МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В АНГЛИИ
Кроме основной линии английской философии, которая, начиная с Локка,
развивалась четко по направлению к субъективному идеализму, в Англии на
переломе XVII и XVIII вв. появляются и философы противоположного
направления. Эти мыслители были прямо или косвенно связаны с развитием
естественнонаучного познания. Они во многом исходили из сенсуализма Локка,
продолжая и развивая материалистические тенденции, содержащиеся в его
взглядах.
Английскую материалистическую философскую мысль представляет английское
Просвещение. Просвещение как явление характерно для всей тогдашней Западной
Европы. Во всех странах, в том числе и в Англии, оно возникло как ответ на
запрос набиравшей силу, формировавшейся тогда еще прогрессивной
революционной буржуазии,^ также развивавшегося научного знания.
Представители английского Просвещения (так же как и других стран Европы)
весьма резко выступали против идейного .засилья религии, добивались
политических свобод и остро критиковали все, что было связано с прежним
устройством общества. Деятели Просвещения весьма тесно были связаны с новой
наукой, в частности естествознанием. Они поставили вопрос о соотношении веры
и разума и в его решении окончательно склонились в сторону разума.
Видную роль, в частности в английском Просвещении, сыграл деизм \
Деизм - воззрение, согласно которому бог признается лишь как первопричина
мира. В дальнейшем же мир развивается по собственным (естественным) законам.
\
[28]. Он был тогдашним выражением религиозного
вольнодумства, более или менее скрытым отрицанием религии как таковой. На
первое место представители английского Просвещения выдвигали свободу
человека и силу человеческого разума.
Исторически первым представителем этой линии является Джон Толанд
(1670-1722). Большую известность приобрела его работа "Христианство без
тайн" (1696), в которой Толанд отвергает теорию двойственности истины
(истины разума и истины веры) и выдвигает разум в качестве единственного
критерия веры. Он провозгласил тезис: то, что противно разуму, не может быть
предметом веры потому, что разум можно убедить лишь в том, что он способен
понять. Эти мысли вызвали большую неприязнь духовенства. В работе "Племя
левитов" он называет духовенство наихудшей язвой человечества. В 1697 г.
именно духовенство принудило его покинуть родную Ирландию и перебраться в
Англию. И здесь он вступает в конфликт с официальными представителями
тогдашнего общества из-за ярко выраженных республиканских взглядов. Его
философские мысли содержатся в работах "Пантеистикон" и "Письма к Серене".
Толанд критикует Спинозу и указывает на определенные слабости его
философии. В частности, он отмечает, что движение у Спинозы является лишь
модусом атрибута распространенности. Сам Толанд в понимании взаимосвязи
движения и материи выходит за рамки материализма XVII столетия, хотя и
остается в пределах механистического материализма. Он подчеркивает, что
движение - неотделимое свойство материи и что покой - не что иное, как
"движение сопротивления".
Наиболее значимой частью творчества Толанда является его критика
религии. Признавая существование "наивысшего существа", понимаемого
деистически, он дает очень острую критику философским попыткам обосновать
религию и теологию.
Другим видным представителем этого направления философской мысли был
Антони Коллинз (1676- 1729). В его работах "Рассуждение о свободе мышления"
и "Исследование человеческой свободы" мы встречаемся с детерминистскими
взглядами. В своих философских суждениях Коллинз, опираясь на сенсуализм
Локка, выводит определенные материалистические заключения. Помимо прочего он
выступает против бессмертия души, ее нематериальности и т. д.
Дэвид Гартли (1704-1757) также принадлежит к числу видных мыслителей
Англии XVIII столетия. Его научная работа связана, в частности, с его
профессией врача, которая во многом повлияла на его философские воззрения. В
1749 г. он создает работу "Размышления о человеке, его строении, долге и
упованиях". В ней он соединяет сенсуализм Локка с
механи-стическо-материалистическим учением. Его идеи способствовали
формированию материалистического подхода к пониманию человеческой психики
\ Создал вибрационную теорию ассоциации идей. \.
С исследовательской работой в области естествознания были тесно связаны
философские взгляды Джозефа Пристли (1733-1804), также представителя
английской материалистической философской мысли. В подходе к вопросам теории
познания он испытал влияние сенсуализма Локка, во многом был близок к мыслям
философствующего врача Д. Гартли. В области естествознания особое внимание
уделял физике и химии. Рассуждения Пристли о материи и ее свойствах носят
механистический характер, но являются попыткой очередного философского
обобщения научных фактов, в частности естественнонаучных знаний.
Прогрессивность социальных взглядов Пристли проявилась в его отношении
к Великой французской буржуазной революции. В "Письмах к сэру Эдмунду Барку"
он защищает право на восстание и требует свержения тирании, поэтому в 1794
г. он был вынужден эмигрировать в Америку.
Философское и естественнонаучное мышление Пристли непосредственно
повлияло на формирование воззрений французских материалистов и одновременно
само было во многом ими обусловлено. В частности, понимание Пристли человека
как "существа механического" сыграло значительную роль. Однако Пристли не
преодолел ограниченности деизма. С позиций последнего он полемизировал с
представителями французского механистического материализма XVIII столетия по
поводу их атеистических взглядов.
Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 938;