, наивысший коэффициент полезного действия. Как же увеличить этот к.п.д.? Едва ли не самый действенный способ организации квартиры и всего ее оборудования — исходить из условия многофункциональности в использовании комнат, отдельных зон и даже предметов. Значение этого условия тем больше, чем меньше площадь квартиры. Одна и та же комната во многих случаях служит и для общения всей семьи в час отдыха, и для приема гостей, и для серьезных занятий, требующих тишины. Значит, надо постараться так оборудовать комнату, чтобы было одинаково удобно использовать ее в различных условиях. Некоторые предметы, выпускаемые серийно, дают возможность кое-что оперативно менять в комнате — складные столы, диваны и кресла-кровати и пр., но мы имеем в виду гораздо более высокий к.п.д. нашей жилой площади. Поэтому далее речь пойдет о максимально эффективных в этом плане предметах, приспособлениях, планировочных приемах и т. п.

3. Максимальное освобождение нижней зоны за счет верхней. В космическом корабле, вероятно, можно обойтись без соблюдения этого условия (и то едва ли), но мы-то ходим по полу! А он занят вещами. Однако и без вещей не обойтись. Как же быть? А вот как: необходимо творчески осмыслить и максимально использовать объем жилища, а не площадь, как повелось говорить. Если стремиться к подлинному удобству и простору, начинать придется с освоения верхней зоны квартиры. Нужна лесенка? Что ж, для молодости это не только не помеха, но и хороший повод размяться. Высота мала?.. Но и при современной высоте потолка к.п.д. помещения можно существенно увеличить, руководствуясь этим условием.

4.Оптимум емкостей. Непродуктивно используемые емкости более всего теснят человека: покупают огромную стенку, а хранить в ней зачастую особенно нечего, и, как на выставке в магазине, за стеклом сиротливо жмутся к стенкам группки книжек... И стоит этот огромный агрегат поистине «для мебели». Неудобно, зато престижно!.. Приобрели полный кухонный гарнитур, а вся посуда едва заполняет два шкафчика. Вы, конечно, рассчитываете на будущее прибавление семейства — прекрасно, но и в этом случае надо прежде подумать, чтобы не забивать крупными емкостями небольшую кухоньку. Вывод ясен — красота и удобство организации интерьера во многом зависят от того, сумеем ли мы оптимизировать количество емкостей.

5. Каждой вещи — свое место. В сущности, именно это и определяет порядок в доме — без его соблюдения дизайн квартиры совершенно немыслим (понятно, что это условие непосредственно связано с предыдущим). Сколько времени, сил, нервной энергии затрачиваем подчас только из-за того, что вещь не имеет своего рационально обусловленного, а значит, и удобного места. Более того, рациональное размещение необходимых в быту предметов — это система связей отдельных вещей и их групп друг с другом.

6. Открытость и сборность систем оборудования квартиры. Не следует оборудовать жилище в расчете на полную его неизменяемость. Подлинный комфорт означает такую организацию интерьера, которая основывается на «открытых системах», как называют их архитекторы и дизайнеры, то есть системах мобильных, не застывших.

Со временем быт семьи обновляется, а вернее, этот процесс непрерывен. Увеличивается семья, подрастают дети, изменяется характер одних занятий, появляются новые и т. п. Все это влечет за собою необходимость как-то варьировать оборудование жилища, что иногда не слишком сложно, а иной раз и весьма трудоемко. Если ничего для этого не предусмотрено, даже незначительное переустройство лавиной обрушивает на вас излишние затраты денег, сил и времени.

Но мыслимо ли что-либо предусмотреть заранее, чтобы сделать этот процесс не столь болезненным и утомительным? Оказывается, такой метод есть. Когда вы сами начнете конструировать стенку или стеллаж либо блокировать обычную стандартную мебель, помните об этом условии — не делайте «жестких», неразъемных конструкций,; не создавая «мертвых» узлов» - Стремитесь к сборности, которая позволяет оперативно менять функцию и облик интерьера. Ниже мы покажем, как разнообразно проявляется это условие в дизайне квартиры.

7. Из малого — большое. Вы видели новые раскладные столы? Большой обеденный стол в одну минуту превращается в почти плоскую пристенную тумбу. Или современное кресло-кровать — днем оно не требует много места. Сегодня дизайнеры ряда стран, создавая различные новые изделия, все чаще руководствуются этим принципом.' К сожалению, наша промышленность пока мало прибегает к нему, даже если это совсем несложно по технологии: кастрюли не входят одна в другую; стулья, которые при необходимости могли бы компактно укладываться один на другой, всегда занимают уйму места, и т. д. Но ничто не мешает соблюдать это условие, когда конструируешь что-то сам.

8. Старому — новую жизнь. Старые вещи, особенно мебель, можно прекрасно использовать, вдохнув в них новую жизнь. Они смогут и дальше полноценно отвечать современным функциональным и эстетическим требованиям. Именно они во многих случаях помогут вам найти индивидуальный облик комнаты, кухни или коридора. Будьте внимательны к старым вещам — в изменившихся условиях они способны с блеском сыграть новые роли.

9.Экономное использование декоративных средств. Пробыв в иной квартире совсем недолго, чувствуешь невольную усталость — что-то раздражает, мешает сосредоточиться... Оказывается, здесь все одинаково броско и нарядно, все основано на максимальном эффекте, все бьет в глаза. Так подходить к отделке интерьера и подбору вещей, разумеется, не следует. И не просто потому, что дорого — это и некрасиво. Вот одно из наиболее существенных правил: самое интересное, декоративно сложное нужно суметь так подать в доме, чтобы именно оно привлекало внимание, а остальное не мешало восприятию главного. Это не значит, что обилие декоративных предметов вообще противопоказано культурно организованному жилищу. Важно уметь распределить их, где нужно, найти лучшие точки для восприятия, эстетически и содержательно осмыслить.

10. Единство стилевого решения интерьера. Гармония жилой среды — это не абстракция, а зримо проявляющееся единство всех ее элементов. Нарушение этого условия ведет к визуальному хаосу тут уж красоты не добьешься, как бы современны ни были вещи и отделка жилища. Но ведь не менять же постоянно мебель в угоду этому условию!.. Разумеется, нет, и одна из важных задач данной книги в том и состоит, чтобы показать, какими средствами можно обеспечить единство интерьера. Если какие-то вещи не соответствуют общему стилю новой мебели, надо не затушевывать «разногласий» между ними, а умело подчеркнуть различия, сознательно сыграть на стилевом контрасте, найти способ объединить все то, что кажется малосовместимым. Кроме того, стилевое единство интерьера совсем не означает, что все помещения, все зоны квартиры должны быть выдержаны строго в одном стиле. Напротив, разным зонам можно придать свой стилевой характер, установив между ними композиционные связи.

11. Самобытность интерьера. Не с этого ли следовало начинать, если уж берешься за свой интерьер с целью сделать его не похожим ни на один другой? Дело, однако, в том, что самобытность как бы суммирует все предыдущие условия. В то же время выделение этого условия как самостоятельного заставляет осмысленно подходить к целям и средствам создания необычного интерьера. Каждый приведенный в книге пример — это раскрытие тех приемов, которые в конкретных условиях позволяют создать «свое» жилище.









Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 5732;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.